Уважаемые участники конференции!
Дамы и господа!
Прежде всего, хотел бы от имени Совета Федерации искренне приветствовать всех собравшихся в резиденции Межпарламентской Ассамблеи СНГ - Таврическом дворце и поблагодарить за приглашение выступить на столь представительном форуме.
Коллеги! Современные демократические стандарты помимо всеобщего равного и прямого избирательного права включают и такие важные принципы, как открытость и гласность избирательного процесса. Для их реализации в избирательном процессе необходимо соблюдение следующих условий:
первое - равный доступ всех участников избирательного процесса к СМИ и иным ресурсам, обеспечивающим донесение их программ до избирателей;
второе - честность при голосовании и подсчёте голосов;
третье - организация избирательного процесса беспристрастными избирательными органами и эффективная судебная защита избирательных прав граждан.
За последние годы в России происходило активное реформирование избирательной системы. Цель этих преобразований – её максимальное приближение к указанным демократическим стандартам.
В целях совершенствования демократических устоев государства на федеральном и региональном уровне был принят ряд решений, основанных на посланиях главы государства 2008 и 2009 годов.
Хочу кратко напомнить важнейшие из них.
Во-первых, отменён денежный залог на выборах, приводивший к материальному неравенству кандидатов и партий.
Во-вторых, принят закон о равном доступе политических партий к средствам массовой информации в межвыборный период.
В-третьих, ограничено досрочное голосование на выборах всех уровней. Сегодня общественностью и экспертным сообществом активно обсуждается вопрос о полной отмене досрочного голосования. Моя позиция по данному вопросу хорошо известна: считаю, что со временем мы неизбежно откажемся от голосования на выборах всех уровней по открепительным удостоверениям
Считаю, что эти и другие новации, инициированные Президентом России, позитивно повлияли на ход избирательных кампаний, прошедших в 2010 году в рамках Единых дней голосования.
Сегодня перед нами стоит новая задача - поднять уровень политической конкуренции и повысить качество народного представительства на муниципальном уровне. Местное самоуправление является ключевым элементом любого демократического государства, поэтому важно, чтобы роль партий ощущалась и в работе муниципалитетов. В своём недавнем Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев предложил сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в муниципальных образованиях с численностью депутатов не менее 20 человек.
Эти меры помогут укрепить доверие населения к политическим партиям и усилят их роль на местном уровне.
17 января 2010 года на встрече с руководством Федерального Собрания Российской Федерации Президент Дмитрий Анатольевич Медведев указал на необходимость принятия соответствующего закона уже в ходе весенней парламентской сессии.
Для России 2011 год насыщен важными общественно-политическими событиями – выборы депутатов Государственной Думы, Единые дни голосования, начало президентской кампании.
На первый взгляд, эти выборы напрямую не затрагивают нашу палату. Но это не так.
1 января 2011 года вступил в силу закон об изменении порядка формирования Совета Федерации. Законом предусматривается, что палата будет формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов представительных органов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Таким образом, в Совете Федерации будут работать граждане, прошедшие процедуру публичного избрания, имеющие опыт работы с избирателями и представляющие не только органы власти субъекта Федерации, но и непосредственно его население.
Обязательное прохождения через «горнило» региональных или местных выборов станет главным звеном, связывающим члена Совета Федерации со своими избирателями.
Хочу особо отметить, что закон явился закономерным ответом на многолетние дискуссии, в том числе и в стенах Совета Федерации, о необходимости включения выборного элемента в порядок формирования Совета Федерации.
На упомянутой выше встрече с руководством Федерального Собрания Российской Федерации Президент России отметил, что процесс реформирования Совета Федерации будет продолжен.
Считаю, что при любых реформах нам необходимо сохранить одну из главных традиций Совета Федерации: отсутствие фракций политических партий. Сегодня когда Государственная Дума избирается полностью по пропорциональному принципу это особенно важно.
Совет Федерации является «палатой регионов». Он отражает на общегосударственном уровне власти политико-территориальное устройство страны, обеспечивает интеграцию и консолидацию интересов регионов. Поэтому в соответствии с Регламентом нашей палаты в стенах Совета Федерации запрещена деятельность не только фракций, но и любая партийная работа.
Уважаемые участники конференции!
Важное место в процессе организации выборов отводится избирательным комиссиям. От их квалификации и беспристрастности зависят результаты волеизъявления граждан.
В соответствии с законодательством Российской Федерации Совет Федерации принимает непосредственное участие в формировании Центральной избирательной комиссии и в подготовке выборов всех уровней. В частности, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Совет Федерации назначает пять членов ЦИК. Члены Совета Федерации также регулярно участвуют во всех рабочих группах при Центральной избирательной комиссии.
Совет Федерации и ЦИК развивают сотрудничество и в процессе совершенствования избирательного законодательства и в правоприменительной практике.
Между Комитетом Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике и Центральной избирательной комиссией подписано соглашение о совместной деятельности и сотрудничестве в процессе подготовки и проведения региональных выборов.
Пользуясь случаем, хочу выразить большую признательность председателю Центральной избирательной комиссии Владимиру Евгеньевичу Чурову за отличную организацию работы с нашей палатой.
Гармонизация и сближение избирательного законодательства государств-участников - одно из важных направлений в деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ. На решение этих задач нацелена и практика взаимного международного наблюдения, которая может и должна способствовать равноправному сотрудничеству государств, исповедующих демократические идеалы и ценности.
Большая заслуга МПА состоит в том, что выборы в государствах СНГ проходят в последнее время, как правило, корректно. Это означает, что Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ, где чётко прописаны статус и полномочия международных наблюдателей, становится реальным инструментом развития избирательных систем наших стран.
В совокупности с другими документами СНГ и Межпарламентской Ассамблеи, Конвенция создала прочную юридическую основу для современной инфраструктуры избирательного процесса на пространстве Содружества.
Соблюдение положений этой Конвенции является важным объективным критерием в оценке международными наблюдателями СНГ избирательного законодательства той или иной страны и практики его применения. Другого такого, столь же детально проработанного документа, формулирующего четкие стандарты свободных и справедливых выборов, в мире пока нет.
В последние годы мы наблюдаем повышенный интерес со стороны представителей ОБСЕ к документам и заключениям, подготовленным на основании нашей Конвенции.
Мы готовы делиться опытом. Напомню, что Россия уже обращалась к членам Совета Европы с предложением разработать аналогичную Общеевропейскую Конвенцию об избирательных стандартах.
Считаю, что этот вопрос сегодня по-прежнему является актуальным.
Уважаемые участники конференции!
Позвольте в заключение выразить уверенность в том, что результаты нашей работы, предстоящий обмен опытом послужат развитию демократических процессов на пространстве СНГ.
Благодарю за внимание!