МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на заседании президиума Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными органами государственной власти субъектов РФ по вопросу "О проекте федерального закона "Об образовании в РФ" 2 марта 2011 года (г.Москва)

02 марта 2011

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня в центре нашего внимания проект закона «Об образовании в Российской Федерации».

Вопрос о разработке и принятии нового интегрированного законодательного акта в сфере образования ставился уже давно, в том числе представителями регионов.

О необходимости такого закона мы писали в нашем ежегодном Докладе «О состоянии законодательства».

Действительно, ситуация в образовании за два десятилетия, прошедшие с момента принятия действующего законодательства, изменилась. В законы внесены десятки изменений.

Минобрнауки подготовило рабочую версию законопроекта, который затрагивает основополагающие вопросы развития отрасли. Достаточно сказать, что он меняет типологию образовательных учреждений, уровни образования, систему социальной поддержки обучающихся и педагогов.

Особая значимость законодательства об образовании понятна. Какую бы задачу мы не решали на государственном уровне - от занятости населения до межнациональных отношений - мы выходим на  образование.

Как отметил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев: «…Именно от того, какой образ мыслей приобретает человек во время получения образования, зависит и его мироощущение».

Поэтому законопроект «Об образовании» нуждается в максимально широком обсуждении.

Напомню, что в сентябре 2010 года концепция этого законопроекта обсуждалась на парламентских слушаниях, организованных нашим профильным Комитетом. Совет Федерации, по сути дела, дал старт широкой общественной дискуссии.

С 1 декабря минувшего года по 1 февраля 2011 года проект закона обсуждался в сети Интернет на специальном сайте. Свои замечания к нему подготовили Общественная палата Российской Федерации и ректорское сообщество.

Первоначальная версия документа, как показало обсуждение, является остро дискуссионной и, по мнению общественности и профессиональных экспертов, нуждается в серьёзной доработке. Нужна не только техническая шлифовка, но и концептуальная правка.

Накал споров разгорается по линии противостояния двух подходов к образованию. С точки зрения рыночного регулирования, когда образование рассматривается как услуга. И с точки зрения государственной политики, направленной на реализацию права граждан на образование в соответствии с сорок третьей статьёй Конституции России.

Рассматривать образование исключительно с точки зрения рынка - опасно.

Представляется, что многие новации, основанные на «рыночном» подходе, ведут к снижению государственных гарантий права на образование.

Органично связаны с законопроектом и новые образовательные стандарты.

Ведь, согласно законопроекту, государственные гарантии бесплатности образования ограничиваются рамками федеральных образовательных стандартов.

Хочу подчеркнуть, что от уровня и качества образования зависит материальное благосостояние и профессиональная карьера каждого гражданина России. По данным Росстата за 2009 год, риск бедности начинает снижаться только с уровня образования «среднее профессиональное» и значительно уменьшается лишь для тех, кто получил высшее образование. Поэтому школа должна давать знания и навыки, достаточные для продолжения обучения.

Люди обеспокоены тем, что образование становится ещё одним фактором расслоения общества.

Убеждён, новый закон должен обеспечить выполнение образованием функции «социального лифта». Гарантировать подготовку грамотных, хорошо образованных людей, имеющих глубокие профессиональные знания, широкий кругозор, высокий общекультурный уровень.

Без общей культуры, без общего образования нельзя быть профессионалом в какой-либо области. Если в стандартах не окажется обязательных русского языка и литературы, истории и математики, физики и химии, мы получим недоучек.

Нельзя соглашаться на стандарты и законы, которые приведут к дибилизации нашего общества. Инновационную экономику не могут создавать малообразованные, неграмотные люди.

Моя позиция по вопросам развития образования хорошо известна. Я убеждён, что уже допущено немало ошибок, чего только стоит введение ЕГЭ.

Изменения в образовании должны проводиться очень осторожно. Образовательные революции нам не нужны. Лимит революционности по всем направлениям Россия исчерпала ещё в прошлом веке.

Дорогие друзья!

Сегодня нам предстоит рассмотреть проект закона с точки зрения интересов субъектов Российской Федерации, сохранения единства образовательного пространства России.

Необходимо на самой ранней стадии внести все необходимые поправки в законопроект, чтобы он был предметом общественного согласия. Чтобы не пришлось нам «признаваться в ошибке, когда весь корабль под водой».

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International