МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на заседании Совета по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России на тему "О состоянии хлебопекарной отрасли и ситуации на рынке хлеба и хлебобулочных изделий в Российской Федерации" 14 марта 2011 года (г.Москва)

14 марта 2011

Уважаемые члены Совета!

Уважаемые коллеги!

Мы сегодня обсуждаем исключительно важную тему. Хлеб в нашей жизни занимает особое место, и его невозможно чем-то заменить.

Это не просто ценнейший продукт питания №1 – источник витаминов и минералов. Для населения это, прежде всего, символ защищённости и достатка. Сколько бы разных блюд на столе не стояло, без хлеба этот стол будет пуст.

Особенно это актуально для нашей страны, где, как свидетельствуют социологические опросы, хлеб потребляют 98% населения.

Сегодня, как и в старину, желанных гостей в России встречают хлебом и солью. Количество пословиц, посвящённых хлебу, не перечесть. А изображение хлеба можно встретить на гербах некоторых субъектов Федерации и муниципальных образований. В частности, на гербе Новосибирской области.

Хлеб у нас всему голова. Поэтому развитие хлебопекарной отрасли имеет не только экономическое значение, но и социальное, культурное и даже политическое.

Какие же основные проблемы стоят перед хлебопекарной отраслью сегодня?

Прежде всего, это недостаточный уровень конкуренции в хлебопечении, неравномерное распределение предприятий по территории страны и относительно низкий конкурентный потенциал отрасли по отношению к смежникам.

Сейчас в России насчитывается около 12,3 тысяч хлебопекарных предприятий. При этом на 10 тысяч российских граждан приходится менее одного производителя хлебной продукции. Низкая внутриотраслевая конкуренция  слабо стимулирует производителей к повышению эффективности и качества производства, к расширению ассортимента хлебной продукции.

Для сравнения – в странах Евросоюза на 10 тысяч жителей приходится 3,5 предприятия.

Ещё одна острая проблема – неравномерное распределение хлебопекарных предприятий по территории страны. Особенно это характерно для большинства республик Северо-Кавказского федерального округа, где объёмы производства печёного хлеба в разы, а иногда и в десятки раз ниже, чем в других субъектах Федерации со схожей численностью населения.

Очевидно, что дефицит производственных мощностей негативно сказывается на доступности хлеба для наших жителей, особенно для тех, кто проживает в  глубинке.

Следствием неравных конкурентных потенциалов хлебопеков, поставщиков сырья для них и торговли являются несправедливое распределение доходов в «хлебной цепочке», отвлечение дефицитных оборотных средств в дебиторской задолженности и низкая инвестиционная привлекательность отрасли. Особенно остро стоит проблема взаимоотношений хлебопекарных предприятий и торговли.

В результате, на фоне роста объемов реализации хлебной продукции в стоимостном выражении в последние десятилетия наблюдается неуклонное снижение количества субъектов хлебопечения и натуральных показателей  производства.

Хлебопечение – сектор, в котором сегодня доминирует малый и средний бизнес. Отсюда характерные для всех малых и средних предпринимателей проблемы – слабая доступность кредитных ресурсов, неэффективное налогообложение, высокие административные барьеры.

Низкая рентабельность хлебопечения объективно сдерживает процесс его модернизации.

Вопрос же с техническим перевооружением предприятий отрасли сегодня актуален как никогда.

Сейчас в массовом порядке хлебопеки используют малопроизводительное физически изношенное и морально устаревшее оборудование.

Результатом этого становится не только высокая себестоимость продукции, но и низкое качество небогатого ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий на потребительском рынке.

Так, например, объёмы производства лечебно-профилактических сортов хлеба, которые обогащены важнейшими для человека витаминами и минералами, сегодня недопустимо низки.

Только 18% российских предприятий осуществляют выпуск хлеба лечебно-профилактического назначения. Во многих регионах такая продукция вообще не производится. Между тем, в Европе доля лечебных сортов хлеба в общем объёме выпускаемой продукции достигает 20-30%.

Уважаемые коллеги!

Необходимо признать, что потенциал развития хлебопекарной отрасли раскрыт далеко не в полной мере. По оценкам экспертов, рынок хлеба в России может быть увеличен в 1,5 раза, количество производителей – почти - в два раза, а количество занятых в отрасли - как минимум на треть.

Однако для того, чтобы обеспечить приток инвестиций в расширение хлебопекарного производства, нам нужно создать условия для развития здоровой межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции и повышения доходности производства.

В этой связи считаю, что в отрасли хлебопечения должны более активно применяться механизмы государственной поддержки и регулирования.

В целях снижения издержек хлебопекарных предприятий и создания условий для притока инвестиций, государство должно помочь хлебозаводам провести техническое переоснащение производства. В частности, необходимо стимулировать приобретение нового оборудования, в том числе по лизингу, и применять другие меры поддержки –  кредитование с частичной компенсацией кредитной ставки и бюджетное субсидирование.

Думаю, что эти и другие меры могли бы найти своё отражение в отдельной государственной целевой программе развития хлебопечения в Российской Федерации.

Объектом особого внимания государства должна стать ситуация в отраслях, производящих товары и оказывающие услуги для хлебопеков. Очевидно, что стабильное производство хлеба напрямую зависит от ситуации на рынках муки, хлебопекарных дрожжей, масложировой продукции, энергетических ресурсов.

Доля муки в себестоимости хлеба составляет 20-30%, поэтому любые изменения цен на нее сразу сказываются на экономике хлебопечения. Аналогичным образом на хлебопекарные предприятия влияет изменение цен и тарифов на другие материальные ресурсы и услуги.

В связи со стихийными бедствиями прошлого года – длительной засухой и вызванными ею пожарами - сегодня первостепенной задачей государства  является скорейшая стабилизация цен и предложения на рынках зерна и муки.

Уважаемые коллеги!

Сегодня очень важно обеспечить стабильное ценообразование на рынке хлеба.

Мировая практика показывает, что даже в таких странах, как Япония, Норвегия, Канада, где принципы рыночной экономики не подвергаются сомнению, цены на социально значимые товары находятся под жёстким контролем государства.

Так, в Норвегии не только устанавливаются максимальные уровни цен на целую группу социальных товаров, но и законодательно определён порядок исчисления наценок.

В российском же законодательстве до сих пор отсутствуют системные правовые механизмы ограничения торговых розничных наценок даже на такие социально значимые товары, как хлеб и молоко.

С целью устранения этого пробела я, совместно со своими коллегами по Государственной Думе, внёс законопроект «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Этим законопроектом предусмотрено введение торговой наценки на такие продукты питания, как хлеб, – не более 15% от цены реализации первому оптовому покупателю.

Уверен, что такая мера позволит справиться с неуёмными аппетитами торговли и поможет защитить наших потребителей от необоснованного роста розничных цен. Кроме того, она окажет позитивное влияние и на производителей хлеба, так как сделает этот рынок более прозрачным и предсказуемым.

Помимо мер прямого воздействия, государство должно стимулировать развитие системы социальных магазинов, которые продают хлеб по сниженным ценам льготным категориям граждан. По данным Роспотребнадзора, сегодня из 349 тысяч магазинов, торгующих хлебом, к социальным могут быть отнесены не более 1,5%. Это недопустимо мало. И нам необходимо значительно увеличивать их количество.

Наконец, функцию помощи самым нуждающимся могли бы на системной основе взять на себя церковь и различные общественные организации. В частности, организовать сеть пунктов бесплатного питания, где раздавали бы хлеб неимущим. Этим традиционно занимались и занимаются разные конфессии за рубежом. Помощью нуждающимся согражданам церковь активно занималась до революции 17-ого года. Нам нужно просто восстановить добрые традиции.

Дорогие друзья!

Учитывая колоссальную социальную значимость хлеба, рынок этой продукции не может быть полностью пущен в «свободное плавание».

Уверен, государство должно не только принимать активное участие в процессе развития и модернизации производства хлеба и хлебобулочных изделий, но и наращивать свою роль в регулировании  рынка.

Коллеги! Надеюсь на ваше заинтересованное и профессиональное участие в сегодняшнем обсуждении. Все мнения и предложения, которые сегодня прозвучат, будут учтены в процессе законотворческой деятельности и лягут в основу Решения Совета.

Благодарю за внимание.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International