Уважаемые члены Совета!
Уважаемые коллеги!
Мы сегодня обсуждаем исключительно важную тему. Хлеб в нашей жизни занимает особое место, и его невозможно чем-то заменить.
Это не просто ценнейший продукт питания №1 – источник витаминов и минералов. Для населения это, прежде всего, символ защищённости и достатка. Сколько бы разных блюд на столе не стояло, без хлеба этот стол будет пуст.
Особенно это актуально для нашей страны, где, как свидетельствуют социологические опросы, хлеб потребляют 98% населения.
Сегодня, как и в старину, желанных гостей в России встречают хлебом и солью. Количество пословиц, посвящённых хлебу, не перечесть. А изображение хлеба можно встретить на гербах некоторых субъектов Федерации и муниципальных образований. В частности, на гербе Новосибирской области.
Хлеб у нас всему голова. Поэтому развитие хлебопекарной отрасли имеет не только экономическое значение, но и социальное, культурное и даже политическое.
Какие же основные проблемы стоят перед хлебопекарной отраслью сегодня?
Прежде всего, это недостаточный уровень конкуренции в хлебопечении, неравномерное распределение предприятий по территории страны и относительно низкий конкурентный потенциал отрасли по отношению к смежникам.
Сейчас в России насчитывается около 12,3 тысяч хлебопекарных предприятий. При этом на 10 тысяч российских граждан приходится менее одного производителя хлебной продукции. Низкая внутриотраслевая конкуренция слабо стимулирует производителей к повышению эффективности и качества производства, к расширению ассортимента хлебной продукции.
Для сравнения – в странах Евросоюза на 10 тысяч жителей приходится 3,5 предприятия.
Ещё одна острая проблема – неравномерное распределение хлебопекарных предприятий по территории страны. Особенно это характерно для большинства республик Северо-Кавказского федерального округа, где объёмы производства печёного хлеба в разы, а иногда и в десятки раз ниже, чем в других субъектах Федерации со схожей численностью населения.
Очевидно, что дефицит производственных мощностей негативно сказывается на доступности хлеба для наших жителей, особенно для тех, кто проживает в глубинке.
Следствием неравных конкурентных потенциалов хлебопеков, поставщиков сырья для них и торговли являются несправедливое распределение доходов в «хлебной цепочке», отвлечение дефицитных оборотных средств в дебиторской задолженности и низкая инвестиционная привлекательность отрасли. Особенно остро стоит проблема взаимоотношений хлебопекарных предприятий и торговли.
В результате, на фоне роста объемов реализации хлебной продукции в стоимостном выражении в последние десятилетия наблюдается неуклонное снижение количества субъектов хлебопечения и натуральных показателей производства.
Хлебопечение – сектор, в котором сегодня доминирует малый и средний бизнес. Отсюда характерные для всех малых и средних предпринимателей проблемы – слабая доступность кредитных ресурсов, неэффективное налогообложение, высокие административные барьеры.
Низкая рентабельность хлебопечения объективно сдерживает процесс его модернизации.
Вопрос же с техническим перевооружением предприятий отрасли сегодня актуален как никогда.
Сейчас в массовом порядке хлебопеки используют малопроизводительное физически изношенное и морально устаревшее оборудование.
Результатом этого становится не только высокая себестоимость продукции, но и низкое качество небогатого ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий на потребительском рынке.
Так, например, объёмы производства лечебно-профилактических сортов хлеба, которые обогащены важнейшими для человека витаминами и минералами, сегодня недопустимо низки.
Только 18% российских предприятий осуществляют выпуск хлеба лечебно-профилактического назначения. Во многих регионах такая продукция вообще не производится. Между тем, в Европе доля лечебных сортов хлеба в общем объёме выпускаемой продукции достигает 20-30%.
Уважаемые коллеги!
Необходимо признать, что потенциал развития хлебопекарной отрасли раскрыт далеко не в полной мере. По оценкам экспертов, рынок хлеба в России может быть увеличен в 1,5 раза, количество производителей – почти - в два раза, а количество занятых в отрасли - как минимум на треть.
Однако для того, чтобы обеспечить приток инвестиций в расширение хлебопекарного производства, нам нужно создать условия для развития здоровой межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции и повышения доходности производства.
В этой связи считаю, что в отрасли хлебопечения должны более активно применяться механизмы государственной поддержки и регулирования.
В целях снижения издержек хлебопекарных предприятий и создания условий для притока инвестиций, государство должно помочь хлебозаводам провести техническое переоснащение производства. В частности, необходимо стимулировать приобретение нового оборудования, в том числе по лизингу, и применять другие меры поддержки – кредитование с частичной компенсацией кредитной ставки и бюджетное субсидирование.
Думаю, что эти и другие меры могли бы найти своё отражение в отдельной государственной целевой программе развития хлебопечения в Российской Федерации.
Объектом особого внимания государства должна стать ситуация в отраслях, производящих товары и оказывающие услуги для хлебопеков. Очевидно, что стабильное производство хлеба напрямую зависит от ситуации на рынках муки, хлебопекарных дрожжей, масложировой продукции, энергетических ресурсов.
Доля муки в себестоимости хлеба составляет 20-30%, поэтому любые изменения цен на нее сразу сказываются на экономике хлебопечения. Аналогичным образом на хлебопекарные предприятия влияет изменение цен и тарифов на другие материальные ресурсы и услуги.
В связи со стихийными бедствиями прошлого года – длительной засухой и вызванными ею пожарами - сегодня первостепенной задачей государства является скорейшая стабилизация цен и предложения на рынках зерна и муки.
Уважаемые коллеги!
Сегодня очень важно обеспечить стабильное ценообразование на рынке хлеба.
Мировая практика показывает, что даже в таких странах, как Япония, Норвегия, Канада, где принципы рыночной экономики не подвергаются сомнению, цены на социально значимые товары находятся под жёстким контролем государства.
Так, в Норвегии не только устанавливаются максимальные уровни цен на целую группу социальных товаров, но и законодательно определён порядок исчисления наценок.
В российском же законодательстве до сих пор отсутствуют системные правовые механизмы ограничения торговых розничных наценок даже на такие социально значимые товары, как хлеб и молоко.
С целью устранения этого пробела я, совместно со своими коллегами по Государственной Думе, внёс законопроект «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Этим законопроектом предусмотрено введение торговой наценки на такие продукты питания, как хлеб, – не более 15% от цены реализации первому оптовому покупателю.
Уверен, что такая мера позволит справиться с неуёмными аппетитами торговли и поможет защитить наших потребителей от необоснованного роста розничных цен. Кроме того, она окажет позитивное влияние и на производителей хлеба, так как сделает этот рынок более прозрачным и предсказуемым.
Помимо мер прямого воздействия, государство должно стимулировать развитие системы социальных магазинов, которые продают хлеб по сниженным ценам льготным категориям граждан. По данным Роспотребнадзора, сегодня из 349 тысяч магазинов, торгующих хлебом, к социальным могут быть отнесены не более 1,5%. Это недопустимо мало. И нам необходимо значительно увеличивать их количество.
Наконец, функцию помощи самым нуждающимся могли бы на системной основе взять на себя церковь и различные общественные организации. В частности, организовать сеть пунктов бесплатного питания, где раздавали бы хлеб неимущим. Этим традиционно занимались и занимаются разные конфессии за рубежом. Помощью нуждающимся согражданам церковь активно занималась до революции 17-ого года. Нам нужно просто восстановить добрые традиции.
Дорогие друзья!
Учитывая колоссальную социальную значимость хлеба, рынок этой продукции не может быть полностью пущен в «свободное плавание».
Уверен, государство должно не только принимать активное участие в процессе развития и модернизации производства хлеба и хлебобулочных изделий, но и наращивать свою роль в регулировании рынка.
Коллеги! Надеюсь на ваше заинтересованное и профессиональное участие в сегодняшнем обсуждении. Все мнения и предложения, которые сегодня прозвучат, будут учтены в процессе законотворческой деятельности и лягут в основу Решения Совета.
Благодарю за внимание.