МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на встрече с руководителями и педагогами музыкальных школ, училищ и вузов творческого профиля 25 марта 2011 года (г.Москва)

25 марта 2011

Дорогие друзья!

Очень рад, что наша рабочая встреча совпала с профессиональным праздником - Днем работника культуры! Сегодня мы чествуем наших художников и литераторов, работников библиотек и музеев, и, конечно же, вас - музыкантов, преподавателей музыки и пения! От души поздравляю вас с этим праздником!

Место нашей встречи глубоко символично. Московское хоровое училище им. Александра Васильевича Свешникова, на базе которого создана Академия хорового искусства, как известно, было открыто в 1944 году. Несмотря на трудное военное время, инициатива музыкантов была услышана и поддержана.

Сегодня, спустя 67 лет, для России вновь необходима солидарность профессионалов в деле развития музыкального образования и культуры в целом. Мне очень важно услышать мнение каждого из вас.

В своем выступлении хочу обозначить лишь наиболее злободневные и дискуссионные проблемы.

Первое. О реформе музыкального образования.

Который год у нас в стране Министерством образования и науки настойчиво продавливается реформа средней и высшей школы. «Новшества» не обошли стороной и музыкальное образование. Поэтому очень важно сформулировать и донести до исполнительной власти мнение самого сообщества музыкантов: что они считают приоритетным и первоочередным для совершенствования системы воспитания юных талантов!

На протяжении 200 лет Россия является мировым лидером в музыкальном исполнительском искусстве и композиторском творчестве. Российским талантам рукоплещут лучшие в мире концертные залы. Величие нашей Родины и позитивный образ нашего государства за рубежом во многом определяются именно достижениями в области культуры и искусства.

Однако сегодня будущее нашей культуры не выглядит   безоблачным.   В   этом зале все понимают, что наше музыкальное образование находится в бедственном состоянии.

Большинство экспертов уверены - проводимые реформы наносят прямой вред как системе образования, так и всей российской культуре. Новый федеральный закон «Об образовании», уже вызвавший острую реакцию со стороны российского общества, таит угрозу для всех звеньев образовательной вертикали. Уникальную, отечественную систему подготовки творческих кадров бездумно разваливают.

В нашумевшем письме деятелей культуры, адресованном руководству страны, открыто говорится о «вопиющей некомпетентности» Министерства образования, которая ставит учебные заведения творческой направленности на грань гибели. Одно из основных требований авторов письма - вывести учреждения творческого образования из ведения Министерства образования и науки и вернуть все без исключения (от детских школ искусств до высших учебных заведений) в подчинение Министерства культуры.

Опыт всех последних десятилетий, включая советский период, показывает, что иного пути нет. В недрах Министерства образования музыкальные и творческие школы остаются пасынками.

Острейшая проблема сегодня - низкая заработная плата и социальный статус преподавателей музыкальных учебных заведений. Если в Москве оклад учителей музыкальных школ хоть как-то соответствуют минимальному уровню за счет доплат из городского бюджета, то ставка преподавателя в провинции - всего 6 тысяч рублей. Это недопустимо мало, ведь основа успехов России в музыкальной культуре закладывается педагогическим талантом и терпением преподавателей музыкальных школ.

Зарплаты преподавателей консерватории и педагогов музыкальных училищ также мизерные. Они абсолютно не соответствуют ни их профессиональному уровню, ни вкладу в сокровищницу нашей российской культуры. Практически все преподаватели вынуждены давать частные уроки или искать иные формы дополнительного заработка.

Мне и моим коллегам на законодательном уровне не раз приходилось отстаивать предложения о кардинальном повышении заработной платы работникам бюджетной сферы,   в   том   числе,   и преподавателям музыкальных школ. Надеюсь, что мы добьемся решения этой проблемы.

Второе. О правовом положении детских музыкальных школ.

Сегодня детские школы искусств отнесены к системе дополнительного образования и в большинстве случаев переданы в ведение муниципалитетов. По сути тем самым они приравнены к кружкам, студиям или секциям при Домах культуры, что никак не соответствует их реальному значению.

Они сегодня совершенно бесправны. Для их закрытия достаточно простого распоряжения главы муниципального образования. Так часто и происходит: за последние 5 лет в стране закрылись сотни творческих школ. Количество детей, которые обучаются музыке, уменьшилось более, чем на сто тысяч человек.

Такая практика приведет к тому, что уже в ближайшее десятилетие до музыкальных училищ и консерваторий не дойдут тысячи талантливых абитуриентов. Мир культуры лишится ярких музыкантов, пострадают российские традиции исполнительства.

Помимо всего прочего, мы не должны забывать и о том, что закрывая музыкальные школы, мы обрекаем наших детей на культурную деградацию, отдаем их на откуп телевизора и интернета.

Третье. Несколько слов о специализированных школах искусств.

Свои проблемы есть и у тех учебных заведений, в которых дети одновременно получают общее школьное образование и среднее профессиональное образование.

Среди них: знаменитая Центральная музыкальная школа при Московской консерватории, Академия русского балета имени Вагановой, Московская средняя специальная музыкальная школа им. Гнесиных, Хоровое училище имени А. В. Свешникова. Согласно пресловутому проекту нового закона об образовании,     специализированные школы, находящихся непосредственно в ведении Министерства культуры либо региональных управлений культуры, могут лишиться своего особого статуса.

До сих пор не определено, как будет осуществляться прием в средние профессиональные учебные заведения искусств. Есть опасения, что это будет происходить только после окончания одарённым подростком обязательного общего образования, то есть после девятого класса обычной школы. Таким образом, музыкальные школы при консерваториях, хореографические училища и им подобные заведения лишатся возможности приёма учеников с традиционно принятого в этих видах искусства возраста: с шести лет в музыке и с десяти - в балете, что полностью противоречит отработанной десятилетиями системе подготовки профессиональных музыкантов и танцоров.

Все нынешние российские звезды прошли советскую школу художественного непрерывного образования, главная особенность которой - обучение будущей профессии с 5-7-летнего возраста.

В случае, если опасения общественности и деятелей культуры подтвердятся - Россию ждет, не побоюсь этого слова, культурная катастрофа!

Считаю, что выходом из ситуации может стать закрепление в законе особого статуса для образовательных программ в области искусства. Это позволит реализовывать их наряду с общеобразовательными и профессиональными. Следует также предусмотреть федеральные государственные требования к структуре, минимуму содержания таких программ и срокам обучения по ним. Надеюсь, соответствующий законопроект, уже внесенный в Государственную думу, будет утвержден в ближайшее время, и это внесет какую-то определенность.

Четвертое. О вопросах приема в творческие вузы.

Попытки Минобрнауки указать творческим вузам, как надо работать, демонстрируют редкое непонимание чиновниками их специфики. Продолжаются  попытки  затащить творческие учебные заведения в Болонский процесс и поделить актеров с музыкантами на бакалавров и магистров. По логике ведомства получается, что мастерство актера зависит не от таланта, а от количества лет, проведенных в вузе.

Самая большая головная боль творческих вузов сегодня связана с ЕГЭ, с последствиями которого активно борются многие ведущие вузы страны.

Для музыкальных вузов введение ЕГЭ - это полный абсурд! Уже сейчас вузы ежегодно теряют десятки способных абитуриентов из-за необходимости принимать не столько по таланту, сколько по итогам Единого экзамена. Полной отмены творческих испытаний, к счастью, не произошло. Но с 2009 года экзамены по специальности перешли в разряд так называемых   «дополнительных». Цифры в сертификатах ЕГЭ для поступления в творческий вуз стали значить больше, чем музыкальная или художественная одаренность!

И последнее. О законе № 83-ФЗ о бюджетных учреждениях. Он опасен для учреждений творческого образования тем, что грозит им уменьшением бюджетного финансирования.

Последствия работы данного закона сегодня еще трудно предвидеть. Однако, даже при условии повышения платы за обучение, вряд ли учреждения творческого профиля смогут самостоятельно выживать в рыночных условиях.

В сотый раз повторю - культура не может жить по законам бизнеса! Государство обязано поддерживать творческие сферы деятельности!

Я призываю всех вас активно участвовать в дискуссии, организованной нашим Институтом «Справедливый Мир». Надеюсь, что ваши предложения будут максимально конкретны и содержательны, а в перспективе найдут отражение в законах, и дадут новый импульс развитию музыкальной культуры в нашей стране.

 

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International