Уважаемые участники и гости съезда!
От имени Совета Федерации и от себя лично хочу поздравить вас с 20-летием со дня основания Ассоциации российских банков.
За это время национальная финансово-кредитная система нашей страны проделала путь, на который в других странах ушли столетия.
Сегодня российские банки предлагают бизнесу и гражданам практически весь набор финансовых инструментов и услуг, который характерен для самых продвинутых банковских систем мира. И в этом велика заслуга вашей Ассоциации.
Принципиальную роль сыграла АРБ и в утверждении цивилизованных отношений в банковской сфере, воспитании общего корпоративного духа.
Последовательный и профессиональный подход к решению задач, политическая неангажированность, опыт, нацеленность на результат, информационная открытость, активная позиция в формировании стратегии развития банковского сектора России - вот тот фундамент, на котором базируется авторитет вашей организации. Авторитет заслуженный и признанный как российскими банками, так и органами власти, бизнесом, а также крупнейшими международными финансовыми институтами.
Тесные и конструктивные отношения связали Ассоциацию российских банков и Совет Федерации. С 2003 года работает Межрегиональный банковский совет при Совете Федерации, ставший за это время реальным инструментом взаимодействия палаты регионов и банковского сообщества. Совет Федерации и впредь рассчитывает на плодотворное сотрудничество с Ассоциацией российских банков.
Уважаемые коллеги!
В ноябре 2010 года в своём Послании Федеральному Собранию Президент России Д.А. Медведев подтвердил курс на модернизацию экономики и общества.
Таким образом, перед нами встаёт вопрос, требующий принципиального ответа: соответствует ли российская банковская система требованиям времени и курсу, заявленному руководством страны? Обеспечивает ли она необходимые для модернизации экономики доступность и качество банковских услуг.
Пока картина модернизации экономики в целом представляется совсем не радужной. Последние данные Счётной палаты наглядно демонстрируют, что в 2010 году планируемые расходы бюджета на цели модернизации осуществлены не в полном объеме, а лишь на 77%. И это в то время, когда, по мнению экспертов, для перехода экономики на инновационный путь развития средств нужно вдвое больше, чем предусматривает бюджет.
Ну а что же наши банки? Любой студент-экономист без запинки ответит, что главное предназначение банков – трансформация накоплений в инвестиции.
К сожалению, приходится признать, что в инвестиционном процессе наши банки задействованы недостаточно.
Их инвестиционные кредиты относительно невелики и составляют менее 10-й части кредитного портфеля. Стоимость кредита, процедура его получения, сроки предоставления делают банковское кредитование крайне затруднительным для основной массы предприятий. Сами банки такую ситуацию объясняют высокими кредитными рисками и длительными сроками окупаемости.
Думаю, что взять на себя риски кредитования значимых инновационных и инвестиционных проектов, поддержку малого и среднего бизнеса могут и должны банки с государственным участием.
Во всем мире госбанки создаются не столько для извлечения прибыли, сколько для решения задач экономической политики государства. В первую очередь, для выполнения функций институтов развития.
Государственные банки призваны обеспечить приток инвестиционных ресурсов в те секторы экономики, куда неохотно идёт частный капитал.
Сегодня же, по сути, банки с государственным участием являются обычными коммерческими банками. Правда, с государственными преференциями, в том числе, в виде доступа к бюджетным средствам.
Но ведь задачи модернизации требуют от госбанков большего. Их назначение - вкладываться в приоритетные проекты, тщательно отбирая их по принципу наибольшей эффективности.
Уверен, Правительство и Центральный банк России обязаны перенацелить госбанки на активную инвестиционную деятельность. Заставить реально, а не на бумаге, выполнять функции институтов развития.
Не менее серьёзные проблемы связаны с территориальной структурой нашей банковской системы - с низкой плотностью банковской сети, особенно в малых городах и сельской местности.
По данным Центрального Банка, в настоящее время в России действует около 4 тысяч кредитных организаций и филиалов. В то же время количество муниципальных образований на территории страны - порядка 24 тысяч. То есть в среднем один банковский офис на шесть муниципалитетов.
Банковская инфраструктура в основном создана в крупных городах с населением свыше 500 тысяч жителей, где на 100 тысяч человек приходится около 30 банковских офисов. Большинство же муниципальных образований полностью лишено банковских услуг.
При таком состоянии банковской сети решить проблему широкомасштабных инвестиций, прежде всего в малый и средний бизнес, практически невозможно.
Процесс модернизации не сводится к бурной инвестиционной деятельности в Москве и Санкт-Петербурге.
Я представляю экономическую модернизацию как россыпь больших и малых инвестиционных проектов, которая частой сетью покрывает всю огромную территорию нашей страны.
В этой работе малые региональные банки, безусловно, должны занять своё определённое и очень важное место. Ведь именно небольшие банки тесно связаны с местной жизнью. Они заинтересованы в устойчивом развитии территорий и нацелены на долгосрочное сотрудничество. Именно они обеспечивают доступ к кредитам местному бизнесу.
Коллеги, согласитесь, в условиях, когда в значительном числе регионов нет ни одного "своего" банка или зарегистрировано только по одному такому банку, малые региональные банки имеют право на существование.
Безусловно, процесс распространения кредитных организаций из мегаполисов в регионы идёт, открываются филиалы, дополнительные офисы. Однако обеспечить доступность банковских продуктов и услуг одним только экстенсивным методом невозможно.
Масштабы страны, невысокая плотность населения, удаленность сельских районов – всё это настоятельно требует инновационных банковских технологий.
Внедрение дистанционного обслуживания на основе применения электронных платежных систем, технологий мобильной связи и почтовой связи, Интернета, электронных денег и платёжных терминалов должно сделать доступными финансовые услуги банков широким слоям населения.
Наряду с территориальным нельзя забывать и о социально-экономическом факторе – около 15% россиян имеют доходы ниже прожиточного минимума. И это малообеспеченное население также нуждается в услугах банков.
Это не только оплата коммунальных услуг, но и кредитные операции, услуги микрофинансирования.
Да, в масштабах банковской деятельности эти суммы ничтожны. Но кредит в 50-70 тысяч рублей может стать началом успешного микробизнеса.
Действующие же нормы кредитной политики многих банков относят таких заемщиков к неудовлетворительным категориям и делают для них банковские услуги недоступными. Полагаю, здесь есть о чём подумать.
Важнейшим направлением деятельности банковского сообщества и государственной власти я считаю повышение финансовой грамотности населения. Она – залог доверия людей к банкам.
Мне особо хочется отметить начинание Ассоциации российских банков в этой сфере - в июне прошлого года был создан и начал свою работу Всероссийский интернет-телеканал финансовой грамотности. Сеть его вещания охватывает пространство от Калининграда до Дальнего Востока.
Успех модернизации нашей страны во многом зависит от банковского сообщества, то есть от вас!
Только универсальная банковская система способна своевременно откликаться на запросы национальной экономики. Обеспечивать ресурсами наиболее важные и перспективные направления её развития. Только общедоступная банковская система – территориально и технологически – позволит удовлетворить потребности каждого предприятия и гражданина во всех видах банковских услуг.
Уверен, сегодня всем участникам съезда предстоит живое и конструктивное общение.
Ваши идеи и рекомендации позволят и дальше динамично развивать финансово-экономическую систему России.
Желаю вам, всему банковскому сообществу новых выдающихся успехов в деле укрепления и развития национальной банковской системы.
Результативной вам работы и всего самого доброго!
Благодарю за внимание!