МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации 22 апреля 2011 года (г.Москва)

22 апреля 2011

Уважаемые участники заседания!

Коллеги!

Тема нашего заседания не менее актуальна, чем проблемы обеспечения сбалансированности местных бюджетов, той темы, которую мы обсуждали на предыдущем заседании.

Решения властей по вопросам землепользования и градостроительства предопределяют стратегию развития муниципальных образований на многие годы. Иногда ошибки, допущенные в этой сфере, не удаётся исправить годами или даже десятилетиями.

Как вы знаете, на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в городе Магнитогорске Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым поставлены масштабные задачи по привлечению инвестиций. В дополнение к тем мерам, которые оглашены Президентом России, мы можем предложить ещё один механизм – устранение административных барьеров и излишних процедур при выделении земельных участков. Без выделения земельных участков для строительства практически невозможно привлечь инвестиции. Право на землю, на земельный участок есть основа для привлечения финансовых, технических, интеллектуальных, кадровых ресурсов.

От эффективности законодательных решений, устраняющих административные барьеры, напрямую зависит повседневное социальное и экономическое благополучие наших граждан. Позвольте вам напомнить, что Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в прошлом году поставил задачу распространения на всю страну опыта некоторых регионов по поддержке многодетных семей. Я имею в виду бесплатное выделение земельных участков для строительства жилого дома или дачи при рождении третьего ребёнка. Достаточно ли принятия законодательных мер на уровне регионов для решения проблемы? По-видимому, нет. Хотелось бы услышать от участников, что может быть предложено на уровне муниципалитетов.

Уважаемые коллеги!

В рассматриваемой сфере есть над чем работать. Я не ошибусь, если скажу, что большинство экспертов и специалистов критически относится к сложившейся схеме разграничения полномочий органов власти. Я, прежде всего, имею в виду следующее.

Долгосрочные планы градостроительного развития муниципалитетов принимаются одним уровнем органов местного самоуправления – уровнем городских и сельских поселений, городских округов. А ключевое решение – решение о выделении земельных участков принимается органами власти муниципального района или субъекта Российской Федерации. Именно они распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Это противоречие необходимо устранить. Не буду предлагать возможные варианты. Надеюсь, что участники нашего заседания выскажут своё мнение.

Позвольте обратить внимание и на практику реализации такого института, как разрешённое использование земельных участков. Сейчас в некоторых муниципалитетах в течение года принимается более десятка решений об изменении разрешённого использования. Особенно много таких решений принимается в городских округах. И это делается при наличии утверждённого генерального плана! Так какова достоверность такого генерального плана, если в него перманентно вносятся изменения? Думаю, что требуют ревизии нормы Кодекса о процедурах и критериях изменения разрешённого использования земельных участков.

Особо хочу сказать о недостатках Градостроительного кодекса. Коренным недостатком этого важнейшего федерального закона является практически полное отсутствие в нем материальных норм – основополагающих параметров градостроительного проектирования и территориального развития. Некоторые специалисты считают, что все материальные нормы должны содержаться в специальном техническом регламенте, принимаемом, как вы знаете, в форме федерального закона. А в Градостроительном кодексе должны быть только процедурные нормы и правила. Думаю, что эта позиция ошибочна. Градостроительный кодекс должен служить основой разработки детальных норм и требований технического регламента. Такой основой должны являться основные параметры градостроительного проектирования: допустимая площадь застройки для различной категории населённых пунктов, допустимая этажность для разных функциональных зон и другие.

Более того, в Кодекс должны быть включены нормы, которые бы не позволяли уродовать облик наших городов. В настоящее время тех положений, которые есть в федеральном законе об архитектурной деятельности, явно недостаточно. Они не обеспечивают формирование такого архитектурного облика, который бы отражал и сохранял наши исторические, культурные и национальные традиции.

Анализ земельного и градостроительного законодательства регионов показывает, что сходные и даже одинаковые по своему содержанию отношения регулируются различным образом. Очевидно, что здесь необходима унификация. В частности, назрела необходимость именно на федеральном уровне установить перечень случаев, когда земельные участки могут предоставляться без проведения аукциона. Конечно же, есть пределы унификации. Там, где это обосновано, должна учитываться специфика муниципалитетов и регионов.

А теперь хотел бы обратить ваше внимание на последние изменения в Градостроительный кодекс, часть из которых уже вступила в силу. В поправках содержатся весьма значимые новации.

Упрощаются процедуры согласования "по вертикали" и утверждения документов территориального планирования.

Несомненно, позитивный потенциал заложен в положениях о федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Её создание позволит обеспечить доступ к актуальной информации, необходимой для подготовки градостроительных документов. Открывается возможность проведения комплексного градостроительного анализа, в том числе независимыми экспертами.

По решению представительных органов местного самоуправления сельских поселений генеральный план поселения может не разрабатываться. Норма спорная! Полагаю, что такие решения будут приниматься в исключительных случаях. С другой стороны, в законе уже нет "жёстких" временных рамок для принятия генерального плана поселения, как это было предусмотрено ранее. В этом - несомненный плюс.

Считаю необходимым обратить ваше внимание на такой важнейший институт, как публичные слушания. Неформальное проведение публичных слушаний в сфере градостроительства и землепользования является залогом успеха реализации решений, принимаемых органами власти.

Это не простой механизм. При правильной организации публичные слушания могут устранить недоверие граждан к решениям властных органов, избежать конфликтных ситуаций.

Уважаемые коллеги!

Конечно же, тема нашего заседания не исчерпывается теми проблемами, о которых я говорил. Полагаю, что в выступлениях будут затронуты и другие проблемы реализации полномочий органов местного самоуправления.

В заключение, перефразируя широко известные слова Марка Твена, я бы сказал: "Будем бережно относиться к земле, этот ресурс всегда будет в цене, потому что больше не производится". В них есть доля иронии. Но они, как нельзя лучше, отражают значимость темы нашего заседания.

Уважаемые коллеги!

Уверен, наше обсуждение позволит наметить подходы и выработать конкретные предложения для развития земельного и градостроительного законодательства в России, предложить эффективные меры реализации полномочий органов местного самоуправления.

Благодарю за внимание.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International