Уважаемые коллеги!
Мы продолжаем реализовывать ваши предложения по проведению заседаний Совета законодателей в новом формате. Сегодня оно будет проходить в режиме видеоконференции, организованной в стенах Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России.
Мы посмотрим, насколько эффективен будет такой формат, и, возможно, он получит дальнейшее продолжение.
Это уже третий Совет законодателей, посвященный проблемам коррупции, и в каком-то смысле он является логическим продолжением предыдущих заседаний.
Больше месяца Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества проводит Интернет - конференцию "Об общественном контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции". В её работе кроме органов власти субъектов Российской Федерации, активное участие принимают представители общественных объединений и научных организаций.
Особую признательность хочу выразить органам власти субъектов Российской Федерации за предоставленные материалы о мерах противодействия коррупции на местах. Мы тщательнейшим образом проанализировали всю информацию и на этой основе подготовили сборник к нашему заседанию, который находится у вас на руках. Все ваши предложения будут учтены в законодательной работе. Чуть позже я подробней остановлюсь на этом.
Коллеги! Одна из главных проблем сегодня – это то, что люди уже настолько привыкли к коррупции, что считают её само собой разумеющимся злом, к которому можно приспособиться. В связи с этим напомню слова нашего великого писателя-публициста Александра Ивановича Герцена: "Если бы в России строго выполнялись все законы, и никто не брал взяток, жизнь в ней была бы совершенно невозможна". К сожалению, и более ста лет спустя его ирония также актуальна для России.
Тем не менее мы все прекрасно понимаем, что коррупцию необходимо искоренить, но сделать это только силами власти не удастся. Её масштабы будут сокращаться только по мере того, как в стране будут укрепляться право, институты демократии, когда реально заработают механизмы общественного контроля.
Выступая на заседании Совета по противодействию коррупции, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев особо указал на необходимость расширения формата участия институтов гражданского общества во всех антикоррупционных мероприятиях.
Созданная в нашей стране антикоррупционная правовая база, как на федеральном, так и на региональном уровнях, открывает широкие возможности для развития и использования инструментария общественного контроля в сфере противодействия коррупции. Совершенствуется порядок учета обращений граждан в органы государственной власти.
Формируется комплекс мер, направленных на повышение прозрачности деятельности и информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления.
Сегодня чрезвычайно важно добиться безусловного и чёткого соблюдения этого конституционного принципа.
Мною подготовлена законодательная инициатива, согласно которой региональные органы законодательной власти будут обязаны публиковать стенограммы своих заседаний. Мы направили письма руководителям законодательных собраний с просьбой дать оценку этому предложению.
Тем не менее, хочу отметить недостаточное использование ресурсов современных информационно-коммуникационных технологий. Да, действительно создаются интернет-приёмные, разделы на сайтах органов власти, "горячие линии". Всё это хорошо, но считаю, что такие технологии нужно применять более целенаправленно для установления конкретного диалога между властью и гражданами. Тем более, как вы знаете, Президент поручил губернаторам отчитываться перед общественностью о результатах региональных координационных совещаний с руководителями правоохранительных органов.
Такая информация должна в обязательном порядке размещаться на сайтах органов власти и быть доступной для граждан. Со своей стороны, мы как представители законодательного корпуса власти должны более активно включаться в эту работу, на системной основе проводить анализ таких отчётов.
Наша задача – не только поддержать организованный гражданский контроль, но и предоставить гражданам реальную возможность участвовать в антикоррупционных мероприятиях.
Например, профессиональные ассоциации, общественность, независимые аудиторские службы вполне могли бы проконтролировать реальную открытость процедуры проводимых тендеров при закупке товаров для государственных нужд.
В целом же считаю, что нужно подумать о создании институционально оформленной системы подлинно народного контроля, одной из функций которой будет борьба с коррупцией.
Такое взаимодействие общества и государства будет способствовать становлению общественного контроля над системой власти, освобождению её от коррупции.
Важным инструментом в сфере борьбы с коррупцией, безусловно, стало проведение антикоррупционной экспертизы законов и законопроектов. В нашей палате комитеты и комиссии на системной основе проводят такую экспертизу по вопросам своего ведения.
Однако для большей действенности этого инструмента, полагаю, целесообразно предусмотреть привлечение институтов гражданского общества к проведению антикоррупционной экспертизы наиболее важных законопроектов. Тем более, что такой опыт уже был при обсуждении законопроекта о полиции. Подобное взаимодействие стало бы эффективным и при проведении мониторинга правоприменения законов, в том числе в части выявления возможностей для проявления коррупции.
Анализ предоставленных материалов из регионов свидетельствует, что во многих субъектах такая работа уже идёт.
Считаю очень правильным, что к экспертизе проектов нормативных правовых актов привлекаются региональные общественные палаты.
Коллеги, уже становятся нормой предоставление сведений о доходах и имуществе государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности. Это, безусловно, большой шаг в направлении открытости власти для общества. Однако по оценке главы государства нынешняя система декларирования несовершенна. Действительно существуют разные варианты сокрытия реальных доходов. Абсолютно согласен с Дмитрием Анатольевичем в том, что здесь должен присутствовать более высокий элемент публичного контроля. Общественные организации и члены Общественной палаты должны активнее использовать свои возможности для публичного контроля за доходами государственных чиновников. Убеждён, что в перспективе мы обязаны создать законодательный механизм, обязывающий представителей власти декларировать не только свои доходы, но и расходы.
Теперь мне бы хотелось остановиться на предложениях от органов власти субъектов Федерации, поступивших к нам в Совет Федерации, по дальнейшему совершенствованию антикоррупционного законодательства в части усиления общественного контроля. Мы провели анализ этих предложений, все они конструктивны и могут быть полезны в нашей дальнейшей работе.
Вы совершенно верно обращаете внимание на проблему проведения независимых инициативных исследований проектов или действующих нормативных актов на коррупциогенность. Считаю, что надо подумать над разработкой целостного нормативного правового акта, который бы комплексно урегулировал все вопросы, связанные с этим институтом.
Требуют внимания предложения регионов, направленные на совершенствование механизма общественного контроля. Отмечается необходимость повышения уровня открытости и прозрачности деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
Думаю, можно рассмотреть предложение о введении такого института как общественное присутствие в органах государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных и контрольно-надзорных органах федерального и регионального уровня.
Значительный потенциал повышения эффективности мер по противодействию коррупции заложен и в такой мере как освобождение органов исполнительной власти от избыточных функций.
Перспективен и такой инструмент как "общественное расследование" - проведение гражданами, общественными организациями работы по сбору и документированию сведений о фактах коррупции.
Коллеги, по итогам нашего заседания мы примем соответствующие рекомендации органам власти. На основе наших материалов будут сформулированы предложения по дальнейшей корректировке антикоррупционного законодательства.