МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на заседании Совета партии по АПК и земельным отношениям 14 июля 2011 года (г.Старица)

14 июля 2011

Дорогие коллеги, товарищи!

Тема, для обсуждения которой мы сегодня собрались, чрезвычайна важна. Доступные, экологически чистые продукты питания - это основа качества жизни россиян. Совсем недавно, 9 июля в Ростове-на-Дону мы на Конгрессе депутатов обсудили проблемы продовольственной безопасности страны.

Но пока деревня обездолена - никакой продовольственной безопасности не будет!

Убежден, решение важнейших социальных задач должно предшествовать серьезным экономическим переменам, и жизнь постоянно это подтверждает.

Сегодня в сельской местности проживает 27% наших сограждан. Это – 38,2 миллионов человек. На земле трудится 6,5 миллионов!

Обеспечение высоких стандартов жизни тем, кто живет и работает на селе - важнейшая задача государства!

Уровень жизни селян по-прежнему существенно ниже городского. Еще в 2002 году была утверждена Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года", которая продлена до 2013 года. Однако все самые болезненные проблемы социальной сферы села не только не решены, но еще более усугубились.

Во-первых, притчей во языцех стал вопрос газификации села. Ее уровень по-прежнему крайне низкий - как минимум вдвое отстает от городского. Причем уровень обеспеченности газом в целом по России также остается неудовлетворительным - 63,1%, то есть немногим более половины. Может быть, "Газпрому" стоит повременить со строительством своего шикарного офиса-небоскреба в Санкт-Петербурге - "Лахта-центра"? Средства, которые предполагается потратить на его строительство, сопоставимы с объемом средств, которые "Газпром" выделил на газификацию всей России в 2005-2008 годах.

Во-вторых, значительная часть населения страны, прежде всего, в отдаленных сельских районах в прямом смысле не имеет никакой связи с внешним миром! Недавно министр связи и массовых коммуникаций докладывал Председателю Правительства о том, что "Ростелеком" планирует за три года - к 2015 году - обеспечить мобильной телефонией 14,5 миллионов семей, проживающих в отдаленных, прежде всего сельских районах. Но нечто подобное мы уже слышали: при Президенте Владимире Путине в 2006 году такая задача уже ставилась. Тогда тоже планировалось завершить телефонизацию России за три года, к 2009 году. Но так ничего и не сделано!

В-третьих, 28 тысяч населенных пунктов не имеют постоянного выхода к транспортным коммуникациям в России. Отрезанными от транспортной инфраструктуры остаются 12 миллионов человек!  Речь опять же в первую очередь идет об удаленных, сельских районах. Как известно, реализуется очередная Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России" на 2010-2015 годы, в рамках которой предусмотрено 542 миллиардов рублей на развитие сети автомобильных дорог, главным образом из федерального бюджета.

Однако финансирование дорог в сельской местности вновь планируется по остаточному принципу. Согласно упомянутой программе к 2015 году 2309 сельских поселений должны получить доступ к дорогам с твердым покрытием. Обратите внимание: чуть больше 2309 из  28 тысяч! Не слишком ли скромные задачи?!  А остальные населенные пункты так и останутся оторванными от "Большой России"?

Складывается впечатление, что в вопросах развития социальной инфраструктуры верх берет, как обычно, коммерческий интерес.  С этим никак нельзя мириться!

В-четвертых, крайне тяжелым остается положение с жильем на селе. Сегодня на одного россиянина в среднем в год строится всего 0,42 квадратных метра жилой площади. Этот показатель сам по себе очень низкий. Но на селе он зачастую и того ниже! Закономерен вопрос, почему сельские жители брошены на произвол и вынуждены самостоятельно нести бремя расходов по улучшению жилищных условий?

Правительство лишь время от времени вспоминает о проблемах сельских школ, сельского здравоохранения. Эти проблемы остались за бортом так называемых реформ здравоохранения и образования, которые ныне проводятся и нацелены на максимальную коммерциализацию социальной сферы.

Эти реформы на селе вылились в закрытие малокомплектных сельских школ под предлогом "укрупнения", в закрытие больниц, фельдшерско-акушерских пунктов ради экономии на койко-местах. Закрываются библиотеки и клубы. Правительство уже несколько лет говорит о создании условий для привлечения на село молодых специалистов, врачей, учителей. Но на фоне происходящих процессов подобные декларации - не более чем предвыборная риторика партии власти.

На деле комплексная политика развития села попросту отсутствует!

Именно подобные диспропорции стимулируют отток людей из села в перенаселенные крупные города. Задачи по обеспечению продовольственной безопасности нашей страны, импортозамещению оказываются неразрешимы - нет трудовых ресурсов!

С другой стороны, нехватка рабочих рук на селе стимулирует миграцию, в том числе из бывших среднеазиатских республик СССР, из Китая. Мы можем оказаться перед лицом очень серьезных этнополитических вызовов!

Наша партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ должна пойти на предстоящие выборы с четким знанием того, что надо делать, чтобы заметно повысить качество жизни сельских тружеников.

Первоочередными мы считаем следующие меры.

Первое. Жилье необходимо сделать по-настоящему доступным и удобным для наших селян! Этот вопрос возможно решить лишь в тесной связке с развитием коммунальных и транспортных сетей. Необходимо в сжатые сроки добиться решения проблем газификации, водоснабжения и строительства подъездных дорог.

Инфраструктура села должна быть объявлена национальным проектом! Причем это должно быть не просто громкое название! Нужен реальный механизм взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества. Общественный контроль за расходованием средств, программы софинансирования развития сельской инфраструктуры федеральным центром, регионами и муниципалитетами.

Специалистам сельского хозяйства и сельской интеллигенции необходимо предоставлять 50%-е субсидии на оплату строительства или покупку частного индивидуального дома. Надо сохранить льготы на оплату коммунальных услуг для бюджетников, работающих в сельской местности.

Второе. Необходимозакрепить каждый населенный пункт за определенным медицинским центром, в составе которого будут сформированы выездные бригады врачей. Это поможет восполнить дефицит качественной медицинской помощи на селе, осуществить повсеместную диспансеризацию. Хорошо известно, что своевременное выявление многих опасных заболеваний на ранних стадиях существенно повышает шанс на выздоровление. Очевидно, что наши сельские жители обделены в самой возможности подобной диагностики и профилактики.

Важно также проработать транспортную логистику доставки подобных бригад специалистов в отдаленные районы. Здесь имеет смысл полнее задействовать транспортный ресурс МЧС. Для специалистов МЧС участие в этой работе стало бы формой поддержания постоянной готовности, изучения местности, способности реагировать на чрезвычайные ситуации в любой точке нашей страны.

Третье. Ввести специальные квоты в вузах для выпускников сельских школ на специальности, востребованные на селе. При этом каждый выпускник вуза, обучающийся в рамках квоты, должен знать, что вернувшись на село, он сможет рассчитывать на условия жизни, сопоставимые с городскими. В противном случае подобная мера не принесет желаемого результата - выпускники вузов будут всеми правдами-неправдами пытаться закрепиться в городе.

Общий вывод очевиден - российской политике в отношении АПК не хватает комплексной долгосрочной стратегии, которая охватывала бы все аспекты - продовольственную безопасность, технологическую модернизацию, развитие инфраструктуры села, социально-экономические вопросы жизни и работы сельских тружеников.

Между тем, сегодня у нас есть, как минимум, четыре федеральных концептуальных документа, определяющих будущее АПК, принятых в разное время и плохо состыкованных друг с другом.

С подобной "мозаикой" необходимо заканчивать. Она ведет к распылению сил и средств, создает лазейки для разного рода жуликов, недобросовестных чиновников. За всем этим бумажным производством легче скрыть основной порочный принцип, лежащий в основе политики правительства и партии власти - латание дыр, денежные инъекции в предвыборный год.

Уверен, с вашей помощью мы сможем предложить избирателю в сельской местности на думских выборах этого года реальную альтернативу тому "остаточному" подходу к проблемам АПК, который преобладал все последние годы!

Рассчитываю, что в результате сегодняшнего обсуждения мы получим новые дельные предложения по развитию села, а значит обеспечению нашего населения качественными и доступными отечественными продуктами!

Благодарю за внимание!

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International