Уважаемые коллеги, товарищи!
Сегодня мы проводим завершающий перед съездом Конгресс депутатов Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
Мы уже обсудили практически все разделы Предвыборной программы партии. Хочу выразить благодарность депутатскому корпусу, партактиву, нашим сторонникам - обсуждение Программы проходит на высочайшем уровне!
Сегодняшняя наша встреча посвящена сложной, противоречивой и взрывоопасной проблеме - влиянию миграционных процессов на рынок труда.
То, почему мы подняли эту тему здесь, на Дальнем Востоке, думаю - понятно. Коренное население сокращается, миграция растет. К сожалению, такую же картину мы наблюдаем в большинстве регионов России. Естественная убыль населения в стране огромна. С 1989 по 2011 год россиян стало на 12 миллионов меньше. Часть этой убыли компенсировала миграция. За это время на территорию России приехало 8 миллионов человек. По данным Федеральной миграционной службы, сегодня на территории России - 9,6 млн. иностранцев, большинство из которых трудовые мигранты. Плюс еще 4-5 млн. нелегалов. То есть в общей сложности - не менее 15 млн. трудовых мигрантов. По самым скромным оценкам - это 20% экономически активного населения.
Как оценивать сложившуюся ситуацию? Конечно, как очень тревожную, и поэтому проблему надо решать и как можно быстрее.
В условиях глобализации трудовая миграция – это, с одной стороны – неизбежный процесс. Он затронул большинство развитых стран Европы, США, Юго-Восточной Азии. Везде эту проблему пытаются как-то решать. Нигде миграционные процессы не идут самотеком. Потоки трудовых мигрантов сдерживаются и направляются с учетом потребностей в трудовых ресурсах на конкретной территории.
Но, с другой стороны, к сожалению, мы не только повторяем чужие ошибки, но и делаем собственные. Наша миграционная политика похожа на дырявое решето. Отсутствие внятных и согласованных решений уже привело к целому ряду проблем.
Сегодня в России за формирование и реализацию миграционной политики отвечают не менее 7 ведомств. Как говорится, «у семи нянек, дитя без глазу».
Разработкой идеологии миграционной политики занимается исполнительный орган - Федеральная миграционная служба, которая обещает до конца этого года предложить Концепцию миграционной политики. Однако та информация о характере концепции, которая уже сегодня представлена руководством службы, вызывает серьезную озабоченность.
Миграционная политика должна стать результатом широкого общественного обсуждения, парламентских дискуссий и научной экспертизы. Она должна учитывать сложнейшие макроэкономические процессы, происходящие в стране, сложившиеся межэтнические отношения, геополитические процессы на просторах Евразии.
Остановлюсь лишь на некоторых моментах.
Нельзя разрабатывать миграционную политику без учета масштабов безработицы в стране.
В России безработица составляет не менее 8% - это свыше 8 млн. человек. Кроме того, в нашей стране распространена скрытая безработица, когда люди официально трудоустроены, но получают мизерную зарплату за свой труд, либо не получают вовсе. Сегодня миграционные потоки устремляются как раз в те регионы, где существует дефицит рабочих мест для коренного населения. Мигранты демпингуют рынок труда, заполняя его, как правило, дешевой и низко квалифицированной рабочей силой.
На всех наших крупных объектах (к примеру, на объектах, возводимых к саммиту АТЭС во Владивостоке и на острове Русский, на олимпийских стройках в Сочи) работают десятки тысяч иностранцев более, чем из 30 стран. Причем ФМС не в состоянии дать точных цифр о влиянии миграции на рынок труда, то есть реально положение дел в этой сфере никем не контролируется. Властям проще заниматься очковтирательством вместо того, чтобы развивать программы занятости и привлекать местное население к строительству крупных объектов.
Самое парадоксальное, что многие компании, работающие на Дальнем Востоке, предпочитают использовать рабочую силу вахтенным методом, привозя своих строителей из центральных регионов России и нанимая иностранных мигрантов вместо того, чтобы активнее привлекать к работам приморцев. К числу таких компаний относятся известные вам «Крокус Интернейшнл», «Интер Строй-М», «Корпорация Инжтрансстрой», УСК «Мост» и другие.
Показательно, что на объектах, возводимых к саммиту АТЭС и на олимпийских стройках в Сочи также выявлены сотни нелегальных мигрантов.
Часто приходится слышать рассуждения о том, что коренные жители многих субъектов федерации, в том числе безработные, не хотят трудиться на тяжелых и так называемых непрестижных работах: в строительстве, в ЖКХ, в сельском хозяйстве и т.д. Однако эти утверждения скрывают реальное положение дел. Чиновники пытаются залатать провалы политики в сфере занятости населения миграционными потоками. А это только создает новые проблемы, прежде всего, криминального характера.
На местном уровне положение не лучше. В сфере ЖКХ также нередко складываются мафиозные группировки, которые вообще не подпускают коренных жителей к работам по благоустройству. И это не случайно - городское хозяйство славится своей взяткоемкостью.
Сегодня нелегальные мигранты - это крупный криминальный бизнес, в котором задействованы и должностные лица, и сотрудники правоохранительных органов. Коррупция - тяжкий вид преступления, а коррупция в сфере миграции - это фактически подрывная деятельность, наносящая ущерб народу и государству!
Особую роль в этих преступных делах играют работодатели, стремящиеся сэкономить на оплате труда и являющиеся главными «потребителями» незаконной рабочей силы.
• При разработке миграционной политики необходимо также учитывать состояние наших границ. Они сегодня прозрачны для миграции. Речь идет о безвизовом въезде для граждан СНГ, участках необорудованной границы и недостаточностью сил и средств для ее охраны. Поэтому не надо удивляться практически полному отсутствию учета рабочих мигрантов, въезжающих на территорию России.
Для Дальнего Востока эта проблема особенно актуальна. Наши власти не могут точно ответить на вопрос о количестве мигрантов из Китая. По данным Росстата, по месту прибытия в нашей стране регистрируется ежегодно в среднем 1000 граждан КНР. По оценкам ФМС, в нашу страну ежегодно въезжает по 400-500 тысяч китайцев, не менее трети которых остаются у нас без всяких законных оснований. Это без учета тех, кто пересекает границу нелегально. Большинство китайских трудовых мигрантов въезжают на основе соглашений о безвизовых туристических поездках.
Другими словами, решение одних проблем - реинтеграция постсоветского пространства, развитие Таможенного союза, налаживание беспрепятственных семейных контактов, развитие добрососедских отношений - не должны создавать другие проблемы в сфере миграции.
Необходимо учитывать и то, что существует внутренняя миграция, причем проблемы, которые она создает, не менее остры, чем проблемы миграции извне. Более того, здесь требуется более деликатный подход. Ведь речь идет о гражданах России. Они имеют право жить и работать там, где хотят. Но важно, чтобы при этом не были нарушены интересы и права местного населения.
Что предлагает партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ?
Первое. Иностранные трудовые ресурсы должны привлекаться в строгом соответствии с интересами России, в рамках установленного лимита принимаемых рабочих-мигрантов для каждой страны-донора. Отбор нужных нам мигрантов должен производиться
представительствами ФМС в странах-донорах. Необходим четкий государственный заказ на мигрантов, который должен контролироваться компетентными органами.
Второе. Особую роль в вопросах регулирования трудовой миграции должны играть профсоюзы, начиная от участия в разработке концепции миграционной политики и заканчивая контролем состояния рынка труда. Мы считаем, что права профсоюзов в этой сфере должны быть законодательно расширены.
Третье. Миграция не должна создавать чуждых нашей культуре этнических анклавов, разрушать сложившийся этнокультурный
баланс. Россия - не цех для легкого заработка: необходимо привлекать в качестве трудовых ресурсов только иностранных граждан, уважающих законы и традиции страны пребывания. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает, что миграционная политика должна строиться не по принципу «проще и дешевле», а по принципу «законно и квалифицированно».
Четвертое. Необходимо ввести госпрограмму интеграции мигрантов, в которую нужно включить обязательный экзамен по русскому языку и истории России. Государство должно четко проводить национальную политику, учитывать, что сегодня более 80% населения России составляют русские. Русскую культуру необходимо рассматривать как фундамент российской нации и учитывать ее системообразующую роль. Русский язык – это важнейший элемент культуры. И политика по его поддержке и распространению - фактор, обеспечивающий единство всех народов, живущих на территории России.
Пятое. Мы требуем усилить ответственность работодателей. Прежде всего, ужесточить ответственность за использование труда мигрантов, не имеющих разрешения на работу или патента, особенно если это касается исполнения работодателем госконтрактов. Законодательно и
экономически стимулировать наем работников из числа граждан России, прежде всего, коренного населения данного региона.
Шестое. Необходимо в сжатые сроки воссоздать систему профессионально-технического образования и профессиональной переподготовки. Наша молодежь должна видеть уже сегодня, что труд по рабочим специальностям востребован, достойно оплачивается, может быть «путевкой в жизнь». Требуется существенно повысить трудовую мобильность наших граждан, сформировать систему перемещения наших трудовых ресурсов на основе партнерства государства и бизнеса.
Таким образом, уже в ближайшие годы вполне реально создать предпосылки для существенного сокращения использования труда мигрантов в нашей экономике. В противном случае, мы не сможем переломить негативные тенденции, связанные с социальной деградацией, бедностью и вымиранием коренного населения, социальным пессимизмом и апатией молодежи. Экономический рост не может достигаться ценой разрушения российской цивилизации, ментальных и культурных основ русского мира!
Нашим депутатам всех уровней надо активнее включиться в работу по совершенствованию законодательства в сфере трудовой миграции.
Уверен, что нам по силам в корне изменить ситуацию в национальной и миграционной политике!