Я посмотрел список участников. Я так понял, здесь нет представителей "Яблока". Догадываюсь, почему их нет. Фактически уже понятно, что Явлинский не зарегистрирован. Конечно, кто бы что ни говорил – а у меня большой опыт в избирательной компании – никогда не поверю, что у господина Прохорова все чисто, а у господина Явлинского все так плохо. Это политическое решение, и никто меня не убедит в ином.
Я немножко задержался перед заседанием круглого стола, потому что шло заседание Совета Думы. Хочу проинформировать: была дискуссия по поводу проекта постановления, подготовленного тремя фракциями ЛДПР, КПРФ и СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, которое планируется рассмотреть после завтрашнего правительственного часа, на котором будет выступать господин Чуров. В этом постановлении, я напомню, три фракции выражают недоверие действиям Центральной избирательной комиссии и лично господину Чурову. Дискуссия развернулась по поводу того, что профильный Комитет по регламенту предложил вернуть документ авторам как якобы "не соответствующий Конституции".
Пока нашли некий компромисс: постановление не возвращено авторам, но завтра утром оно не будет вноситься в повестку дня, а после проведения правительственного часа, во время перерыва, Государственная Дума примет решение. Это просто для информации.
Теперь, уважаемые коллеги, коротко я хотел бы изложить предложения по изменению избирательного законодательства и иных законов, которые коррелируют с избирательным правом. Это тезисы из моей программы кандидата в Президенты. Завтра я свою программу опубликую, я ее вывешу на свой сайт, и там вы сможете ее найти.
Итак, первое. Конечно, нужно формировать все избирательные комиссии только на партийной основе. Сегодня у нас семь официально зарегистрированных партий. Я предлагаю: маленькие комиссии, участковые – семь человек от каждой партии, председателя назначает глава муниципального образования. Численность региональной комиссии – я имею в виду комиссию субъекта федерации – 14 человек, по два человека от каждой партии, председателя назначает губернатор. И, наконец, Центральная избирательная комиссия – те же самые 14 человек от всех существующих партий, председателя назначает Президент. Я вас уверяю, если у нас таким образом будут сформированы участковые, территориальные и прочие комиссии, честность которых никто не поставит под сомнение потому что все представители партий будут друг за другом следить и, простите, контролировать. Тогда мы этот вопрос снимем.
У меня есть кардинальное предложение по новому порядку формирования Государственной Думы. Смотрите, что мы увидели 4 декабря – более трех с половиной миллионов избирателей, активных избирателей, которые пришли и проголосовали за представителей тех или иных партий – в данном случае я говорю о партиях "Яблоко", "Патриоты России" и "Правое дело" – не получили своего представителя в Государственной Думе. Я считаю, что нужно не только возвращаться и не столько возвращаться к смешанной системе, а полностью перейти на мажоритарную систему. Но не по одномандатным округам, как мы привыкли, – я предлагаю ввести многомандтаные мажоритарные округа, в частности, пятимандатные. Я подсчитал, что тогда своего представителя в крайнем случае не получат только 15% избирателей, а не так, как сейчас – до 90%.
Я считаю, что необходимо законодательно обязать всех кандидатов на пост Президента, кандидатов в губернаторы (забегая вперед, мы же понимаем, что будет наконец-то принят закон о выборах губернаторов) участвовать в дебатах. Сделать это нормой закона.
Считаю необходимым предоставить право не собирать подписи на президентскую кампанию лицам, которые будут избраны губернаторами. Им уже оказало доверие значительное число людей, потому что у нас крупные субъекты Российской Федерации. Их нужно освободить от сбора подписей.
Ввести федеральную законодательную норму – сначала речь идет о губернаторах и о мэрах – чтобы эти лица не замещали свои должности более двух сроков. И считаю необходимым, при рассмотрении вопроса об изменении Конституции, внести в Конституцию норму, что Президент может занимать должность не более двух сроков. Слово "подряд" нужно исключить.
Считаю необходимым также внести в избирательное законодательство норму о возвращении права создавать избирательные блоки и коалиции. По принципу "разделяй и властвуй" действует сегодня правящая пария "Единая Россия", это неправильно. У людей, у политических партий должно быть право блокироваться, объединяться для того, чтобы идти на выборы единым фронтом.
Следующее предложение. Это как раз к вопросу о вэб-камерах. Я уже высказывал Игорю Олеговичу (Щеголеву, министру связи и массовых коммуникаций – прим.) свою идею. Вы знаете, что по закону после подсчета голосов участковая комиссия обязана заполнить большой плакатный протокол и внести туда все первичные данные. Предлагаю, – коль скоро веб-камеры будут установлены сначала над урной и столом, где будет вестись подсчет голосов – выносить в поле зрение веб-камер протокол участковой комиссии, чтобы было видно в реальном времени, какие цифры туда заносятся. Считаю, что это нужно установить законодательно.
Также я считаю, что в закон нужно внести очень простое правило: устранить такое понятие, как "копия протокола". Написать, что участковая комиссия и председатель подписывают необходимое количество протоколов в соответствии с количеством наблюдателей. Сейчас в судах говорят: "А у вас не та копия!". Не должно быть никаких копий! Единый протокол – только в нескольких экземплярах. Вот что должно быть в законодательстве.
Ну и наконец, уважаемые коллеги!
Я считаю необходимым вернуть графу "против всех" в избирательные бюллетени. Безусловно, необходимо как институт ликвидировать досрочное голосование и голосование по открепительным талонам.
Кто у нас члены участковых комиссий? Врачи и учителя. Да, к сожалению, учителя, директора школ, которых обязывают врать и фальсифицировать. А потом они учат наших детей. Я считаю, что нужно убрать все участковые комиссии из школ. Мы сами видим, что там происходит, а дети получают очень негативный пример.
На закуску такая информация. Я пользуюсь тем, что здесь присутствуют члены Центральной избирательной комиссии. Кто мне может ответить на вопрос, почему в нашей стране было изготовлено 1000 комплексов электронного голосования, а 637 из них никак не используется? Мы прекрасно понимаем, что если человек по нему проголосовал, никто не сможет повлиять на результаты – они высвечиваются в восемь часов вечера. И не нужен этот марафон, когда все ждут сколько процентов участков посчитано. Весь мир уже так живет. Когда мы спрашиваем, а почему вы их не поставите, нам отвечают – далеко везти. Очень хорошее предложение: давайте на президентских выборах 637 КЭГов поставим в Москве. Это два миллиона избирателей. Будет замечательный эталон того, как реально голосуют москвичи на выборах Президента!
Спасибо!