Добрый день всем!
Уважаемые коллеги, очень коротко несколько тезисов. Тезис первый. Новый закон о некоммерческих организациях, который вводит понятие "иностранных агентов", с нашей точки зрения, носит исключительно репрессивный характер. Как известно запретительные меры очень редко достигают того результата, к которому стремятся авторы. Ограничивая, необходимо что-то предлагать.
Поэтому среди других тезисов наряду с критикой будут и конкретные предложения.
Не могу не сказать, что нельзя вешать ярлыки "иностранных агентов", "врагов народа и государства" на НКО, включая интересный момент по поводу того, кто и как будет определять, занимается та или иная организация политической деятельностью или нет. С учетом интереснейших примеров в правоприменительной практике в нашей стране боюсь, что не ошибусь, если скажу, что любую НКО можно будет обвинить в том, что она занимается политической деятельностью.
Существует риск нанести вред деятельности правозащитного движения, которое в современных условиях России, по существу, является последним барьером в защите прав наших граждан.
Стоит обратить внимание на то, что существующая система отчетности для НКО вполне разработана, в том числе замечательно фиксируются любые поступления из-за рубежа. Как вы знаете, любая информация подается, фиксируется Минюстом и публикуется на его сайте. Кто мешает этому следовать сейчас без этого закона – не понятно.
Следующее. Сейчас острейшим образом стоит проблема финансирования любых НКО в нашей стране. И поверьте мне, я это знаю из многочисленных писем, из многочисленных встреч с представителями гражданского общества. Зачастую люди обращаются за рубеж не из-за того, что хотят получить деньги на враждебную деятельность, а потому что никто не дает денег в России. Потому что до сих пор у нас нет закона о благотворительности, как во всем мире, где есть налоговые вычеты. Если ты отчисляешь деньги на благотворительность, финансируешь какие-то общественные организации, ты платишь меньше налогов. Это стимулируется. У нас этого абсолютно нет.
Поэтому сегодня, когда многие общественные организации вынуждены обращаться за помощью за рубеж – это естественно. Но я хочу сказать, что практически вся социальная помощь инвалидам – те же самые коляски и многое другое идет только из-за рубежа. Увидеть в работе инвалидной организации политическую деятельность очень легко. И что же мы будем их закрывать?
В законе необходима ясная формулировка того, что является "политической деятельностью". Сегодня эта формулировка очень размыта, и, как я уже сказал, практически любую НКО можно причислить к такой политической деятельности.
Также нужно помнить, что наши российские компании до сих пор благополучно работают через оффшоры, и даже тогда, когда они финансируют на легальных основаниях ту или иную общественную организацию. Но так как деньги приходят из оффшоров – это можно трактовать как деньги из-за рубежа со всеми вытекающими последствиями.
За скобками оставляю пример Русской православной церкви, которая имеет свои подразделения за рубежом. Она так же получает деньги оттуда и, таким образом, можно увидеть политическую деятельность в деятельности РПЦ и подвести нашу Православную церковь под такие оценки.
В завершение хочу проинформировать участников о том, что партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не будет поддерживать данный законопроект.