Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Когда мы говорим об эффективности расходов, то самый первый вопрос - это критерии оценки эффективности. Сегодня он понимается как соотношение расходов и полученных результатов.
Но что считать результатом? Вероятно, эффективность государственных расходов надо определять тем конечным социально-экономическим результатом, который они дают для жизни людей и всей страны.
Бюджетные расходы должны работать на все общество, а не на удовлетворение запросов и пожеланий министерств и ведомств.
Сегодня государственные программы и бюджетные расходы формируются в основном по предложениям самих заинтересованных ведомств по принципу — от достигнутого. Если сохранять такой подход, то можно забыть про задачу - как сделать бюджетные расходы эффективными?
Надо ставить задачу, чтобы вся бюджетная политика была нацелена на решение конкретных ключевых проблем развития нашей страны. На создание выгодных условий для производства и инноваций. На повышение уровня и качества жизни людей.
1. При переходе на программный бюджет обеспечить координацию и взаимоувязку госпрограмм, добиться, чтобы они были нацелены на конечный результат. Сегодня, как говорится, "у семи нянек дитя без глаза". Минэкономразвития, Минфин, Аппарат Правительства и сами профильные ведомства - каждый вносит свой вклад и свое понимание. В итоге получается то, что получается,
Чтобы впредь такое не повторялось, нужен один центр. Надо определить, какой орган должен координировать работу и следить за соответствием госпрограмм стратегическим целям государства. Именно этот орган должен быть головным и, подчеркну, ответственным за то, чтобы программный бюджет представлял собой стройную систему. А достигаемые критерии эффективности были согласованы между собой и работали на общий конечный результат. Сегодня, к сожалению, этого нет.
2. Большие резервы повышения эффективности расходов сохраняются в сфере государственных закупок, несмотря на принятие нового закона, который, безусловно, значительно улучшил качество правового обеспечения этой деятельности. И все-таки здесь обращаются гигантские суммы, которые служат постоянным соблазном для нечистых на руку людей и вдохновляют их воображение на изобретение все новых и новых схем воровства.
Что это значит? А то, что закон принят хороший и нужный. Но это не значит, что на нем можно остановиться и успокоиться. Здесь идет постоянная борьба «брони и снаряда». Значит, нужно вести постоянный мониторинг, своевременно выявлять новые приемы жульничества и перекрывать эти лазейки. Просьба к Счетной палате обратить внимание на эту сторону контроля госзакупок и регулярно информировать парламент о выявленных новых схемах злоупотреблений, чтобы мы оперативно корректировали правовую базу.
3. Отдельная очень важная тема - это эффективность расходов госкорпораций и компаний с высокой долей государственного участия. Это целый мощный сектор экономики, действующий в самых разных отраслях - от перекачки нефти, как Транснефть, до самых передовых технологий, как Роснано.
На разных этапах и в разных формах им были переданы огромные объемы государственной собственности, в том числе бюджетных средств. Фактически они «растворяются» в активах компаний и оказываются за пределами бюджетной системы. Эти компании также постоянно привлекаются к решению разных государственных задач большого масштаба и стратегической важности. В то же время контроль за эффективностью их работы, эффективностью использования средств затруднен по сравнению с другими распорядителями бюджетных средств в силу статуса этих компаний и корпораций.
Проверки проводятся в разовом порядке, а на наш взгляд, контроль в этой сфере необходимо сделать систематическим и комплексным. И в первую очередь он должны всесторонне раскрывать вопросы эффективности работы этих структур.
Какая результативность их работы по сравнению с лучшей мировой практикой в соответствующих отраслях? Какая отдача на переданное им государственное имущество? Как они ведут свои закупки?
А надо сказать, что объем закупок крупной госкомпании вполне сравним с расходами некоторых министерств. По сути дела госкомпании тратят переданные им государственные средства. От эффективности их работы прямо зависит не только решение порученных государством задач, но и поступление доходов бюджета от налогов и дивидендов на государственный пакет акций.
На наш взгляд, здесь имеются огромные резервы для повышения эффективности расходования бюджетных средств и использования государственного имущества, да и для повышения эффективности всей экономики России в целом. Этот громадный сектор давно пора взять под надежный государственный контроль.
Со своей стороны готовы принять самое активное участие в разработке правовой базы, которая для этого нужна.
Спасибо за внимание.