Уважаемые коллеги!
В первую очередь хотел бы от всей души поприветствовать наших коллег и друзей из Южной Осетии, находящихся в этом зале, всех участников и гостей круглого стола!
Тема нашего круглого стола очень актуальная и важная в контексте современной международной политики. С учетом геополитического положения Кавказа, развитие в последние годы политической и социально-экономической ситуации в этом регионе вызывает серьёзную озабоченность в международном сообществе, и, разумеется, особенно в России.
Для нашей страны Кавказ имеет особое стратегическое значение. Можно без преувеличения сказать, что состояние отношений России с кавказскими государствами – важный фактор обеспечения стабильности и безопасности не только в этом районе, но и в Черноморье, на Ближнем Востоке, в Европе.
Полагаю, что для лучшего понимания сегодняшнего курса России на Кавказе необходимо немного заглянуть в историю её отношений с проживающими здесь народами. Эти отношения насчитывают много веков. К сожалению, так уж сложилось, что определенная часть современных российских и зарубежных политиков и историков, когда речь заходит о месте и роли России на Кавказе, начинают вести отсчёт от кавказской войны 1763-1864 гг. При этом акцент делается исключительно на негативных аспектах как её хода, так и результатов. Забываются многие интересные и важные факты, свидетельствующие о глубоких исторических корнях связей России с кавказскими народами, причем не только на государственном, но и на гуманитарном, житейском уровне. Так, например, как утверждают некоторые историки, первым мужем грузинской царицы Тамары в конце 12 века был князь Георгий, сын Владимирского князя Андрея Боголюбского.
Другой знаменательный факт – второй женой русского царя Ивана IV, Грозного, была Мария Темрюковна, дочь одного из кабардинских князей.
Довольно хорошо известна история вхождения Грузии в состав Российской империи в начале 19 века. Это событие имело судьбоносное значение для народов Грузии.
В контексте нашей сегодняшней дискуссии хотел бы вспомнить отношения России с Осетией. С середины 18 века Осетия активно искала контактов с Россией, видя в ней политического союзника и защитника. В 1743 году российская Императрица Елизавета Петровна получила челобитную от старейшин ряда осетинских общин. В их послании содержалась просьба помочь осетинскому народу вернуть предгорные равнинные земли Северного Кавказа – исконные земли Алании, предоставив им там защиту. В послании было чётко выражено намерение осетин быть под протекцией Российской империи. В результате длительных переговоров в Моздоке в 1774 г. единая Осетия вошла в состав Российской империи.
Не хотел бы слишком углубляться в историю, но многие убедительные факты и события свидетельствуют о том, что Россия играла важную роль в защите народов Кавказа от посягательств внешних сил на их законные интересы, способствовала экономическому, социальному и культурному развитию.
Всё это в значительной степени раскрывает суть и содержание современной политики Российской Федерации на Кавказе, её отношения как с суверенными государствами – бывшими республиками СССР, так и с недавно провозгласившими свою независимость Абхазией и Южной Осетией.
Можно с удовлетворением констатировать, что Россия успешно развивает сотрудничество с Арменией, Азербайджаном на двусторонней основе и в рамках СНГ, ведет диалог с Грузией с целью преодоления политических проблем, возникших после известных событий в августе 2008 г.
Большое внимание уделяется укреплению отношений с Абхазией и Южной Осетией. Задачи российской внешней политики на этом направлении были четко определены в Указе Президента России от 7 мая 2012. В нем говорится: "...активно содействовать становлению Республики Абхазия иРеспублики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению международных позиций, обеспечению надежной безопасности и социально-экономическому восстановлению этих республик".
Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает, что важным вкладом в дело сближения наших народов могло бы стать сотрудничество политических сил и организаций стран региона, придерживающихся социал-демократической ориентации. Наша партия готова к такому сотрудничеству. На сегодняшний день СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ принимает участие, в том числе через Государственную Думу, в решении многих политических и социально-экономических проблем в нашей стране. Депутаты от нашей партии успешно действуют и в региональных, и в муниципальных органах власти.
Хотел бы особенно подчеркнуть, что СР имеет свои отделения во всех северокавказских регионах. Так что нам близки и понятны те проблемы, с которыми сталкиваются их население и власти.
Я считаю, что многие социал-демократические идеи и постулаты по духу близки и понятны населению Кавказа. Это очень важно для консолидации общества и мобилизации его ресурсов для решения конкретных политических, социально-экономических и гуманитарных проблем.
Думаю, что такие общие для всех нас задачи могут быть благоприятной основой для сотрудничества социал-демократов России с аналогичными политическими организациями как в Южной Осетии, так и в других кавказских республиках.
В этом году исполнилось 5 лет с момента обретения Южной Осетией государственной независимости, признанной Российской Федерацией и рядом других государств. Суверенитет был обретен в ходе отражения агрессии против народа Южной Осетии и российских миротворцев. Пять лет – это небольшой, но в то же время достаточный срок для того, чтобы оценить проделанный путь и наметить ориентиры на будущее.
Уверен, важнейший фактор, который определит дальнейшую судьбу Южной Осетии – завершение строительства государственности и формирования эффективной социально-экономической стратегии развития республики. Это важно не только для социального самочувствия населения, но и для продолжения процесса признания государственной независимости Южной Осетии. Все партнеры должны видеть, что имеют дело, как теперь модно говорить, с "состоявшимся государством".
На этом пути уже многое сделано, но ещё немало предстоит сделать. И здесь я вижу основное поле для приложения усилий тех, кто разделяет социал-демократические идеи и образ мысли.
Успех и международная Привлекательность Южной Осетии напрямую зависят от выбора пути общественного развития, в основе которого социальная справедливость. В этом случае республике гарантирована роль позитивного примера, влияние которого выходит за региональные рамки.
У республики есть все предпосылки для быстрого движения вперед, тем более с опорой на помощь и поддержку России.
Единственное условие – формирование эффективной, прозрачной и свободной от коррупции системы власти и управления. Если нашим коллегам в Южной Осетии удастся решить подобную задачу, это станет ориентиром для всего Северного Кавказа.
Ни у кого не вызывает сомнений тесная взаимосвязь коррупции с криминалом и терроризмом.
Важную роль в профилактике терроризма и организованной преступности играет взаимодействие силовых структур России и Южной Осетии по усилению пограничного контроля, которое необходимо приветствовать и всячески поддерживать.
Вместе с тем меры по укреплению безопасности и правопорядка, социальному и пенсионному обеспечению населения Южной Осетии при поддержке России должны быть дополнены экономической самостоятельностью республики. Это будет лучшим ответом тем, кто все время повторяет, что социально-экономическая система республики существует только благодаря России.
Партнерство с Россией, российским бизнесом в торгово-экономической и инвестиционной сфере имеет существенное значение не только для Южной Осетии, но и для Абхазии и Грузии. Весь вопрос в том, чтобы экономика Южной Осетии стала одним из лидеров регионального разделения труда в рамках всего Кавказского региона. И здесь открывается поле для развития в республике наряду с традиционными производствами и отраслями новых производств, точек роста, рассчитанных на удовлетворение потребностей стран-соседей.
Представляется, что именно эту работу необходимо усилить, чтобы сформировать новый мощный региональный экономический кластер, основанный на принципах международного разделения труда. На поиске и поддержке таких трансграничных проектов и экономических цепочек следует сосредоточить наши совместные усилия. Тем более что нам, социал-демократам, традиционно ближе вопросы развития малого и среднего предпринимательства, которое подчас открывает уникальные возможности для самореализации большого числа людей.
Наша партия использует все доступные нам международные политические и парламентские площадки, в их числе трибуну Социалистического Интернационала, для доведения до международной общественности правды о Южной Осетии, о наших совместных усилиях по развитию Северного Кавказа.
В этом процессе мы настроены на интенсивное взаимодействие со всемиобщественными силами вашей республики. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – партия, программа которой близка научным и инженерно-техническим работникам, врачам, учителям – всем людям труда. Считаю, что активное взаимодействие с интеллектуалами, научно-экспертным сообществом Южной Осетии позволит нам лучше представлять на международном уровне историческую самобытность, непростой путь и сегодняшние достижения вашей республики.
Убежден, эти усилия внесут значительный вклад в создание благоприятного фона для переговоров в рамках Женевского процесса. Сменаруководства в Тбилиси дает здесь дополнительную надежду на прогресс.
Вместе с тем для нас главное – формирование живой ткани сотрудничества, которое позволит Южной Осетии обрести новых партнеров и друзей не только в России, но и за её пределами. И наш круглый стол – еще один шаг на этом пути. Поэтому позвольте пожелать всем нам плодотворной работы!
Благодарю за внимание.