МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на Центральном совете Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 5 апреля 2014 года (Московская область)

05 апреля 2014

Уважаемые коллеги!

То, что случилось историческое событие, свидетелями и участниками которого стали все граждане Российской Федерации во главе с нашим Президентом, – это, действительно, сегодня самое мощное явление. Мы являемся свидетелями огромного подъема духа нашего многонационального народа. Мы видим, что сегодня наконец-то каждый гражданин великой России гордится своей Родиной.

Крым вернулся в Россию! На референдуме 16 марта крымский народ сделал свой выбор. С этого исторического события прошло меньше месяца, но если судить по работе Президента, Госдумы, Правительства – пройден огромный путь. Да, мы отдаем себе отчет в том, что самая главная, кропотливая, очень нужная работа еще впереди. И мы готовы к такой работе. В ближайшее время пройдут конференции по созданию региональных отделений и в Республике Крым, и в городе-герое Севастополе. Сегодня на Президиуме мы примем необходимые кадровые решения, в том числе, примем в члены партии наших товарищей из Республики Крым и города Севастополя.

Наша страна имела все основания вмешаться в события в Крыму, чтобы защитить наших соотечественников и остановить пресловутые "поезда дружбы" с известными пассажирами из "Правого сектора".

И сегодня, когда мы видим, что США и наши европейские партнеры вопреки здравому смыслу и политической целесообразности решив оторвать Украину от России поощряли деструктивные силы, что и привело к политической смуте и катастрофическому ослаблению и без того хрупкой украинской государственности, мы еще раз твердо говорим: воссоединение Крыма с Россией прошло строго в рамках международного права! Статья 1 Устава ООН говорит о праве народа на самоопределение. И то, что 16 марта жители Крыма практически единогласно проголосовали за воссоединение с Россией, было сделано в полном соответствии с существующими правовыми нормами.

Кризис на Украине разразился в канун 100-летия Первой мировой войны. Мы не суеверны, но будем считать это обстоятельство неким предупреждением, чтобы проявлять большую осторожность и политическую выдержку в решении исторических судьбоносных вопросов.

И сегодня нам с вами предстоит задуматься об уроках Майдана. Сначала о самом слове "майдан". Я заглянул в словарь Даля и в другие словари. Среди его толкований на первом месте – площадь, базар. Но есть и другое значение этого слова. В частности, согласно одному из словарей, на юге и юго-востоке СССР это слово означало место для тайной торговли водкой и другими вещами в тюрьме. Очень символичное определение данного слова.

Сегодня мы должны сделать самые серьезные выводы по поводу событий на Украине.

Первое. Эти события показали, что мы столкнулись с деградацией политической культуры и языка международной дипломатии.

Не лучшим образом в этих событиях выглядели многие международные организации. Вместо того, чтобы следить за исполнением договоренностей от 21 февраля, подписанных представителями разных политических сил Украины, Польши, Германии и Франции, они активно вмешивались в дела Украины, трактуя договоренности так, как им самим вздумается. Похоже, что мы имеем дело с международным правовым рейдерством.

Признаки политической импотенции проявили и многие страны, которые претендуют на то, чтобы быть образцом демократии. Грозить России санкциями, всерьез выстраивать планы нанесения ущерба ведущим секторам нашей экономики, называть нашу страну "бензоколонкой с амбициями", которую следует наказать, – все это за пределами здравого смысла и международной политической этики.

Забавно при этом, что американские политики по-разному определяют роль и значение России. В то время как Барак Обама, желая откровенно принизить нашу страну, называет ее всего лишь "региональной державой", другой видный американский политик, Митт Ромни, утверждает противоположное: Россия оказывает влияние на важнейшие регионы мира, в том числе на Европу, и объявляется им главной угрозой для Соединенных Штатов.

Определитесь, господа: то ли мы региональная держава, то ли мы представляем угрозу аж самим США.

Нас мало интересуют их формулировки и оценки. Их бесит то, что мы нарушили их сценарий. То, что сильная, самостоятельная Россия поступила так, как должна была поступить и как никто не ожидал.

Будем надеяться, что сама реальность вынудит американское руководство сменить тон в дискуссиях по острым политическим проблемам и проявить большую конструктивность в поисках совместных решений.

Россия действительно сильно изменилась за 20 прошедших лет. А за те пять дней – с 16 по 21 марта – Россия стала совсем другой – она стала больше, сильнее. И теперь, оглядываясь на нашу современную жизнь, мы на многое должны посмотреть другими глазами, нам многое предстоит переобустроить в нашем российском доме.

Россия – великая держава и таковой будет всегда! С этим фактом придется считаться всем!

Второе. На примере Украины мы видим, к каким тяжелым последствиям ведет пренебрежение Конституцией страны.

Немного истории. Через 5 лет после развала Советского Союза, в 1996 году, Верховная Рада приняла Конституцию Украины, но этот документ так и не стал основой новой украинской государственности.

В 2000 году на референдуме по изменениям Конституции в пользу усиления власти президента граждане Украины проголосовали положительно. Однако парламент не стал сдавать свои позиции в пользу президента, и поправки не были реализованы. Власть показала, что готова использовать народ, чтобы изменить Конституцию и одновременно продемонстрировала, что на мнение народа ей наплевать.

Конституционная реформа 2004 года оказалась еще более циничной и непродуманной. Фактически в обмен на признание действующим президентом Кучмой и его несостоявшимся преемником Януковичем победы "оранжевой революции" было изменено государственное устройство страны – объявлен переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской республике. Однако когда уже избранному президентом Януковичу понадобилось сосредоточить больше власти в своих руках, в 2010 году он снова поменял основной закон в свою пользу. Конституционный суд Украины признал поправки декабря 2004 года недействительными. То есть Украина почти 7 лет жила по "неконституционной Конституции"! В феврале 2014 года "майдановцы", свергнув законно избранного президента, опять вернулись к варианту 2004 года.

При таком отношении к главному закону страны со стороны президента и парламента – тех, кто должен быть его гарантом и руководствоваться им в своей работе, – не стоит удивляться тому, что группа боевиков легко распоряжается судьбой целой страны, наплевав на все законы, а основными кандидатами в президенты становятся ставленники различных олигархических группировок.

В прошлом году мы праздновали 20-летие Конституции России. Мы много говорили на разных площадках и форумах о необходимости большей сбалансированности полномочий различных ветвей власти, о том, что многие поправки назрели и востребованы нашим обществом. Но в то же время мы хорошо понимали, что стабильность нашей Конституции дорогого стоит.

За 20 лет в Конституцию было внесено всего несколько изменений: объединение Арбитражного и Верховного Судов, изменение срока полномочий Президента и Госдумы, поправки в 65 статью Конституции, т. е. изменение перечня субъектов Российской Федерации.

Горький опыт конституционной чехарды, которую мы видим на Украине, лишний раз подтверждает, что наше бережное отношение к своей Конституции помогло избежать многих скоропалительных решений, ошибок и конфликтов.

Третье. События на Украине отчетливо показали огромное значение дееспособной представительной и исполнительной власти для поддержания порядка в стране.

Современное общество становится все более сложным и социально неоднородным. Поэтому конфликты неизбежны. Запросы людей, живущих на зарплаты и пенсии, в корне отличаются от интересов тех, кто живет на прибыль и дивиденды. И это лишь один из потенциальных конфликтов. Есть еще межнациональные противоречия, конфликт поколений и многое другое.

Люди вышли на Майдан, раздраженные враньем, коррупцией, чиновничьим произволом. Но вслед за ними на Майдан вышли политические авантюристы, демагоги всех мастей и, конечно, криминальные группировки, которым беспорядки и хаос нужны как трамплин для прыжка во власть.

В подобной ситуации ответственный политик должен проявить твердость и решительность, чтобы не допустить разрушения основ государства. При этом он обязан слышать разные голоса общества, учитывать интересы разных социальных и национальных групп. Если же он перестает отличать реальные проблемы от фантазий придворных льстецов, тогда и появляются все эти "золотые батоны" – показная роскошь при полном игнорировании общественных нужд.

На Украине ответственных политиков не нашлось! Власть рухнула в лапы националистических "ультрас", которые довершили государственный переворот, начав расправы с теми, кто не согласен с их нацистскими взглядами и насаждая повсеместно свои бандитские порядки.

Да, мы помним, что революции часто начинают романтики, а завершают проходимцы.

Радикалы Майдана парадоксальным образом оказались ярыми последователями учения Троцкого о перманентной революции.

Позиция нашей партии четко определена и не раз звучала с высоких трибун: все конфликты, возникающие в обществе, должны быть разрешены в рамках четкой работы парламента.

Нужна не перманентная революция по Майдану, а постоянный публичный диалог всех разумных сил общества. Политические баталии должны проходить не на улице, а в Думе, которая для того и создана.

Парламент – это важнейший институт современной государственности. Именно он создает у населения чувство солидарности и принадлежности к одной стране. Его консолидирующая роль не должна быть попрана ни при каких обстоятельствах.

Сами по себе политические конфликты, если они протекают открыто и в рамках правового поля, не создают потрясений. Более того, общество приобретает политическую культуру именно в ходе разрешения конфликтов. Но только в том случае, если это идейные конфликты, а не уличный мордобой.

Наша партия делает очень много для укрепления института парламентаризма, представительной власти всех уровней.

Мы добиваемся расширения контрольной функции Парламента. Институт парламентских расследований – один из самых действенных механизмов борьбы с коррупцией. Все вопиющие случаи злоупотребления своими полномочиями со стороны членов Правительства, работников правоохранительных органов, спецслужб, членов ЦИК, депутатов, членов Совета Федерации должны быть расследованы с участием представителей всех думских фракций. И мы свои предложения, которые уже оформлены в виде законодательной инициативы, будем настоятельно продвигать, добиваясь реальных контрольных функций, добиваясь возможности создавать парламентские комиссии по любому факту нарушения законности либо прав человека в нашей стране.

Повторяю: наша важнейшая задача как парламентской партии, партии, имеющей мощный депутатский корпус в законодательных собраниях регионов, – использовать все возможности, все парламентские механизмы для предотвращения открытых социальных конфликтов в обществе.

Кстати, наши депутаты уже приучили чиновников всех уровней давать на депутатские запросы ответы по существу и в установленный срок.

Четвертое. В ходе политического переворота на Украине, а также ранее в Киргизии и Грузии, партии оказались на обочине политических процессов. На передний план вышли неформальные военизированные группировки и движения.

Отсюда вывод: только реальная крепкая многопартийность, политическая конкуренция, прежде всего, парламентских партий, может создать подлинную политическую культуру и обеспечить надежный заслон незаконным формированиям.

В этой связи хочу отметить, что до сих пор, к сожалению, в ряде субъектов Федерации административный ресурс все еще срабатывает таким образом, что в законодательные собрания попадают только две партии, имитирующие несогласие друг с другом по некоторым вопросам. Это ложная многопартийность. Она лишь углубляет разрыв между человеком и государством, личностью и обществом, властью и интересами народа.

Неверно считать, что в результате четко выраженной общей позиции по Крыму роль межпартийной конкуренции у нас в стране снижается. Да, в вопросах национальной безопасности, вопросах государственной важности, в частности, в вопросе воссоединения Крыма с Россией все фракции Госдумы были едины как никогда. Но это не значит, что мы должны забыть о нашей политической конкуренции, о нашей политической борьбе с профсоюзом бюрократов – партией "Единая Россия". Когда наша фракция раз за разом вносит необходимые социальные законы, а "Единая Россия" и часто примыкающая к ней ЛДПР их отклоняют, мы должны отдавать себе отчет в том, что наша миссия, наша позиция остается неизменной. И мы будем бороться на выборах любого уровня за большее представительство нашей партии и в муниципальных советах, и в законодательных органах власти. Мы уже видим: там, где у нас есть мощные фракции и твердая позиция, мы реально можем помогать людям.

Всеобщая поддержка правомерных действий российских властей по защите государственного суверенитета и национальных интересов не дает индульгенции региональным чиновникам и функционерам "Единой России" заниматься произволом в отношении граждан.

Мы, партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, не должны забывать о нашей роли оппозиции. В вопросах, касающихся общенациональных интересов нашей страны, не может быть никаких разночтений! Но в остальном мы будем отстаивать интересы наших граждан, их политические и социальные права!

Надо поддерживать инициативы, которые приведут к улучшению жизни большинства граждан нашей страны, а не кучки олигархов или группы чиновников.

Пятое. События на Украине показали, что наступление на социальные и гражданские права граждан, углубление социального неравенства разрушают общество быстрее, чем это может сделать любой враг.

Помня печальный опыт Майдана, мы должны задать себе вопрос: если в результате недовольства люди начнут выходить на улицу, какие силы придут вслед за ними из небытия?

К сожалению, прикрываясь мнимой угрозой внутрироссийского Майдана, пользуясь общественной консолидацией, которая стала реакцией всех россиян на попытки западных держав оказать давление на нашу страну, некоторые чиновники готовы устранить с политического поля все конструктивные и системные оппозиционные силы, а любую критику заклеймить как антироссийскую и антипатриотическую. Дошло до того, что Президенту пришлось сдерживать самых ретивых "патриотов", которые уже готовы были немедленно сажать за решетку всех инакомыслящих. Цитирую: "Нам нельзя впадать ни в какую эйфорию и создавать условия, неприемлемые для гражданского общества, для защиты своих прав". И далее: "чтобы власть не создавала для себя тепличных условий и не пряталась за какие-то репрессивные рамки, безмерно расширяя свою репрессивную функцию".

Шестое. События на Украине показали опасность агрессивного национализма для многонациональных государств, к которым относится и Россия.

Те, кто взял на вооружение русофобские лозунги, фактически разрушают основы многонациональной Украины, прикрываясь украинским флагом и произнося высокие слова о патриотизме.

Мы неоднократно говорили о том, что многонациональная страна не может жить без национальной политики. Не может государство, в котором проживает более двухсот народов, существовать без специального органа исполнительной власти, который бы занимался в повседневном режиме формированием национальной и межнациональной политики и проведением ее в жизнь. И наше требование о создании такого органа остается в силе.

В 90-е годы про патриотизм с высоких трибун говорили мало, а если и говорили, то как-то стесняясь, даже стыдясь. В 2000-е ситуация изменилась, однако настоящее патриотическое единение наш народ испытывал разве что во время спортивных успехов.

Гордость за страну была крайне размытым понятием – гордились успехами прошлых, подчас далеких лет: великой культурой, победой в войне, полетом в космос.

Но сегодня мы стали свидетелями совершенно нового явления. Именно решительные действия России, ее руководства вселяют в нас гордость и уверенность в том, что Россия действительно стала совершенно иной страной. То, что я говорил о нашем общем подъеме, мы ни в коем случае не должны "заболтать". Необходимо направить консолидацию нашего народа на то, чтобы очень самокритично оценить нашу внутрироссийскую жизнь. И следуя логике ожиданий нашего народа, мы должны последовательно отстаивать наши программные установки и проводить их в жизнь.

Сегодня я как Председатель партии ставлю простую боевую задачу. Мы реалисты, а не шапкозакидатели, и мы не должны заниматься самоуспокоением. Во всех без исключения регионах, где пройдут выборы в законодательные органы власти, мы должны увеличить свое присутствие, а где-то впервые создать наши фракции. Это сегодня задача номер один. По итогам выборной кампании мы будем принимать самые серьезные меры, в том числе кадровые, с точки зрения успешности либо неуспешности ее проведения.

Мы с вами знаем и про административные ресурс, и про жесткую конкуренцию со стороны "Единой России". Но мы знаем и про то, что если избирательную кампанию проводить как кампанейщину, если даже очень сильно напрячься в течение двух-трех месяцев, как правило, это не дает результата. К успеху приводит только повседневная работа с избирателями, для которых приемные нашей партии должны стать местом, где всегда окажут помощь и поддержку.

Если во время проведения избирательной кампании мы с вами будем уповать на то, что на общем подъеме люди придут на избирательные участки и проголосуют за нас, это будет самообман. Людей нужно убедить в том, что именно наши кандидаты будут отстаивать их интересы, будут бороться с теми, кто занимается воровством, кто унижает весь наш многонациональный народ нищетой, бедностью и огромным социальным расслоением. Поэтому давайте настраиваться на самую серьезную созидательную работу. Надо понимать, что от результатов выборов зависит будущее нашей партии уже с прицелом на грядущие выборы в Госдуму.

Сегодня, когда идут уникальные исторические процессы, когда мы видим то, что Россия явила миру, роль нашей социал-демократической партии как никогда возрастает. Четко и однозначно заняв эту нишу, мы никому не позволим вытеснить нас из нее. И занимая эту нишу, беря на себя огромную долю ответственности перед нашим народом, мы должны четко себя позиционировать и шаг за шагом спокойно, но профессионально реализовывать нашу программу.

Седьмое. События на Украине показали полную беспомощность местной власти перед агрессивной толпой.

До сих пор мы произносили много правильных слов о том, что власть надо приближать к людям, подразумевая, что так проще решать многие социальные вопросы. Но местная власть – это и отпор всяким проходимцам, которые натравливают людей друг на друга.

Наша партия уделяет развитию самоуправления очень большое внимание. Совсем недавно, в конце февраля, по этому вопросу собиралась Палата депутатов партии. Какие были сделаны выводы?

Местная власть никогда не станет властью, если не будет иметь прочную финансовую базу. Мелкие отчисления от региональных налогов, трансферты только расхолаживают местную власть.

Мы будем добиваться, чтобы каждый бюджетный уровень имел собственную налоговую базу, не пересекающуюся с федеральными налогами. Для муниципального уровня – это налог на недвижимость и подоходный налог.

О том, что нужен реальный налог на недвижимость, Президент страны заявил еще в 2007 году. Этот год можно считать точкой отсчета. Сроки введения налога постоянно переносились. Последнее поручение Правительству – ввести налог до конца 2013 года. Год закончился, налога нет. Теперь называется 2016 год. Но эксперты весьма скептически оценивают перспективу на этот год. По некоторым оценкам, ждать налога придется до 2018 года. 10 лет на один налог!

Понятны объективные трудности с администрированием налога на недвижимость. Но откровенная волынка с принятием этого налога очевидна.

Если удастся создать стройную и прозрачную систему взимания налога, величина которого будет сопоставима с доходами населения, без ущерба для низкооплачиваемых категорий граждан, то местные бюджеты, наконец, смогут "вздохнуть свободнее".

Мы также считаем, что налог на доходы физических лиц должен взиматься по месту жительства, а не по месту работы, как это происходит сейчас.

Наша партия категорически против отмены прямых выборов мэров, замены их назначением сити-менеджеров. То, что сегодня идет повальный пересмотр законодательства регионов и вводится институт сити-менеджеров, тем самым лишая население крупных городов права на самоуправление, никуда не годится. Создается впечатление, что господа из "Единой России" и многие чиновники не слышали Президента, который совсем недавно в ответ на прямой вопрос еще раз сказал, что обязательно должны быть выборы мэров. И мы не ослабим наше настойчивое требование дать народу то, на что он имеет право – самим избирать себе руководителей крупных городов нашей страны.

Кто такой сити-менеджер – это чиновник, которого наняли и платят ему деньги, и он решает те или иные хозяйственные вопросы. Если, не дай бог, начнутся массовые протесты, разве он сможет выйти к людям и говорить с ними так, чтобы его услышали и прислушались к его словам? Конечно же, нет. Только тот, кто получил мандат от народа, сможет говорить с людьми о том, что их волнует, и в корне пресечь возможность нарушения общественного порядка.

И последнее. Вы знаете, что 2014 год объявлен годом российской культуры. То, что Крым вернулся домой именно в этом году, по-своему символично. Ни один россиянин не мог смириться с тем, что Крым был частью другого государства, для которого это была просто территория. Для нас Крым всегда был и всегда будет частью национальной культуры и истории, частью нашей славянской души!

Сегодня особенно актуально звучат слова Екатерины II, которая, путешествуя по Тавриде, отвечала своим критикам по поводу присоединения новых земель: "Весьма мало знают цену вещам те, кои с унижением бесславили приобретение сего края".

Екатерина Великая тогда не могла предположить, что Крым для России станет значимым не только в экономическом и военном отношении, но и войдёт в плоть и кровь русского народа, станет неотъемлемой частью его идентичности. Этот край любили и воспевали наши национальные гении: Жуковский, Пушкин, Вяземский, Бунин, Ахматова, Цветаева, Волошин. Здесь жил и творил великий Чехов. Здесь создавали свои шедевры Айвазовский и Коровин. Перечислять имена великих россиян, связанных с Крымом, можно очень долго. И сегодня всё это несметное богатство российской культуры вновь обрело Родину!

В связи с эти перед нами встаёт ответственная задача – сохранить и приумножить культурное наследие Крыма, сделать его ресурсом развития этого края, да и всей страны.

За последние годы тут накопилось огромное количество проблем. Это незаконная застройка в охранных историко-культурных зонах, разрушение памятников архитектуры, незаконные варварские раскопки. Разрушена культурная инфраструктура. Российское законодательство, опыт государственного строительства и бюджет нашей страны в полной мере позволяют решить все эти запущенные проблемы и возродить наш великий российский Крым!

Дорогие товарищи! В связи с этим все вместе, засучив рукава, мы будем работать – и в Крыму, и в нашем большом доме, имя которому Россия.

Памятую о тех исторических днях, которые мы пережили, радуясь тому, что среди нас здесь сидят наши крымские и севастопольские товарищи, завершить свое выступление я хочу провидческими словами о Крыме Александра Сергеевича Пушкина:

Холмы Тавриды, край прелестный,

Я снова посещаю вас...

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International