МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление в ходе круглого стола "О муниципальной милиции в Российской Федерации: вопросы законодательного обеспечения" 16 октября 2014 года (г. Москва)

16 октября 2014

Уважаемые коллеги!

В этом году на разных площадках постоянно звучит тема местного самоуправления, во многом это связано с прошлогодним посланием Президента России, с принятием весной этого года закона о реформе муниципальной власти в областных центрах и крупных городах.

Хочу напомнить, что в России вопрос самоуправления – земского или городского – это, прежде всего, вопрос доверия между государством и обществом. Об этом, кстати, со всей определенностью свидетельствует весь опыт реформ Александра II.

Насколько государственная власть способна передать часть полномочий местным сообществам, и насколько общество готово ответственно взять на себя решение местных вопросов.

Действующая Конституция предусматривает самостоятельную охрану общественного порядка органами местного самоуправления, 131-й федеральный закон говорит об организации охраны общественного порядка силами муниципальной милиции. А на практике у нас сверхцентрализованная, зарегулированная, забюрократизированная правоохранительная система с бесконечной отчетностью, от которой стонут сами полицейские, работающие "на земле".

Пора признать, что оборотной стороной реформы полиции стало чувствительное сокращение числа участковых уполномоченных, сотрудников ГИБДД, закрытие дежурных частей и отделов внутренних дел.

В связи с этим ситуация с обеспечением общественного порядка не улучшается. Муниципальные власти стали задумываться о создании собственных правоохранительных органов. Об этом свидетельствуют постоянные дискуссии на региональных советах муниципальных образований. Однако без специального закона о муниципальной милиции работать в этом направлении местным органам предельно трудно.

Если обратиться к 131-му закону, муниципалитетам уже сегодня вменили в обязанность участвовать в профилактике межнациональных конфликтов, в профилактике терроризма и экстремизма. Местная власть обязана предоставлять участковым помещения для работы и жилье. В марте этого года Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, по которому муниципальные образования будут заниматься еще и профилактикой правонарушений.

Как это делать без милиции общественной безопасности?

Фактически местные органы отвечают за общественный порядок на территории муниципального образования, но юридических, законных механизмов, материальных и кадровых ресурсов для эффективной реализации предоставленных полномочий не имеют. Получается, что государственная власть, с одной стороны, вроде, и хочет привлечь местные власти к правоохранительной деятельности, но, с другой – не доверяет муниципальному сообществу.

Уважаемые коллеги!

Несколько слов о предложенном нашей фракцией законе "О муниципальной милиции в Российской Федерации". Остановлюсь на ряде моментов.

Первое. Муниципальная милиция будет создаваться в районных и городских округах за исключением городов федерального значения и закрытых административно-территориальных образований. Она будет представлять собой самостоятельный муниципальный орган, который непосредственно подчиняется главе муниципального образования. Разумеется, при строгом контроле как со стороны органов местного самоуправления и населения муниципального образования (общественный контроль), так и со стороны государственных органов: суда, прокуратуры, органов МВД России.

Второе. Основные направления деятельности муниципальной милиции подробно прописаны в нашем законопроекте. Главная их задача – обеспечение общественного порядка на территории муниципального образования и профилактика правонарушений. Надо строго отграничить работу муниципальной милиции от деятельности органов внутренних дел.

Третье. Всенародное избрание руководителей муниципальной милиции и участковых. Этого не надо бояться. К примеру, мировые судьи по действующему законодательству могут избираться населением, и в этом нет ничего страшного.

Всенародное избрание руководителей муниципальной милиции и участковых позволит реально приблизить правоохранительные органы к местному населению, поднять доверие граждан к их работе.

Участковый должен быть "укоренен", в хорошем смысле этого слова, на своем участке, находиться в тесном контакте с жителями. Случайных людей на этой службе быть не должно.

Четвертое. Нужно думать о сотрудниках муниципальной милиции. С одной стороны, самый строгий отбор и контроль – и тут нам поможет выборность и подотчетность, с другой, должно быть сохранено денежное довольствие, пенсионное и социальное обеспечение, страховые выплаты, соразмерные с социальными гарантиями, установленными для сотрудников полиции. Недопустимо, чтобы в ходе преобразований пострадали честные и ответственные сотрудники.

В заключение хочу сказать, что для создания в России эффективной системы муниципальной милиции нужны, прежде всего, политическая воля и доверие между государством и обществом. Тогда реформа заработает, начнут действовать положения Конституции, будет наведен порядок. Мы, фракция и партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ предлагаем для этого конкретные механизмы, которые, надеюсь, сегодня вместе плодотворно обсудим.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International