Доброе утро друзья и коллеги!
Я рад приветствовать всех участников и гостей Экспертного совета. Это наше второе пленарное заседание.
В начале хочу поздравить вас с прошедшим праздником – Днем народного единства. Также нельзя не вспомнить, что сегодня 7 ноября – День Великой Октябрьской революции. Думаю, большинство сидящих в зале согласится со мной в том, что сама история справедливо убрала слово "социалистическая" из названия этого дня, а вот слово "великая" ни в коем случае убирать нельзя, потому что по последствиям для всей мировой цивилизации она была именно великой. Почему-то французы не стесняются отмечать 14 июля – День великой французской революции – как национальный праздник, а мы как-то об этом забыли.
Уважаемые коллеги, как я уже сказал, мы собрались на втором заседании Экспертного совета. Напомню, что первое состоялось в феврале нынешнего года, вскоре после того, как при фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" был создан Экспертный совет.
С тех пор прошло девять месяцев, в течение которых Совет активно действовал. Результаты этой работы отражены в отчете, который вы получили при регистрации вместе с другими раздаточными материалами. Я не буду на этом долго останавливаться. Хочу только обратить ваше внимание на то, что из 117 законопроектов, внесенных в течение весенней сессии 2014 года на рассмотрение Государственной Думы депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", 47 законопроектов были разработаны в рамках работы Экспертного совета. Среди них такие важнейшие, как Федеральный закон "О муниципальной милиции", ряд законопроектов, связанных с принятием в Российскую Федерацию республики Крым, пакет законопроектов, направленных на развитие малого бизнеса и многие другие.
Важнейшим приоритетом и ориентиром в работе Экспертного совета является предвыборная Программа нашей партии "5 шагов к справедливости". Пять шагов, пять этапов реализации Программы – это пять лет работы депутатов в течение созыва.
Говоря о работе Экспертного совета, нельзя не упомянуть о партнерах Совета – научных и общественных организациях, специализирующихся на изучении конкретных направлений социально-экономического развития. Такими партнерами Экспертного совета являются наши академические институты РАН, Всероссийский центр уровня жизни, общероссийская общественная организация "Офицеры России", Росстат и многие другие. Особенно в этом ряду хотелось бы отметить сотрудничество с Московским экономическим форумом, который непосредственно участвует в организации мероприятий Экспертного совета, и с его учредителями – Институтом экономики РАН, МГУ и ассоциацией "Росагромаш".
Учитывая, что тема нашего пленарного заседания: "Перспективы социально-экономического развития России в условиях новых вызовов", я надеюсь, что сегодня мы услышим много интересных и важных предложений.
Хотел бы высказать и свое мнение по теме обсуждения.
Перечисление вызовов современной России я бы начал с угрозы, которая четверть века назад воспринималась нашим обществом как достижение западной цивилизации, несущее людям благополучие и процветание.
Это – распространение идей современного либерализма, навязывание западно-европейской идеи прогресса и западных ценностей. Сегодня эта тема из философской категории превратилась в целую серию фактических угроз, проявляющихся и во внутренней, и во внешней политике. Современное российское общество строится на индивидуализме, а духовные, этические ценности и институты осмеиваются и активно демонтируются. Вместо силы права действует право силы, свободный рынок превращается в пространство для жизни крупных монополий. Восхваляемый Западом "евроатлантизм" оказывается не более чем геополитической доктриной глобального доминирования США, которая направлена на поддержание собственного благополучия за счет народов, еще сохраняющих собственные суверенитет и национальные традиции.
НАТО продолжает экспансию на восток, не считаясь с национальными интересами Российской Федерации, погружая мир в атмосферу холодной войны.
Не меньше проблем в нашей внутренней политике. Несмотря на требование Президента о приоритетном решении социальных задач, системно не решена ни одна из них.
Многие из здесь присутствующих осознают, что под угрозой оказалось само существование российской науки. Реформа образования привела к снижению образованности населения. Реформа здравоохранения вызвала лавинообразное нарастание платных услуг. Более того, качественная медицина становится недоступной даже за деньги: провалы в сфере образования катастрофически сказываются на подготовке медицинских кадров.
Реформа ЖКХ вызвала рост коммунальных платежей. Пенсионная реформа тоже фактически провалилась: годовая доходность собранных за 10 лет страховых накоплений (в размере 2,5 триллионов рублей) оказалась ниже инфляции.
Политика доходов продолжает строиться на морально устаревших показателях – минимальном размере оплаты труда и средней заработной плате. При этом показатель динамики средней заработной платы, по которому чиновники отчитываются о выполнении майских Указов Президента, дает ложную картину, приукрашивая действительность.
Совершенно очевидно, что курс нынешнего Правительства находится в явном противоречии с теми целями, которые ставит Президент, и вызовами, с которыми сталкивается наша страна.
Справиться с этими вызовами можно только в том случае, если будет действовать персональная ответственность тех, в чью компетенцию входит прогнозирование и планирование, а также стратегическое и оперативное управление. А пока, как мы видим, ни украинские события, ни нарастание вызовов и угроз ничему не учит наше Правительство: вызовы сами по себе, а управление идет, как и шло: ни политика, ни планы не меняются.
Мы не согласны с этим курсом Правительства. И именно с этим связано то, что при голосовании за проект бюджета, внесенного Правительством Дмитрия Медведева, мы голосовали против. Мы не видим в главном финансовом документе страны тех подходов и тех решений, которые нужны сегодня.
Новые вызовы и новые задачи потребовали разработки новой редакции Программы нашей партии. И на недавнем заседании Центрального совета партии мы начали обсуждение новой редакции Программы.
Напомню, первая наша Программа была принята еще в 2006 году, с тех пор реалии нашей жизни, как внутриполитические, так и внешнеполитические меняются слишком быстро, что потребовало новых подходов и новых взглядов на то, что может предложить наша социалистическая партия современному российскому обществу, и как мы сами должны меняться, к чему стремиться и какими способами достигать задач, к которым мы стремимся.
И в новой редакции Программы наш курс на жёсткое ограничение крупного капитала, существенное сокращение разрыва в доходах, солидарность и справедливость остается неизменным.
Ведущий принцип Программы: копить не деньги, а активы. Главный актив страны – человеческий капитал.
Основой Программы является борьба с социальным неравенством. Мы исходим из того, что главным источником экономического роста в любой стране является внутренний платежеспособный спрос. А о каком спросе в России может идти речь, если по данным Росстата, около 50% работающих граждан еле сводят концы с концами, получая заработную плату в размере меньшем или равном двум прожиточным минимумам?
При этом они платят тот же подоходный налог, что и высокодоходные группы населения, плюс страховые платежи!
Говоря о якобы справедливой, плоской шкале налогообложения, Правительство лукавит. Ведь для богатых налоговые отчисления существенно ниже. С той части зарплаты, которая превышает в сумме 624 тыс. руб. за год, страховые взносы не платятся. Более того, самые богатые – владельцы бизнесов – основной доход получают не с зарплаты, поэтому страховые взносы не платят вообще. И налоги с других видов доходов у них меньше. Налог на дивиденды – всего 9%. На процентные доходы налог определен только на ту их часть, которая превышает ставку рефинансирования Центрального банка, и т.д..
Таким образом, наша налоговая система является по факту регрессивной и работает в пользу богатых. 1% самых состоятельных людей получает более 40% национального дохода, а основное налоговое бремя несут люди, которые по уровню доходов сами находятся в группе риска.
О каком наполнении бюджета, и о каком сплочении наших граждан перед лицом внешних угроз может идти речь в такой ситуации?
Но Правительство не перестает повторять, что российская налоговая система – одна из лучших в мире, она работает и обеспечивает стабильность.
В реальности такая налоговая система сама является угрозой социальной и экономической стабильности государства, и может обеспечить лишь стабильную стагнацию! Не случайно экономический рост в России остановился еще до введения санкций.
Мы очень рассчитываем, что совместными усилиями нам удастся повлиять на Правительство и думское большинство и ускорить принятие законопроекта "О прогрессивной шкале налогообложения на доходы физических лиц". Мы видим, что ситуация медленно, но меняется. Недавно на Госсовете была поддержана наша идея о повышении ставки налога на дивиденды с 9% до 13%.
Уважаемые коллеги!
Сегодня Россия стоит перед серьезными историческими вызовами, и на них нужно дать адекватный ответ новой экономической политикой. Мы считаем:
Первое. Прежде всего, нужен ответ на вопрос: как и за счет чего должна развиваться экономика России? Откуда возьмутся доходы граждан, предприятий и бюджета, необходимые для решения всего комплекса экономических и социальных задач?
Наш ответ: основой экономического благополучия может быть только мощное, отечественное производство.
Правительство говорит о модернизации, импортозамещении, но за этими словами нет реальных дел.
Чтобы производство в России росло и развивалось, чтобы в его модернизацию вкладывались деньги, оно должно стать выгодным для инвесторов и для предприятий. Необходимо разработать конкретную и финансово обеспеченную программу новой индустриализации России, обратив особое внимание на вопросы текущего и стратегического планирования. Надо рассчитать, какой уровень налогов, кредитов, бюджетных и частных инвестиций требуется, чтобы заводы и фермы были конкурентоспособными, чтобы появились реальные стимулы к их развитию.
Для сферы материального производства требуется создать режим максимального благоприятствования, а это совершенно другие условия по сравнению с вывозом сырья и импортом ширпотреба.
Ресурсы для этого в стране есть. Это и накопленные финансовые резервы, которые размещены за границей под смехотворные проценты. Это и резервы увеличения доходов, на которые указывает наша партия: налоги на доходы и роскошь сверхбогачей; изъятие природной ренты и сверхприбылей естественных монополий; алкогольная монополия и целый ряд других. Нужна политическая воля, чтобы мобилизовать эти резервы. Воля, которую мы, к сожалению, у нынешнего состава Правительства не видим.
Здесь же я хотел обозначить одну проблему и хотел бы, чтобы кто-то отреагировал на это. Речь идет об увеличении денежной массы нашей страны. Вы знаете, что соотношение денежной массы России к ВВП составляет примерно 50% и мы видим, что те экономики, которые мы называем развитыми, всегда шли по пути увеличения денежной массы и сегодня у них это соотношение достигает 100% и больше.
Второе. Важный резерв экономического роста – это организация максимальной переработки российского сырья на нашей же территории. Сегодня львиная доля российского экспорта – сырьевые товары. Совершенно реальная задача ‒ организовать на территории России переработку сырья по современным высокоэффективным технологиям. Одно это даст огромный прирост ВВП, высокооплачиваемых рабочих мест, доходов для граждан, бизнеса и бюджетов.
Третье. Для современной России имеет огромное значение преодоление территориальных диспропорций. Узкий круг регионов-доноров формирует значительную часть доходов федерального бюджета. В остальных и состояние экономики, и уровень жизни оставляют желать много лучшего.
Здесь часто возникает порочный круг. Бедным регионам трудно найти резервы для вложений в экономическое развитие, создать стимулы для инвесторов. Федеральная власть должна помочь его разорвать. Причем важно дать не рыбу, а удочку – не субсидии на текущие расходы, а инвестиции в программы развития. Федеральная инвестиционная программа должна обеспечить создание "точек роста" во всех регионах России без исключения – с учетом их масштаба, специфики и конкурентных преимуществ. Такие инвестиционные проекты станут локомотивами развития, дадут работу квалифицированным специалистам на местах, заказы местным предприятиям и помогут этим регионам выйти на достойные социально-экономические позиции.
Четвертое. В сегодняшней сложной экономической ситуации приходится констатировать, что Центральный банк явно недорабатывает.
В прошлом году мы утвердили нового председателя Банка России, который был известен как сторонник активной политики развития. Кроме того, мы внесли большие изменения в закон о Центральном банке. В статье 34.1 впервые появилась норма о том, что задача Центрального банка ‒ не только ценовая стабильность как таковая, но и формирование условий для экономического роста.
За прошедший год мы видим большие изменения в сфере банковского надзора, и это в целом хорошо, хотя есть большие претензии со стороны граждан, потому что закрытие банков ведет к большому недовольству и проблемам. Но мы не видим изменений в денежно-кредитной политике, а по нынешней ситуации в экономике это просто недопустимо.
Еще несколько лет назад Банк России заявил, что до конца 2014 года перейдет к плавающему курсу рубля. В результате с июля 2014 года валютные интервенции прекратились. Такое впечатление, что при этом ответственные сотрудники Банка России не смотрели ни в окно, ни в газеты, и не подозревают, что ситуация в экономике изменилась по сравнению с временами, когда это решение планировалось. В итоге курс рубля обрушился, в октябре все равно пришлось вернуться к валютным интервенциям. Но рынок уже дестабилизирован, и до последнего времени Центральный Банк тратил десятки миллиардов долларов без особых успехов.
Процентные ставки по кредитам запредельные. Если в Евросоюзе за долгосрочный кредит предприятия в среднем платят 3%, то у нас 12%, и то это по официальной статистике, а на деле бывает гораздо больше.
Причем это делается под предлогом борьбы с инфляцией, но совершенно игнорируется, что основной источник инфляции в России – это рост тарифов естественных монополий. Если Правительство повышает тарифы с 7,5 до 10 процентов, то это по цепочке влияет на затраты, а следом и на цены всех российских предприятий. То, что Центробанк в ответ на это повышает еще и процентные ставки, никак не помогает борьбе с ростом цен, а только еще больше ухудшает ситуацию в экономике. Просто поразительно, с каким упорством Банк России цепляется за абстрактную схему, взятую из иностранных учебников и совершенно неадекватную в реальных условиях российской экономики.
Сейчас в Думу поступил проект Основных направлений денежно-кредитной политики на 2015 год. И опять мы не видим в нем мер по стимулированию экономического роста и инвестиций, по обеспечению российских предприятий финансовыми ресурсами в достаточных объемах и под доступные проценты, которые позволят развивать производство.
Мало того, авторы этого проекта позволили себе изменить цель денежно-кредитной политики, которая прямо указана в законе о Центральном банке. Вместо нее они сами себе поставили другую цель, и уже не говорят ни о защите и обеспечении устойчивости рубля, ни о формировании условий экономического роста, а только о ценовой стабильности и низкой инфляции. Причем как раз эту задачу они самостоятельно решить не могут, потому что она зависит от тарифной политики Правительства.
Считаю, что надо поручить Счетной палате провести экспертизу основных направлений денежно-кредитной политики на соответствие законодательству, программным документам государства, а также задачам развития экономики. А руководству Банка России надо обратить самое серьезное внимание на блок денежно-кредитной политики, который явно живет и работает в отрыве от реальности.
Пятое. В нашей Программе прописана необходимость разработки закона "О промышленной политике". Только что он принят в первом чтении. Перед голосованием в Думе проводилось обсуждение этого законопроекта, организованное нашим Экспертным советом и Московским экономическим форумом. В нем приняли участие более 100 промышленников. По итогам обсуждения подготовлено 64 поправки. Закон мы поддержим, хотя никакой эйфории по его поводу не испытываем. Закон сугубо рамочный, но и это маленький шаг вперед.
Шестое. Говоря об экономической политике, нельзя не упомянуть о вступлении России в ВТО. Вы все помните, что Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ активно выступала против вступления в ВТО на подписанных условиях, поскольку они снижают конкурентоспособность наших товаров. Однако, даже сейчас наше Правительство не использует всех законных возможностей для защиты нашего производителя. Во многих отраслях таможенные пошлины ниже, чем разрешено соглашениями о присоединении к ВТО. Финансовая поддержка производителей также ниже, чем разрешается правилами.
Седьмое. В этой ситуации санкции работают на развитие нашего агропромышленного сектора. Сегодня здесь сложилась уникальная ситуация, которая дает шанс не только решить многолетние проблемы отрасли, но и вывести ее в лидеры экономического роста. Но для этого опять-таки нужны не лозунги, а реальные дела и ресурсы.
С учетом сложившейся ситуации необходимо срочно утвердить новую редакцию государственной программы развития сельского хозяйства. Нужно провести санацию задолженности аграрных предприятий – и либо списать накопленные долги, либо продлить их, потому что сейчас деньги больше всего нужны на инвестиции, а не на выплаты по старым займам. Необходимо также решить вопрос об обеспечении АПК долгосрочными кредитными ресурсами для инвестиций – и за счет коренного пересмотра денежно-кредитной политики, и путем субсидирования процентных ставок.
В сельском хозяйстве бывают такие дни, которые весь год кормят. А сейчас у нас начинается такой год, который может век кормить Россию, если мы правильно используем свои возможности. Это не только вопрос экономического роста и развития села. Это и вопрос продовольственной безопасности нашей страны. Решать его нужно решительно и безотлагательно.
Уважаемые члены Экспертного совета!
Особое внимание нам необходимо уделить вопросам разграничения полномочий между уровнями власти и повышению эффективности местного самоуправления.
Наша задача – разбудить живое творчество масс, сделать людей не потребителями, а участниками управления, рачительными хозяевами на своей земле. Что же мы видим на деле? Муниципальная реформа, как и другие реформы, провалилась. Имеется явное несоответствие между бюджетной обеспеченностью и полномочиями муниципальных образований.
Для того, чтобы изменить дело к лучшему, мы предлагаем принять так называемый Муниципальный кодекс (или Федеральный конституционный закон), устанавливающий основы и общие принципы организации и развития местного самоуправления. Основные положения этого Кодекса должны получить развитие в региональном законодательстве. На федеральном уровне должны быть законодательно закреплены финансово-экономические основы местного самоуправления, которые устанавливают понятные и прозрачные механизмы формирования муниципальных бюджетов, упорядочивают систему межбюджетных отношений и исключают двойное толкование.
Причем формирование муниципальных бюджетов должно осуществляться преимущественно за счет собственных налоговых поступлений, а не за счет межбюджетных трансфертов, которые зачастую порождают коррупцию и иждивенчество. Мы считаем, что для обеспечения надежной налоговой и бюджетной самостоятельности муниципальных образований необходимо:
– увеличить долю средств от налога на доходы физических лиц, поступающую в бюджеты муниципальных образований, и постепенно довести ее до 40%;
– перейти к уплате налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщиков;
– передать на муниципальный уровень 2% налога на прибыль организаций;
– передать на муниципальный уровень транспортный налог с физических лиц;
– ввести местный налог на покупку дорогой недвижимости;
– закрепить за бюджетами поселений налоги от малого бизнеса.
На местном уровне должны быть созданы реальные механизмы прямого участия граждан в распределении бюджетных средств. У нас есть конкретные предложения. И здесь наша партия рассчитывает на эффективную поддержку Экспертного совета в разработке этих механизмов и законопроектов.
Во всем круговороте проблем, требующих решения, самостоятельное значение имеют наши предложения о необходимости создания муниципальной милиции. Соответствующий закон, как сегодня говорилось, уже разработан и внесён. По существу – это реализация конституционных положений об участии органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка на своей территории, это обеспечение реального контроля населением результативности деятельности правоохранительных структур.
Уважаемые коллеги!
Подводя итог сказанному, хочу сделать вывод: чем дальше, тем отчетливее видно, что трудности нашего государства не в отсутствии финансовых средств, а в системных проблемах, которые накапливаются и неизбежно ведут страну к стагнации и социальной дестабилизации. Сегодня эти завалы уже не преодолеть ни частными решениями в отдельных отраслях, ни денежными вливаниями. Нужен капитальный ремонт всей системы, эффективность которой во многом зависит от качества законодательной работы.
Я рассказал только о небольшой части наших планов. Можно было бы более подробно рассказать о наших масштабных работах по совершенствованию налоговой системы, об огромной работе над новой версией Административного кодекса, о разработке объединенного Земельного и Градостроительного кодекса, который будет избавлен от имеющихся противоречий, о детально проработанных предложениях по совершенствованию избирательного законодательства и т.д. Многие из вас принимают непосредственное участие в этих работах. Я думаю, вы расскажете об этом в своих выступлениях и дадите новые предложения.
Пользуясь случаем, хочу сказать вам большое спасибо. Надеюсь, что наше сотрудничество и дальше будет успешным и плодотворным.
Желаю всем удачи.