Дорогие друзья! Спасибо за приглашение на столь представительную конференцию. Как инженер-геофизик рад обращаться к вам, как к коллегам.
Изыскания в строительстве стали самостоятельной отраслью, и масштаб сегодняшней встречи это подтверждает.
Проблемы отрасли во многом типичны.
Практически все сферы профессиональной деятельности в нашей стране сегодня испытывают одни и те же трудности: слабость рынка, недобросовестная конкуренция, устаревшая нормативная база, отсутствие системный подготовки кадров.
Мы, представители законодательной ветви власти, видим свой долг в том, чтобы выстроить четкую систему нормативно-правового обеспечения работы отраслей.
Это можно сделать лишь опираясь на ваши знания, ваш опыт, на понимание ситуации изнутри.
В настоящее время создается впечатление, что государственное управление инженерными изысканиями вообще отсутствует, и в отрасли много неразберихи. В Госстрое нет подразделения, которое бы курировало инженерные изыскания. Не было такого подразделения и в Минрегионе, а теперь, после его расформирования, и не будет.
Рынок изысканий по итогам 2014 года в лучшем случае будет на уровне прошлого года. На изыскательских, да и на всех предпроектных работах, заказчики экономят, сбивают цены и при этом до минимума сокращают сроки выполнения работ.
Между тем, потребность в изыскательских работах огромна. Инфраструктура страны все еще находится в плачевном состоянии. Трагедии с гибелью людей при строительстве, реконструкции и эксплуатации зданий происходят с пугающей периодичностью.
Не решается очень важная народнохозяйственная задача: обязательность проведения инженерных изысканий при планировке территорий. Без этой предварительной информации управление территорией неэффективно.
Крайне слабой остается законодательная база отрасли. Возьмем, к примеру, 337-й Федеральный закон, который ввел понятие "негосударственной экспертизы" в Градостроительный Кодекс. Закон принят, но он фактически не работает. В дорожной карте "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержденной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым в 2013 году, о негосударственной экспертизе вообще ничего не говорится. В техническом регламенте "О безопасности зданий и сооружений", вступившем в силу в 2010 году, понятие "негосударственная экспертиза" также отсутствует.
Между тем, в реальности доля негосударственной экспертизы уже составляет 50% по объектам и 22% по объему финансирования.
Реальный процесс формирования цены на предпроектные и проектные работы также весьма далек от тех нормативов, которые прописаны в действующих нормативно-правовых документах.
С точки зрения совершенствования законодательства мы вплотную подошли к необходимости скорейшего решения следующих задач.
Первое. Повышение безопасности объектов строительства. Одни считают, что отмена государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий – это правильно, поскольку при существующем уровне бюрократического произвола и коррупции она не эффективна. Другие специалисты предупреждают, что такой шаг обернется катастрофой.
Вдумаемся: доля отрицательных заключений по проектам, рассмотренным Главгосэкспертизой России и ее филиалами в 2013 году составила 32%, что выше уровня 2012 года (25%) и 2011 года (19,7%).
Если развивать негосударственную экспертизу, то ее надо детально прописать в законодательстве. В противном случае наплыв крайне некачественной документации не остановить.
Второе. Страхование ответственности участников строительной деятельности. В настоящее время этот институт находится в подвешенном состоянии, механизмы страхования понятны лишь в общих чертах.
Третье. Малый бизнес отрасли. На словах он поддерживается, а на деле грубо выталкивается с рынка.
На рынке изыскательных услуг наблюдается такое явление, как ценовой демпинг со стороны крупных компаний. В тоже время нередко тендеры выигрывают именно небольшие посреднические фирмы, явно или неявно аффилированные с заказчиком, которые отдают объемы работ за бесценок любому исполнителю, не заботясь о последствиях. В результате новым малым компаниям на рынок практически не пробиться.
Четвертое. На торгах такие базовые категории работ, как цена, сроки, качество, должны быть дополнены характеристикой всего жизненного цикла будущего объекта – стоимостью эксплуатации объекта в будущем.
Пятое. Пять лет назад в отрасли был введен режим саморегулирования. Казалось бы, благая цель, а что же в итоге? Проблем меньше не стало, к старым прибавились новые.
Принципы самоорганизации отраслевого сообщества законодательно прописаны очень слабо.
В марте 2010 года Национальное объединение строителей, Национальное объединение проектировщиков и Национальное объединение изыскателей подписали с министром регионального развития соглашение о взаимодействии. В этом соглашении объединения взяли на себя обязательства по совместной разработке нормативных актов.
Мы, законодатели, ожидаем от вас конкретных предложений по совершенствованию правовых и организационных основ изыскательской деятельности. Считаю вашу конференцию важным шагом в этом направлении.
Хочу еще раз подчеркнуть: информация "из первых уст" крайне важна для нормальной законотворческой деятельности.
Никто из депутатов не может знать всего, понимать, каковы интересы профессионального сообщества, кто выступает "за", кто "против" и почему.
Предлагайте, и мы вас услышим и сделаем все, что в наших силах.
Благодарю за внимание!