18—22 июня состоится Шестой Петербургский экономический форум.
Традиционно он проводится Советом Федерации и Межпарламентской Ассамблеей СНГ.
Уже стало традицией, что Питерский форум — это весьма представительная встреча политиков, бизнесменов и ученых из более чем пятидесяти стран. Так будет и сейчас. Достаточно упомянуть, что в программе форума — выступления премьер-министра России Михаила Касьянова, президента Словакии Рудольфа Шустера, генерального директора Всемирной торговой организации Майкла Мура, президента Европейского банка реконструкции и развития Жана Лемьера и других.
Если же говорить о новизне, она в первую очередь в самой постановке задач форума. Мы хотим сделать его полигоном для выработки стратегии и тактики экономических реформ в СНГ и развития Содружества в целом.
Поэтому в центре обсуждения будут проблемы экономического развития стран СНГ. Планируем провести многоплановое рассмотрение этих проблем — от конкретных узкоэкономических вопросов до глобального контекста, в котором находятся наши страны.
В странах СНГ за годы его существования накоплен обширный, разнообразный и полезный опыт. Мы хотим расширить обмен этим опытом. В частности, в рамках форума теперь намечено проводить презентации регионов России и стран СНГ, в которых будут представлены для знакомства и обсуждения их достижения. Первыми будут “себя показывать” Украина и Центральный федеральный округ России.
А показать есть что. Если обратиться к экономической ситуации в России и других странах СНГ, то в последние год-два наметились очевидные положительные сдвиги. В 2001 году ВВП стран Содружества вырос на 6 процентов. Рост наблюдался во всех странах СНГ. Почти повсеместно (кроме Грузии) отмечен рост производства и товарооборота. В большинстве стран стабилизировались курсы национальных валют. В России, на Украине, в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане достигнут профицит бюджета.
Так что успехи есть. Но мы тем не менее еще даже не смогли полностью компенсировать падение 90-х годов. Уровень жизни в странах СНГ все еще бесконечно далек от развитых стран (даже если сравнивать с беднейшими странами ЕС). Наша экономика по-прежнему зависит от экспорта сырья, что делает рост неустойчивым. Негативные последствия сырьевого характера экономики уже сказываются: в 2001 году темпы его замедлились по сравнению с 2000-м.
То есть перед странами СНГ стоят острые проблемы, имеющие общие корни. И мы можем помочь друг другу в решении этих проблем. Все наши страны нуждаются в структурных реформах, в повышении конкурентоспособности национальных экономик, в переходе от мобилизационной к инновационной модели развития. Всем нам приходится переосмысливать роль государства в экономике. Всем нам нужно создавать современные системы налогообложения, административного устройства, судебной власти, жилищно-коммунального хозяйства.
В разных странах СНГ эти проблемы находятся на разных стадиях решения. Тем более полезным для нас будет обмен опытом. А общность происхождения и характера проблем делает такой обмен и совместный поиск решений особенно желательным и перспективным.
Сегодня нередко задается вопрос: а есть ли будущее у Содружества Независимых Государств? Некоторые говорят, что СНГ свою историческую роль сыграло, да и то не в полной мере. Мне думается, что это не так.
Начнем с того, что именно СНГ позволило избежать больших потрясений при распаде СССР. “Развод” был оформлен мирно, почти все противоречия нашли бескровное решение за столом переговоров. Надо вспомнить распад Югославии, чтобы по достоинству оценить это достижение. Далее, в рамках СНГ происходило и происходит развитие сотрудничества бывших советских республик. В частности, было создано Евразийское экономическое сообщество. Самое же главное — на территории бывшего СССР имеется огромный интеграционный потенциал. Мы можем и должны быть полезными друг для друга по многим показателям.
К сожалению, этот потенциал используется недостаточно. Вот почему дальнейшая судьба СНГ вызывает обоснованные споры и сомнения. Сотрудничество бывших советских республик если и развивается, то невысокими темпами, причем зачастую вне рамок СНГ. Одна красноречивая цифра: только у двух стран Содружества (Белоруссия и Таджикистан) больше половины внешнеторгового оборота приходится на партнеров по СНГ... Но значит ли это, что Содружеству пора умирать?
Страны СНГ вышли из одной “шинели” — Советского Союза. Соответственно характер их экономического развития, социальное устройство, государственные институты и т. д. очень похожи. Мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами, лечимся от одинаковых болезней, стремимся к близким целям.
Другое немаловажное обстоятельство — география. Расположение наших стран, распределение ресурсов и предприятий на пространстве бывшего СССР делают нас взаимозависимыми помимо нашего желания или нежелания. Так что история и география подталкивают нас к интеграции. Тем более в эпоху глобализации, когда по всему миру формируются региональные союзы государств, эффективно отстаивающие свои интересы в глобализующемся мире. Следовательно, у СНГ может быть большое будущее, если, конечно, найти адекватные пути реализации его интеграционного потенциала. Нужна более гибкая стратегия, учитывающая особенности разных стран, система многосторонних соглашений, разных интеграционных проектов внутри СНГ и т. п. И ничего страшного, если какие-то из них охватят не всех участников. Не разваливается же Евросоюз от того, что не все его члены присоединились к Шенгенским соглашениям или отказались от национальных валют в пользу евро! Так что СНГ может и должно существовать и развиваться, но нужна новая концепция его развития.
Формирование такой концепции и должно стать основной задачей Санкт-Петербургского форума. Многоплановое рассмотрение проблем СНГ — от конкретных узкоэкономических вопросов до глобального контекста, в котором находятся наши страны, — сделает форум полигоном для выработки стратегии и тактики экономических реформ в СНГ и развития Содружества в целом. А это значит, что и в содержательном плане требуется тематическое расширение рамок форума. Мы не можем ограничиваться только экономическими вопросами, поскольку их решение немыслимо в отрыве от политического, социального, культурного контекста. Форум должен стать интеллектуальным центром по выработке решений всего комплекса проблем, стоящих перед Евразией в эпоху глобализации.
Это, в свою очередь, требует перемен в формате форума. Нам нужны постоянно действующие Оргкомитет и Общественный совет, которые занимались бы долгосрочным планированием работы форума, привлечением авторитетных экспертов из разных стран мира, популяризацией выработанных концепций и т. д. Возможно, стоит скорректировать само название форума, включив в него понятие “стратегия XXI века”.
В перспективе форум должен стать интеллектуальным “штабом” Содружества, где не только обмениваются опытом и идеями, но также ищут и находят пути развития СНГ, осмысливают весь комплекс затрагивающих нас мировых проблем эпохи глобализации: экономических, экологических, социокультурных, правовых, безопасности и т. д.
Это исключительно амбициозная, но вполне реальная цель: сделать всю Евразию — от Гибралтара до Камчатки — континентом свободы, процветания и сотрудничества. И мы можем внести свой вклад в достижение этой цели.
Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации