Минерально-сырьевая база (МСБ) - главное богатство России, от решения проблем ее развития зависят подъем экономики и рост благосостояния общества. Она не только обеспечивает внутренние потребности страны в подавляющем большинстве видов сырья, но и имеет значительные экспортные возможности
Минеральное сырье и продукты его переработки в настоящее время обеспечивают до 70% валютных поступлений России. В связи с этим развитие МСБ России определяет глобальные политические и экономические процессы, а также промышленно-технологические и экономические факторы. Валовая потенциальная ценность разведанных и предварительно оцененных полезных ископаемых России в мировых ценах составляет около $29 трлн., а прогнозный потенциал - $140 трлн. Доля России в мировых запасах нефти составляет 13%, газа - 35%, угля - 12%. Добыча и переработка полезных ископаемых является основой экономического благосостояния жителей 2/3 городов и поселков России. На сегодняшний день основным приоритетным направлением для развития МСБ является ее воспроизводство. Получаемые приросты по основным группам сырья не обеспечивают простого воспроизводства (единица прироста на единицу добычи) сырья. Накопленный за период с 1994 по 2000 г. дефицит прироста, например, по нефти составил 698 млн. т, по газу - 2, 3 трлн. т. За последние десятилетия в России впервые не введена в освоение ни одна новая нефтегазовая провинция.
В России доля природно-сырьевого капитала составит около 25-30% национального богатства, однако предпринятая переоценка государственного баланса запасов показала, что экономически оправданными могут считаться 8-10% потенциальной ценности МСБ, т. е. $1,5 трлн. из ранее подсчитанных $29 трлн. На сегодняшний момент произошел резкий спад объема геологоразведочных работ. Опыт показывает, что от момента обнаружения месторождения до ввода его в эксплуатацию проходит от 5 до 10 лет, а для крупных рудных объектов, например, железорудных месторождений, и до 20-25 лет. Даже, казалось бы, в наиболее благополучной отрасли - нефтегазовой - многолетнее отставание геологоразведочных работ уже привело к систематическому снижению объемов добычи этого сырья - основного источника поступления валюты. Можно с полной уверенностью констатировать, что МСБ находится в состоянии глубокого кризиса в сфере законодательства, организации производства, техники, технологии.
В связи со сложившейся политической и экономической ситуацией в России необходимо совершенствование государственной политики в области недропользования. Государству нужна новая стратегия использования МСБ. Необходимо наметить два принципиально различных направления (блока) в управлении и использовании недр. Первый блок - реализация функций и задач в области государственного управления и общегеологического изучения недр (задачи федерального уровня). Государство обязано взять на себя выполнение первого этапа изучения и количественной оценки ресурсного потенциала. Эти задачи должны решаться за счет бюджетных средств. Также государство должно вести четкий контроль за рациональным использованием бюджетных средств. Это требует реформирования системы межбюджетных отношений, которое должно установить четкое разграничение расходных и доходных полномочий, обеспечивающих баланс финансовой самостоятельности и ответственности региональных органов власти.
Кроме того, государству необходимо привести в соответствие структуру воспроизводства минерально-сырьевой базы и геологоразведочных работ с экономическими интересами субъектов рынка и мировой практикой; создать новую организационную структуру геологической службы с разделением государственного и коммерческого секторов; сформировать новую систему государственного управления, регулирования и контроля за состоянием, воспроизводством и использованием минерально-сырьевой базы. Решение стратегических задач требует кардинального улучшения деятельности органа управления государственным фондом недр в части реализации своих важнейших функций в сферах выработки и осуществления государственной политики в минерально-сырьевом секторе, государственного регулирования использования фонда недр (лицензирование, экспертиза, контроль), а также формирования, размещения и реализации государственного заказа на геологическую информацию.
Второй блок включает функции и задачи недропользователя, геологического изучения, поисков и разведки полезных ископаемых для нужд горнодобывающих предприятий (задачи регионального уровня). Добывающие структуры заинтересованы в создании надежной базы подготовленных к освоению запасов сырьевых ресурсов. С задачей прироста запасов и воспроизводства МСБ должны справляться геологические службы горнодобывающих компаний за счет собственных средств. Государство должно лишь стимулировать привлечение частного капитала. Это потребует совершенствования законодательной базы, и здесь первостепенно необходимо принять нормативные документы, позволяющие относить затраты на геологоразведочные работы на себестоимость добываемого минерального сырья; установить налоговое стимулирование разведки месторождений полезных ископаемых; отменить регулярные платежи на их поиски и разведку; установить льготы по единому социальному налогу с фонда оплаты труда работников, занятых на геологоразведочных работах; создать рынок геологической информации; принять организационные меры по формированию и становлению института страхования геологоразведочных рисков; установить практику предоставления льготных кредитов на геологическое изучение недр; сохранить пункты закона "О недрах", устанавливающие бесконкурсное предоставление в разработку месторождений полезных ископаемых, которые компании открыли за счет собственных средств, а также бесконкурсное представление участков недр в пользование для геологического изучения; разрешить передачу на коммерческой основе прав на разработку месторождений полезных ископаемых, выявленных и оцененных недропользователем за счет собственных средств.
Задача воспроизводства МСБ России является приоритетным направлением политики государства в области недропользования. От ее решения зависит развитие всего минерально-сырьевого комплекса, определяющего состояние экономики России, государственной безопасности, социального и мирового уровня России в XXI в.
Сергей МИРОНОВ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству.