Прежде всего, необходимо уяснить, что терроризм - это не проблема спецслужб или органов государственной власти. Это проблема общества в целом, общество и должно с ним бороться.
Без поддержки со стороны граждан, общественных организаций, СМИ - с терроризмом справиться невозможно. Это заметно и по событиям в Чечне. Первую войну общество отторгло, вторую поддержало. И государственная машина заработала четко и слаженно.
Еще один аспект, который касается исключительно государственных органов. В основе политики не может лежать практика двойных стандартов. Как только начинается дележ террористов на правильных и неправильных, полезных и неполезных, своих и чужих - проигрывают все, кроме, разумеется, самих террористов. Надо понять, что эти люди всегда сами по себе и отстаивают только свои интересы. И даже если на каком-то этапе эти интересы совпадают с государственными интересами той или иной страны, то потом они могут и разойтись. Тогда придется бороться с джином, которого сам выпустил из бутылки. История Советского Союза и история США знают массу таких примеров.
Но, увы, история учит только тому, что она никого ничему не учит. Ведь проблема терроризма появилась не 11 сентября. Она существовала на протяжении всего XX века и, как видим, перешла в век XXI. Но все это время данной проблемой пытались манипулировать, использовать в своих целях. И не только сверхдержавы, но и все остальные. И вот теперь оказывается, что терроризм превратился в самостоятельный фактор мировой политики.
Ведь, скажем, что произошло в Дагестане в 1999 году? Отряд террористов, даже не отряд, а небольшая армия, - вторгся в Дагестан, чтобы отторгнуть его от России и получить выход к Каспию. Но ведь Россия, несмотря на сегодняшнюю слабость, все еще мировая ядерная держава. И тем не менее, террористы бросили ей вызов. А через два года так же спокойно бросили вызов США. Мир перешел в новую реальность. Если не считать событий на Перл-Харборе (но это все-таки Гавайи; хоть и американский штат, но весьма отдаленный от основной территории США) - на Америку упала всего одна бомба во время Второй мировой войны.
Возьмите тот же Карибский кризис. Даже такая могущественная в военном отношении держава, как СССР, не рискнула ввязаться в прямой конфликт. А Бен Ладен рискнул. И выиграл. Ведь не собирался же он, на самом деле, уничтожить США. Нет, цели были куда более скромные: посеять хаос и вызвать экономический кризис. Хаос посеян, кризис тоже налицо. И еще неизвестно, чем закончится вся эта операция в Афганистане.
Бодреньким реляциям на тему «бежали робкие талибы» верится с трудом. Если и бежали, то куда? Может, свергать Мушаррафа? То есть, вместо нищей горной страны захватить ядерное государство? А потом что? Конфликт с ядерной Индией, которая по численности населения приближается вплотную к Китаю? Если да, то такой войны человечество еще не видывало.
Если в такой ситуации уместно упоминать слово «оптимизм», то обнадеживает только то, что человечество, наконец, осознало нависшую над ним угрозу и готово с нею бороться. Что касается России, то Президент Путин еще задолго до событий 11 сентября говорил об опасности, исходящей от всемирной террористической машины. И сегодня мировая политическая элита признала правоту Владимира Владимировича (конечно, лучше бы пораньше, но, как говорится, «лучше поздно, чем никогда»).
Как юриста меня беспокоит отсутствие правовой базы для эффективной борьбы с терроризмом. Это проблема не только России, но и всех без исключения стран. И здесь необходимо предельно унифицировать в рамках всего мира законодательство. Ситуация просто абсурдна: в одной стране человека разыскивают за совершение террористических актов, а в другой он получает политическое убежище как жертва репрессий. Подобные скандалы возникают даже между европейскими странами. Сейчас возникла напряженность между Испанией и США, в связи с выдачей лиц, подозреваемых в причастности к взрывам 11 сентября. Вот и получается, что террористы действуют невзирая на законы и границы, а те, кто с ними борется, связаны по рукам и ногам.
В России эта проблема тоже существует. Во многом наши законы не соответствуют новым реалиям. И главная задача законодательной власти - и Думы, и Совета Федерации - такое несоответствие устранить как можно скорее, так как международный терроризм уже доказал свою способность к мимикрии и выживаемости в новых условиях.
Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации