На 102-м заседании Совета Федерации Председателем палаты снова был избран Сергей Миронов. После своего избрания он выступил с речью, которая публикуется ниже.
Прежде всего, уважаемые коллеги, дорогие мои соратники, я благодарю вас за повторно оказанное мне высокое доверие и за избрание меня на высокий пост Председателя Совета Федерации Федерального Собрания. Отдаю себе полный отчет в том, что сегодняшнее избрание отражает прежде всего наше взаимное доверие друг к другу. Нам удалось за прошедшее время сформировать дееспособный профессиональный коллектив, представляющий в полном смысле слова всю Российскую Федерацию во всех ее исторических, культурных, экономических, человеческих проявлениях. Это, конечно, не моя заслуга, а плод наших совместных усилий.
Завтра исполняется ровно год, как мы с вами избрали заместителей Председателя Совета Федерации, председателей комитетов, комиссий и их первых заместителей.
Мы вместе за год напряженной работы смогли не только выстроить свою профессиональную деятельность и организационно, и содержательно. Главное - у нас появилась в ходе совместной работы команда - команда профессиональных законодателей.
Мы с вами хорошо знаем, что очень легко, получив такую высокую должность, сбиться на соблазнительный стиль большого начальника, якобы знающего, умеющего и понимающего больше, чем другие. Уважаемые коллеги, надеюсь, что я в своей работе никогда не дал вам повода укорить меня в этой тяжелой болезни чинопочитания и чинолюбования. И, пользуясь случаем, я обещаю вам и впредь всегда быть доступным в любое время для любого члена Совета Федерации, всегда быть открытым и всегда все решения принимать коллегиально, используя весь наш совместный богатый жизненный опыт.
Наступивший 2003 год - это особый год в жизни нашей страны. Это - год выборов депутатов Государственной Думы и год, предшествующий президентским выборам. Законодательная база для выборов тех и других создана, в том числе и при непосредственном участии Совета Федерации.
Мы с вами - единое Федеральное Собрание. Я в данном случае говорю уже о наших коллегах, депутатах Государственной Думы. И в этот непростой для них год, год, когда они идут на избирательную кампанию, мы с вами готовы еще на большее сотрудничество, если сказать по-другому, мы готовы еще плотнее и мощнее подставить свое плечо для наших коллег, чтобы никакие шероховатости избирательной кампании не сказались на законотворческом процессе.
Этот год должен стать годом укрепления неразрывной связи двух братских народов - Российской Федерации и Белоруссии. В этом году реально выйти на согласованный текст конституционного акта и тем самым окончательно определиться с форматом будущего Союзного государства.
Как и в прошлом году, мы запланировали проведение значительного количества необходимых и полезных мероприятий - парламентских слушаний, заседаний "круглых столов", конференций и других мероприятий, в том числе Седьмого Петербургского экономического форума. Совет Федерации примет также активное участие и в подготовке празднования 300-летия северной столицы.
В то же время представляется необходимым всемерно повышать результативность такой работы. С одной стороны, закономерным итогом такой парламентской деятельности - я имею в виду не законотворческую деятельность, а проведение "круглых столов", конференций, парламентских слушаний - должны стать предложения по правовой регламентации пробельных зон нашего правового пространства. Но с другой стороны, такого рода мероприятия должны активно использоваться как средства мониторинга в правоприменительной практике.
Как и в предыдущий год, в работе Совета Федерации в 2003 году значительное место будет отведено вопросам законодательного обеспечения проводимых Президентом России структурных реформ.
В 2003 году исполняется 10 лет Конституции новой России, а в начале 2004 года - 10 лет Совету Федерации. И какими бы условными не были различные даты и юбилеи, совершенно очевидно, что политическая повестка дня в нашей стране и в нашем государстве может обрести новые плодотворные импульсы на базе этого передового десятилетия.
Безусловно, важнейшим в этом направлении является разработка и принятие законов, связанных с главным и самым трудным вопросом. Это вопрос российского федерализма, вопрос о разделении предметов ведения и полномочий между субъектами Федерации и самой Федерацией.
Предстоит продолжить рассмотрение законопроектов, подготовленных в развитие судебно-правовой реформы, а также законопроектов, начинающих реформу в системе государственной службы. Как вы знаете, наши коллеги по Государственной Думе соответствующий законопроект уже приняли в первом чтении.
Нам предстоит создать законодательную систему, чтобы противостоять возможности появления центробежных сил в Российской Федерации. Мы должны законодательно ставить барьеры, которые не позволят развиваться опасным тенденциям, способным привести к изменению территориальной целостности Российской Федерации. Мы продолжим коллективную работу над новой редакцией Закона о национальной безопасности. Вопросы, затрагиваемые в нем, отражены в десятках других законов, потребовавших их тщательного согласования.
Основная задача парламента - не принятие отдельных законов, а создание системной правовой базы долгосрочной государственной политики. Для этого необходимы постоянно действующие системообразующие механизмы, прежде всего на стадии разработки проектов законов.
Их основное назначение, исходя из определенных Президентом страны основных направлений государственной политики, - сформировать концепцию и стратегию развития законодательства, обеспечить надлежащее планирование и координацию деятельности всех субъектов права законодательной инициативы.
И в этих условиях задача Совета Федерации - продемонстрировать, как и в прежние годы, что он в значительной степени является оплотом стабильности и устойчивости политического развития страны.
Поэтому мы должны более активно и целенаправленно добиваться того, чтобы в нашей позиции органически сочетались интересы и тревоги жителей России, сочетались надежды и предложения субъектов Российской Федерации. И, самое главное, чтобы мы сумели своей позицией, в своих подходах осуществить желанную диалектику, обеспечивающую движение к новым формам управления, хозяйствования и одновременно вызывающую у населения поддержку и понимание принимаемых нами ответственных решений.
Совет Федерации, как постоянно действующий законодательный орган, должен занять свое место в системе законотворчества. Для достижения этой цели представляется оправданным участие во всех стадиях законодательной деятельности - от законодательной инициативы до мониторинга правоприменительной практики.
Анализ работы над законами, особенно на стадии инициатив, высветил необходимость по-новому подойти к экспертизе закона, ее качеству. Совершенно очевидно, что нам нужна правовая, социальная, финансовая экспертизы и, что очень важно, экспертиза последствий принятия того или иного закона либо поправок к нему.
Необходимо перевести на системную основу решение вопросов стратегического планирования законодательной деятельности Совета Федерации.
Незаменимым инструментом всей этой долговременной и наиважнейшей работы стал Совет законодателей России, который органично сочетает в себе непосредственное участие и представительство субъектов нашей Федерации с постоянным учетом коренных интересов государственной целостности, интересов укрепления федерализма. Главная задача Совета законодателей - создание целостной и непротиворечивой системы законодательной базы в России для перехода к устойчивому развитию нашего государства.
Если раньше, устраняя противоречия между федеральными и региональными законами, мы шли позади процесса, то теперь у нас все возможности для того, чтобы, не допуская впредь такие противоречия и нестыковки, упреждать их на этапе согласования и координации всей законодательной работы в России. И на федеральном уровне и, что самое главное) на региональном.
В целом необходимо сделать все от нас зависящее, чтобы наша деятельность стала более понятной людям и, самое главное, практически конкретной и полезной для них. И тогда для всех станет очевидным, что здесь, в Совете Федерации, работают те, кому не безразличны Россия и каждый человек, живущий в ней.