Оценивая результаты работы нашей палаты за прошедшие десять лет, мы можем сказать, что Совет Федерации справился со сложной и ответственной миссией, возложенной на него временем.
Конституция России установила сферу совместной компетенции обеих палат Федерального Собрания, наделив их в равной степени ответственностью за обеспечение стабильности Основного Закона страны, формирование системы федерального законодательства и осуществление парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти.
В этом контексте представляется уникальной, но вполне обоснованной российская конституционно-правовая модель формирования Совета Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
При активном участии Совета Федерации удалось значительно повысить результативность законодательной деятельности и законодательного процесса в целом. Если ранее Совету Федерации приходилось отклонять 20-30 процентов рассматриваемых им законов, а в итоге длительных согласований вступало в силу около 75 процентов законов, принятых Государственной Думой, то теперь Совет Федерации отклоняет менее 4 процентов, а в итоге вступает в силу около 90 процентов законов, принятых обеими палатами Федерального Собрания. Лишь в 2 процентах случаев за весь период деятельности Государственная Дума преодолевала "вето" Совета Федерации.
Мы достигли такого уровня отношений с Государственной Думой, когда согласование интересов и устранение разногласий между палатами превратились в источник движения вперед в процессе обеспечения эффективности и действенности федеральных законов.
Наша палата Федерального Собрания постоянно, при любых обстоятельствах являлась институтом интеграции и консолидации субъектов Федерации, обеспечивала баланс региональных и национальных интересов России, демонстрировала взвешенность, стабильность и ответственность при принятии важнейших государственных решений. Все составы членов Совета Федерации многое сделали для возрождения России. Они последовательно служили укреплению парламентской демократии, отстаивали целостность государства.
Нам предстоит продолжить и укрепить конструктивное взаимодействие с вновь избранным корпусом депутатов Государственной Думы четвертого созыва. Не до конца решена проблема эффективного участия в федеральном законодательном процессе субъектов Российской Федерации. Требует постоянного внимания вопрос системности формируемого законодательства Российской Федерации, включая его федеральную и региональную составляющие. Представительный орган, как ни одна другая организация, нуждается в целенаправленных и последовательных усилиях по его совершенствованию и развитию.
Именно такой подход дает основание корпусу парламентариев ставить перед собой новые, еще более масштабные задачи по укреплению и развитию Российской Федерации как современного и подлинно демократического государства.
Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации