Этой заповеди должны следовать не только врачи, но и законодатели
Современный этап развития нашего государства характеризуется интенсивным законотворчеством. Это вполне закономерное явление: те масштабные преобразования, которые необходимы для создания эффективно работающих механизмов экономики, государственных и общественных институтов современной России, требуют соответствующего правового обеспечения. Только за 2003-2004 годы нами было рассмотрено более 200 федеральных законов.
Несомненно, что при подготовке законопроектов обязанностью законодателя является тщательное изучение того, насколько эффективно закон решит поставленные перед ним задачи.
Поэтому, как и у врачей, основной заповедью при принятии закона должно быть "не навреди".
Также законодатель не имеет права забывать про те законы, которые вышли из стен парламента. Одна из важнейших наших задач также ответить на вопрос: "Как работает принятый нами закон? "
С этой целью в Совете Федерации проводится интенсивная работа по созданию системы мониторинга правового пространства и правоприменительной практики. Идет разработка теоретической базы создания системы мониторинга, обеспечивающей увязку его результатов с прогнозированием последствий государственно-властных решений на начальных этапах их подготовки.
По этой проблематике в Совете Федерации был проведен целый ряд мероприятий: парламентские слушания, международный семинар, посвященный месту мониторинга в деятельности верхних палат зарубежных парламентов, конференция по развитию системы мониторинга правового пространства и правоприменительной практики. Одним из важных результатов этой работы стал проект Концепции, определяющей стратегию развития мониторинга правового пространства и правоприменительной практики как нового и необходимого инструмента принятия обоснованных и всесторонне взвешенных законодательных решений.
Совет Федерации проводит эту работу в тесном контакте с Советом законодателей, со всеми российскими регионами. В этих целях в октябре 2003 года в рамках Совета законодателей учреждена Комиссия по мониторингу законодательства и правоприменительной практики.
Председатель этой Комиссии Ю.А. Гонтарь, являясь одновременно председателем Государственной Думы Ставропольского края, стал одним из основных инициаторов создания Ставропольского Центра мониторинга права. По инициативе Московской областной Думы и ее председателя В.Е. Аксакова активно развернута аналогичная работа в Московской области.
Принимая во внимание актуальность поставленных задач и учитывая большой общественный интерес к поставленным проблемам, 20 мая 2004 года Совет Федерации провел вторую конференцию, посвященную развитию системы мониторинга правового пространства и правоприменительной практики.
Параллельно с теоретическими разработками велась активная деятельность по их практическому воплощению.
Совет Федерации ведет соответствующую работу уже в течение двух лет, причем с осени прошлого года она поставлена на целенаправленную и планомерную основу. На каждую сессию Совета Федерации постановлением палаты утверждается специальный План мероприятий по реализации программы мониторинга правового пространства и правоприменительной практики, предусматривающий возможность подготовки комитетами и комиссиями Совета Федерации докладов о состоянии правового регулирования общественных отношений по вопросам их ведения.
В качестве примера можно назвать деятельность Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, уделяющему достаточно много внимания отслеживанию "работы" тех законов, которые данный комитет готовил к рассмотрению на пленарном заседании Совета Федерации. Многие, наверное, помнят, как остро обсуждался новый Закон "О гражданстве Российской Федерации", не менее бурное обсуждение вызвало и принятие Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". С целью выявления и возможного разрешения вопросов, возникших при применении указанных законов, Комитет по конституционному законодательству провел несколько "круглых столов" и расширенных заседаний комитета, специально посвященных этому вопросу. В заседаниях принимали участие представители федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций. Важно отметить, что зачастую вполне очевидные вопросы оставались незамеченными именно в силу того, что различные ведомства выявляют "свои" ведомственные вопросы, которые возникают в процессе применения закона. И только общее обсуждение практики применения соответствующего закона представителями различных ведомств и общественных организаций, изучение обращений граждан способно наиболее полно выявить те вопросы, которые возникают при применении закона на местах.
Еще один важный вопрос, который неизбежно возникает в ходе подобных обсуждений: "Действительно ли не работает закон или не работают люди, которые этот закон должны исполнять? " Ведь зачастую на местах решение того или иного вопроса зависит от конкретного чиновника, который ссылкой на плохие законы либо прикрывает свою бездеятельность и нежелание работать, либо умышленно затягивает решение вопроса, рассчитывая на получение взятки. В этой связи уже неоднократно отмечалось, что законы должны быть прямого действия. Чем меньше будет в тексте закона ссылок на различные положения, постановления, инструкции, тем меньше возможности у недобросовестного чиновника будет решить вопрос по своему усмотрению.
Проведение таких мероприятий достаточно четко обозначает те проблемы, которые возникли при применении соответствующего закона, и позволяет быстро реагировать на сложившуюся ситуацию путем подготовки в закон необходимых изменений и дополнений.
Можно сказать, что законодательная ветвь власти во взаимодействии со всеми заинтересованными государственными органами, представителями науки и институтов гражданского общества последовательно создает фундамент для отслеживания практики применения и реализации всего массива федеральных и региональных законов.
Но дело не ограничивается даже этими, столь широкими масштабами. Так, например, в Московской области справедливо уделяют большое внимание и нормотворчеству органов местного самоуправления, создан банк муниципальных нормативных правовых актов, отслеживается их действие и оценивается эффективность. Полученный опыт упомянутых и других регионов чрезвычайно интересен.
В этот процесс все более активно включаются Совет законодателей, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Совет Федерации аккумулирует достаточно большой массив информации о состоянии законодательства и его применении на местах.
В результате проделанной работы мы пришли к выводу о том, что мониторинг законодательства и правоприменительной практики следует рассматривать в качестве одного из важнейших постоянных видов государственной деятельности. Принято решение о целесообразности подготовки и издания ежегодного доклада Совета Федерации "О состоянии законодательства в Российской Федерации".
Подобная работа будет содействовать консолидации усилий многочисленных субъектов законодательной и правоприменительной деятельности, направленных как на оценку результатов самой этой деятельности, так и на анализ состояния правового пространства страны. Это позволило бы совместными усилиями выявлять те слабые стороны в законодательстве, которые требуют скорейшего разрешения, и, в конечном счете, создать условия для эффективного правового обеспечения реализации государственной политики.
***
Одна из важнейших наших задач также ответить на вопрос: "Как работает принятый нами закон? "
Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.