МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Ветхое жилье: откладывать решение нельзя

17 августа 2004

Ночью 20 июля в расселяемом старом доме на улице Шкапина в Петербурге обрушилось перекрытие между этажами. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал. Правительство города отреагировало немедленно - выделяются дополнительные средства, чтобы ускорить ликвидацию ветхого и аварийного жилья. Однако это происшествие не городского значения. Это сигнал всем, от кого зависит решение в России проблемы ветхого жилья. В нашей северной стране крыша над головой всегда имела особое значение. Между тем сегодня около пяти миллионов человек проживают в условиях, которые трудно вообще назвать жилищными. Одна из каждых тридцати российских семей живет в доме, который почти не защищает ни от холода, ни от дождя, а порой грозит обрушиться.

Требуется экстренная помощь государства, а не просто создание экономических и правовых условий для самостоятельного решения жилищного вопроса. Люди находятся в опасном положении. И именно на государстве лежит ответственность за то, что проблема ветхого жилья приобрела такие масштабы и остроту. До недавнего времени государство было основным собственником жилищного фонда, не обеспечив его должного содержания и обновления.

С 2002 года в России действует программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Однако до сих пор не удалось создать удовлетворительный механизм финансирования программы. Это не просто задерживает ее выполнение для тех трех процентов населения России, которые живут в ветхом жилье сейчас. Если не произойдет решительного перелома, проблема ветхого жилья может затронуть значительно большее число людей.

Степень износа жилого фонда нарастает. Новое строительство составляет чуть больше половины от наивысшего в прошлом уровня 1987 года. Все более ощутимо требуют реконструкции, а иногда и сноса дома, построенные в 50-60-е годы. Таких домов много, потому что тогда начиналось широкомасштабное жилищное строительство. Необходимо наладить регулярное и достаточное по объему обновление жилого фонда раньше, чем они в массе своей станут приходить в аварийное состояние: Иначе целые районы наших городов могут превратиться в настоящие трущобы.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ставит вопрос о том, чтобы нынешний ветхий фонд был полностью ликвидирован к 2010 году. При этом объемы строительства нового жилья необходимо довести до 80 млн кв.м в год, что превышает докризисный максимум. Если задачу удастся решить в эти сроки, мы обеспечим нормальное воспроизводство жилого фонда. Можно будет своевременно расселять дома времен начала массовой застройки, и проблема не превратится в волну, захлестывающую российские города.

Но для этого требуется каждый год, с 2005 по 2010-й, выделять из федерального бюджета по 69 миллиардов рублей. Еще 161 миллиард в год - или 70 процентов стоимости программы - должны находить региональные и местные власти. Чтобы представлять масштаб задачи, можно сказать, что общая сумма превышает половину оборонных расходов России и больше, чем расходы федерального бюджета на науку, образование и здравоохранение, вместе взятые.

Если из бюджетов всех уровней ежегодно выделять хотя бы четверть этих средств, ветхое жилье будет ликвидировано к 2025 году. Такой срок уже связан с риском. Можно не успеть вовремя компенсировать износ домов старых массовых серий.

Но такой сценарий все-таки имеет конечный срок выполнения. И его еще приходится признать оптимистическим по сравнению с сегодняшним реальным положением дел! Потому что в 2004 году из федерального бюджета на программу расселения ветхого жилья выделяется 1, 35 миллиарда рублей - одна пятидесятая часть от потребности. А многие субъекты федерации обращаются в правительство с просьбами уменьшить долю их участия в финансировании. Если допустить, чтобы дело и дальше шло так, как сейчас, новоселье справят лишь далекие потомки тех, кто сегодня живет в аварийных домах, лет через 300. О тех, чьим домам только предстоит стать ветхими в обозримом будущем, речи вообще не идет.

Чтобы уложиться в оптимальные сроки ликвидации ветхого жилья, финансирование этой программы надо увеличить в 50 раз. Прямо со следующего года. Реально ли это? Безусловно нет, если рассчитывать только на бюджетные деньги. Государственное финансирование должно возрасти. Но, зная напряженность бюджетных обязательств, не удастся выделить на ликвидацию ветхих домов почти в пять раз больше средств, чем на здравоохранение. Значит, нужно найти механизм, чтобы привлечь к выполнению программы частные инвестиции. И такой механизм есть.

Сегодня большая часть ветхих домов находится в районах старой застройки, где цена земли чрезвычайно высока. А многие из этих зданий и сами имеют большую потенциальную ценность. Вложение средств в их реконструкцию может принести немалую прибыль. Предоставляя частным инвесторам долевые права на недвижимость, которую они реконструируют, местные власти могут найти необходимые средства, чтобы выполнить программу ликвидации ветхого и аварийного жилья.

Одна из главных помех привлечению инвестиций - устаревшая правовая база. Она создавалась в другой экономике, в других общественных условиях и не дает инвестору необходимых гарантий. Правительство подготовило пакет законопроектов по развитию рынка жилья, который сейчас рассматривается Федеральным собранием. Но это надо подкрепить соответствующими правовыми актами и организацией практической работы в субъектах федерации и муниципалитетах.

Серьезную проблему представляет юридическая раздробленность жилого фонда. Как правило, инвестору приходится иметь дело не с домом как единым объектом собственности, а с множеством владельцев квартир и комнат в коммунальных квартирах, которые никак не организованы. Инвестиционные переговоры при этом напоминают старинные сеймы Речи Посполитой, где любой шляхтич мог не позволить принять общее решение.

Стоит подумать и о целевом использовании доходов, получаемых местными властями от успешных инвестиционных проектов. Сейчас эти деньги растворяются в бюджетах, а новое жилье получают лишь те, чьи дома непосредственно расселяются. Между тем с помощью доходов от инвестиций в "выгодные" объекты можно решать проблемы людей, проживающих в менее привлекательных для инвесторов районах, в малых городах, в сельской местности.

Осенью в рамках работы над проектом очередного федерального бюджета наша палата будет проводить серию совещаний и консультаций с органами власти субъектов федерации. Финансирование программы ликвидации ветхого жилья должно обязательно войти в число вопросов, по которым будут вырабатываться общие подходы и позиции. Это важнейшая, неотложная проблема для миллионов людей, и откладывать ее решение больше нельзя.

Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International