МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Не упустить исторический шанс

13 сентября 2004

Азиатская Россия - стратегическая база развития страны в XXI веке.

14-17 сентября в Иркутске будет проходить очередной, Третий Байкальский экономический форум. В нем примут участие видные государственные и общественные деятели, руководители деловых и финансовых структур России и зарубежных стран.

В последнее время мы не очень часто вспоминаем, что Россия - не только европейская, но и азиатская страна. Да, "голова" России находится в Европе, однако "тело" ее остается в Азии. Не следует также забывать и о ментальности нашего многонационального народа, которая исторически гораздо ближе к азиатскому, нежели европейскому типу. Вот почему стране необходима продуманная, четкая, а главное, рассчитанная на перспективу "азиатская" политика. Сама жизнь подталкивает нас к этому. Демографическая ситуация сегодня такова, что за Уральским хребтом проживает значительно меньшая часть населения страны. При этом число жителей там с каждым годом сокращается. Между тем социально-экономическое положение России в XXI веке будет зависеть от уровня развития и состояния энергетического и народнохозяйственного комплекса этого региона. Если мы в самое ближайшее время не поднимем экономику, не наладим жизнь людей в восточных регионах России, то уже через десять-пятнадцать лет можем оказаться в очень сложном положении. В этой связи нам необходимо адаптировать свою социально-экономическую и финансовую политику к параллельному сотрудничеству с двумя интеграционными группировками - Евросоюзом и формирующимися объединениями в ЮВА и АТР.

Учитывая особенности развития современного мира, России важно активно и глубоко участвовать в процессах азиатско-тихоокеанской интеграции. Это необходимо прежде всего для развития экономики Сибири и Дальнего Востока.

Идея Байкальского экономического форума зародилась в ходе первого в истории Совета Федерации выездного парламентского семинара "Россия и АТР: вопросы безопасности", который состоялся в городе Иркутске в 1995 году. По итогам семинара было решено придать его работе постоянный характер. В рамках его в 1996 году была проведена международная конференция по проблематике развития России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Начиная с Первого Петербургского экономического форума в 1997 году ежегодно проводились "круглые столы" по дальнейшей комплексной проработке темы "Россия и АТР". Эта работа позволила выявить основную миссию Байкальского экономического форума - позиционирование России в АТР. Было признано целесообразным проводить форум раз в два года (по четным годам) в городе Иркутске, а по нечетным годам - международные конференции в субъектах Российской Федерации Байкальского региона.

Первый форум выполнил несколько важных задач. Удалось привлечь внимание федерального центра к проблемам развития восточных территорий. Следующая по важности задача - определение Россией своих интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Не менее важно было также показать, что в федеральном центре не забыли о проблемах и заботах жителей Азиатской России. Кроме того, решались и традиционные для такого рода мероприятий задачи: вырабатывались научные подходы и практические решения по целому спектру проблем. Итогом форумов стало понимание, что в стратегическом отношении России важно выполнить свою евразийскую функцию связующего экономического, финансового, транспортного, информационно-культурного и цивилизационного пространства между Европой и Восточной Азией.

Байкальский экономический форум стал авторитетным центром коллективного обсуждения актуальных проблем современного общества, объединения усилий государства и бизнеса в целях устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока, углубления взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, повышения инвестиционной привлекательности российских регионов, проведения переговоров и заключения контрактов.

Основной целью очередного, Третьего Байкальского экономического форума является формирование взвешенного государственного подхода к развитию Дальнего Востока и районов Сибири как важнейшей части России. Другими словами, Байкальский форум призван целенаправленно заниматься обустраиванием азиатского фасада России.

В течение столетий мы старательно выстраивали свой, так сказать, европейский фасад. В представлениях россиян Сибирь как азиатская часть России долго оставалась краем земли, а в XIX веке она прочно стала местом ссылки. В правящих кругах России господствовал, как правило, старый взгляд, видевший в Европейской России "нашу нравственную силу, а в Сибири - наш сундук с деньгами".

Сибирь традиционно представлялась залогом российского могущества, землей, где, по словам еще фонвизинского Стародума, можно доставать деньги, "не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечество". Во все времена о той части российского населения, которая осваивала Сибирь, можно сказать, что она испытывала себя Сибирью, поэтому жизнь сформировала определенный тип сибиряка - человека цепкого, волевого, знающего себе цену. Сибирь сегодня, как никогда, нуждается в бережном и разумном освоении, социально-экономическом развитии, которое соответствовало бы ее интересам.

На долю Сибири и Дальнего Востока приходится значительная часть территории страны и всего 16 процентов населения. В недрах региона сосредоточено 60-85 процентов основных минерально-сырьевых и энергетических ресурсов, в том числе запасы нефти составляют 77 процентов российских запасов, природного газа - 85 процентов, угля - 80 процентов. Здесь сосредоточено 45 процентов гидроэнергетического потенциала России, около 9 процентов мировых и более 41 процента российских запасов древесины.

За последние 3-4 десятилетия Сибирь стала главной энергетической и сырьевой базой страны. Но сегодня нам необходим поиск новых подходов к стратегии экономического и социального развития этого и соседних регионов, участию государства в защите общенациональных экономических интересов, в решении крупных народнохозяйственных задач и программ, создании благоприятных условий для роста экономики, ее модернизации и инновационного развития.

Эти вопросы обязательно станут предметом детального обсуждения участников Байкальского экономического форума. Хотя следует отметить, что многие из них уже активно обсуждались на Восьмом Петербургском экономическом форуме в июне этого года. Однако мы решили продолжить поиск приемлемых решений на Третьем Байкальском экономическом форуме. Для России сегодня в стратегическом отношении и в целях экономического развития необходимо стремиться извлекать выгоды из своего евразийского геоэкономического и геополитического положения.

Традиционно было принято считать, что восточные страны, страны азиатские - это бедные страны. Но сегодня ситуация в мире изменилась. По прогнозам Международного банка, в 2020 году в ряду развития стран на первое место вместо США выйдет Китай, на втором месте останутся США, на третьем - Япония, на четвертом - Индия. Таким образом, мир определенно перестанет быть одно-полярным. В нем сформируются новые - азиатские - центры притяжения. Россия уже хотя бы в силу своего геополитического положения должна принять самое активное участие в их формировании. У нас есть все шансы занять достойное место в новой цивилизационной общности народов, составляющих большую часть населения планеты. Лично я не вижу ничего плохого в новой евразийской интеграционной оси Москва - Пекин - Дели.

Согласно классификации вьетнамского исследователя X. Л. Хая в Юго-Восточной Азии на основе уровня развития, скорости роста экономики и технологических инноваций, среднего дохода на душу населения выделяют четыре "эшелона развития". К первому, безусловно, принадлежит Япония, имеющая самый большой в мире экономический и технологический потенциал. Ко второму "эшелону развития" относятся Южная Корея, Гонконг, Тайвань и Сингапур. Эти страны известны под именем "тигров" или "драконов" Азии. К третьему - Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины. Хотя скорость их развития ниже, чем у других "драконов", но их развитие является быстрым и стабильным.

На фоне бурно развивающихся стран всего Азиатского региона Россия выглядит более чем скромно. В этой связи особый интерес представляет для нас "японское" чудо, "китайское" чудо, чудо азиатских "драконов". Думаю, не ошибусь, если скажу, что России близок по духу путь модернизационного развития этих стран.

Известно, что основой проводимых у них реформ стал не индивидуализм, а коллективизм и такие ценности, как престиж образования, стабильность семейной жизни, то есть в данном случае мы можем говорить о таком типе развития, которое опирается на "человеческий капитал". А мы знаем, что основное богатство России не только в ее природных кладовых, но и, это самое главное, в ее "человеческом капитале". Активизировать, заставить этот капитал работать на благо страны и ее граждан как раз и призван предстоящий Байкальский форум.

С каждым годом уровень представительства на Байкальском форуме растет. В нем принимают участие видные государственные и общественные деятели, руководители деловых и финансовых структур России и зарубежных стран. Интерес к форуму проявляют представители российского и зарубежного бизнеса, предпринимательские структуры. С каждым годом возрастает число зарубежных участников. Кроме традиционных представителей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в работе форума в этом году предполагается участие делегаций из Германии, Италии, США, Финляндии и Франции.

На форуме получит продолжение и развитие российско-китайский диалог по вопросам приграничного и межрегионального сотрудничества, которые обсуждались в Совете Федерации в мае этого года на российско-китайской конференции с участием Председателя Всекитайского собрания народных представителей У. Банго. Мы придаем особое значение российско-китайским отношениям. Сегодня можно констатировать, что с начала 2004 года рост товарооборота между Россией и Китаем составил 30 процентов и российская сторона надеется сохранить такие высокие темпы роста. Однако еще предстоит много работы в плане улучшения качества товарооборота. Мы также рассчитываем на увеличение инвестиционного сотрудничества, думаем, как увеличить приграничную торговлю.

Китай для России - важнейший стратегический торгово-экономический партнер. Поразительные успехи, которых они добились за короткие исторические сроки, эйфории и головокружения у них не вызывают. Наоборот, китайцы осознают, что не все трудности позади, многие проблемы еще впереди. Хочу отметить, что для них формула триединства "стабильность - развитие - реформы" не лозунг, а руководство к действию. Реформы не самоцель, а всего лишь инструмент и функция в реализации объективной потребности. В этом есть своя диалектика. Реформы - это сила, развитие - цель, а стабильность - гарантия.

В целом можно говорить о существенном увеличении доли в российском внешнеторговом обороте стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, хотя в общей структуре внешнеторгового оборота страны АТЭС занимают 3-е место после стран ЕС и стран СНГ. Поэтому мы рассчитываем, что участие зарубежных специалистов (особенно из стран АТЭС) в работе форума и неформальных дискуссиях позволит, с одной стороны, лучше понять друг друга, а с другой - раскрыть возможности Сибири и Дальнего Востока для взаимовыгодного развития, сделать совместный бизнес более успешным, многогранным и интенсивным.

На форуме будет уделено большое внимание ближайшим перспективам развития Сибири и Дальнего Востока, которые сегодня требуют совершенно иного социального, экологического и инфраструктурного обеспечения. В рамках форума уже состоялся ряд важных мероприятий. Были проведены конгрессы, посвященные вопросам построения гражданского общества и здоровья нации; конференции по проблемам эколого-экономического регионального развития, интеграции Сибири и Дальнего Востока в систему народнохозяйственных связей и ряд других мероприятий. Решая задачу создания предпосылок для устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока, участники форумов всегда стремились реально оценить те возможности, которыми располагает наша страна для решения поставленной цели.

Главное - не те или иные заключенные контракты, а эффективное решение экономических проблем. А это важнейшие вопросы: реформирование налоговой системы, топливно-энергетического комплекса, здравоохранения, привлечение инвестиций, развитие транспортной системы, создание инновационной инфраструктуры в экономике и многое другое.

Теме сотрудничества с азиатскими странами будут посвящены "круглые столы": "Россия и Монголия", "Россия и Южная Корея".

Специально к форуму подготовлен сборник инвестиционных проектов Сибири и Дальнего Востока. Одних только крупных проектов, направленных на укрепление связей Сибири со странами АТР, существует более десяти. Среди них - освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области, строительство нефтепровода Россия - Китай и ряд других.

Геополитическое положение Сибири может и должно стать звеном, связывающим рынки Европы и АТР. Это позволит рационализировать транспортные потоки и сократить издержки на перевозки на 15-20 процентов. По существу, речь идет о рационализации мировых транспортных взаимосвязей и грузопотоков, что даст весомый экономический эффект как для стран Европы и АТР, так и для самой Сибири. Большие перспективы, в частности, имеет освоение новых кросс-полярных авиационных маршрутов, заметно сближающих регионы Америки с азиатскими регионами. Но реально, к сожалению, мы можем предложить сегодня нашим соседям только транспортные пути и сырье. В российскую перерабатывающую промышленность азиатские страны инвестировать средства пока не хотят. Даже переработка древесины, стоящая не очень дорого, их не интересует, поскольку и Китай, и Япония, активно скупающие наш лес, имеют собственные развитые мощности по переработке древесины, а наносить ущерб собственной экономике они не собираются.

Россия богата сырьевыми ресурсами. Мы можем и готовы торговать ими с нашими соседями, но мы сами себе должны ставить разумные ограничения: свое богатство должны все-таки беречь и не разбазаривать.

Члены Совета Федерации уверены, что сегодня нужен принципиально новый тип социальной интеграции, основанный на стратегии устойчивого роста благосостояния граждан за счет эффективного использования национальных ресурсов. Задача такого эпохального масштаба, как возрождение Сибири и Дальнего Востока, может решаться только в контексте общемировых тенденций глобализации и регионализации, которые охватили сегодня весь мир. Это должен быть путь активного и инициативного участия России и ее восточных регионов в интеграционных процессах, разворачивающихся в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Естественно, что во главу угла при этом должны ставиться стратегические интересы Российской Федерации, ее восточных регионов и наших соседей. Цель присутствия России в АТР в свете глобализации как раз и заключается в том, чтобы обеспечить экономическое, политическое и цивилизованное взаимодействие России с государствами АТР в интересах подъема Сибири и Дальнего Востока нашей страны. Поэтому я рассматриваю обустройство "азиатского фасада" России как одну из основных задач Байкальского форума, как исторический шанс, который мы не имеем права упустить. Россия, принимая на себя обязательства по отношению к мировому сообществу, не должна поступаться своими национальными стратегическими интересами.

***

Основной целью очередного, Третьего Байкальского экономического форума является формирование взвешенного государственного подхода к развитию Дальнего Востока и районов Сибири как важнейшей части России. Другими словами, Байкальский форум призван целенаправленно заниматься обустраиванием азиатского фасада России.

Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International