МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Будем дружить странами

04 октября 2004

Сегодня российско-китайские отношения характеризуются устойчиво высокой динамикой, активными долгосрочными связями практически по всем направлениям и на самых различных уровнях.

К началу XXI века наши страны совместными усилиями смогли выработать новую модель взаимоотношений, позволяющую максимально учитывать коренные национальные интересы народов России и Китая. В основе этой модели лежат взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела друг друга, взаимное уважение выбора политического, экономического, социального и культурного развития, сотрудничество в интересах сохранения мира, безопасности и стабильности в Азии и во всем мире.

Благодаря всестороннему учету исторического опыта двусторонних отношений Россия и Китай вышли на подписание Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Этот основополагающий документ был подписан Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и Председателем Китайской Народной Республики Цзян Цзэминем в Москве 16 июня 2001 года. А в феврале 2002 года после обмена ратификационными грамотами договор вступил в силу и стал надежной международно-правовой основой наших межгосударственных отношений, получивших четкие ориентиры для их формирования и развития на принципах стратегического партнерства.

К сегодняшнему дню заключено более 100 межгосударственных и межправительственных соглашений. Они охватывают практически все сферы двустороннего взаимодействия. Таким образом, под российско-китайское сотрудничество подведена широкомасштабная, прочная правовая основа.

Не менее успешно строится сегодня и политическая практика российско-китайских отношений. Регулярный и интенсивный характер приобрели контакты между высшими руководителями наших стран. Думаю, совершенно не случайно одним из первых зарубежных визитов В. В. Путина, избранного в 2000 году на пост президента России, стала поездка в КНР. В свою очередь, свой первый зарубежный визит в качестве нового главы китайского государства Ху Цзиньтао совершил в мае 2003 года именно в Россию.

Надежно действует механизм регулярных встреч глав правительств России и Китая. Функционируют отраслевые комиссии и подкомиссии. Таким образом, наши отношения сегодня имеют стройную, разветвленную структуру.

С удовлетворением могу отметить, что между парламентариями России и Китая также установились добрые, динамичные и эффективные отношения. В Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации, у наших коллег по Государственной думе есть ясное понимание, что сотрудничество между Федеральным собранием Российской Федерации и Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) - это важная часть политического взаимодействия, неотъемлемое звено всего механизма российско-китайского сотрудничества.

Для наших межпарламентских связей характерна высокая интенсивность контактов на уровне руководителей парламентов. Регулярные встречи с руководителями ВСНП, другими членами высшего китайского руководства стали для нас доброй традицией. На плановой основе строится интенсивный обмен визитами по линии профильных комитетов и комиссий, а также созданных в обоих парламентах депутатских групп по взаимодействию. Подписаны и успешно реализуются соглашения о сотрудничестве между Канцелярией Постоянного комитета ВСНП и аппаратами Совета Федерации и Государственной думы, мы ведем с китайскими парламентариями диалог по всему спектру вопросов внутреннего развития наших стран.

Сегодня главная задача для российско-китайских отношений состоит в реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, во всемерном расширении и укреплении материальной, экономической основы нашего партнерства. Именно на решение этой центральной для наших отношений проблемы нацелены все контакты Совета Федерации с китайскими коллегами.

В мае 2004 года по приглашению

Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации в России с официальным визитом находилась делегация Всекитайского собрания народных представителей во главе с Председателем Постоянного комитета ВСНП У Банго. В ходе переговоров состоялся обмен мнениями по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.

Естественно, нас в первую очередь интересовали состояние и перспективы торгово-экономических связей между двумя странами. С обеих сторон с удовлетворением было отмечено, что темпы роста взаимной торговли держатся на весьма стабильном и высоком уровне. В 2003 году товарооборот достиг рекордного уровня - 15, 7 млрд. долларов США. Есть основания рассчитывать, что к концу 2004 года во взаимной торговле мы подойдем к 20 млрд. долларов США. Это неплохо. Но сегодня налицо все необходимые предпосылки для дальнейшего мощного наращивания экономического взаимодействия наших стран.

Во-первых, в политической сфере между Россией и Китаем нет каких-либо трений, которые могли бы негативно сказаться на развитии всего комплекса отношений.

Во-вторых, под торгово-экономическое, инвестиционное взаимодействие подведена основательная правовая база.

В-третьих, создан и действует организационный механизм взаимодействия в экономике. Это позволяет более четко координировать взаимодействие наших государств, оперативно решать возникающие вопросы.

В-четвертых, существенным моментом, воздействующим на алгоритм торгово-экономического сотрудничества, является огромный интерес к сотрудничеству со стороны бизнес-элит наших двух стран. На китайском рынке сегодня успешно работают крупнейшие российские компании, представляющие топливно-энергетический комплекс, авиацию, космос, машиностроение, информатику, финансово-банковскую сферу и т. д.

Говоря о наших двусторонних торгово-экономических отношениях, принципиально важно видеть не только сегодняшнее положение дел, но и тенденции, перспективы, работать на опережение, использовать постоянно открывающиеся все новые и новые возможности.

С этой точки зрения нас не может удовлетворять тот факт, что торговля носит во многом сырьевой характер. Наши страны, располагающие высокими современными технологиями, должны добиться серьезного расширения объемов торговли продукцией обрабатывающей промышленности. Это магистральный путь развития наших экономических отношений.

Мне часто приходится бывать в российской глубинке. Посетил все граничащие с Китаем республики, края и области. И, как правило, на встречах с руководителями регионов, с депутатами, директорами предприятий, деловыми людьми речь заходит о конкретных проектах межрегионального и приграничного сотрудничества с Китаем. Люди настроены на практические дела. Такая картина характера для Владивостока, Хабаровска, Иркутска, Новосибирска. Всех просто трудно перечислить, потому что деловое сотрудничество налажено между более чем ста регионами, областями, провинциями и городами наших двух стран.

С учетом большого интереса как в России, так и в Китае к приграничному и межрегиональному сотрудничеству делегация Совета Федерации во время своего официального визита в КНР в августе 2003 года договорилась с руководством ВСНП провести двустороннюю конференцию, посвященную этой проблеме. Такая конференция состоялась 25 мая 2004 года в Москве. В ее работе приняли участие более 200 человек. Среди участников - члены Федерального собрания Российской Федерации, депутаты ВСНП, руководители регионов России и Китая, представители министерств двух стран, директора российских и китайских предприятий и компаний, видные ученые.

Конференция показала, что сегодня нам жизненно необходимы поиск новых форм и методов ведения торговли, создание современной инфраструктуры всего комплекса торгово-экономических отношений. Остро стоят проблемы качества взаимопоставляемых товаров, подбора надежных партнеров, информационного обеспечения участников внешнеэкономической деятельности. Далеко от совершенства страховое и арбитражное обслуживание приграничной торговли.

На конференции были скоординированы практические меры по обеспечению дальнейшего прогресса в развитии экономических связей регионов. Конференция показала, что выстраивание взаимодействия на уровне регионов должно и впредь быть одним из важных направлений сотрудничества парламентариев наших стран. Достигнута договоренность, что подобного рода встречи будут носить регулярный характер.

Наши народы представляют две всемирно значимые культуры. У них богатейшая многовековая история, прекрасные традиции. Без взаимного познания, без регулярных и интенсивных культурных, образовательных, молодежных, спортивных, туристических обменов трудно рассчитывать на расширение и укрепление массовой базы стратегического партнерства.

Мы рассматриваем российско-китайские отношения как серьезный фактор создания стабильного мира и глобальной безопасности. Такой подход обусловлен неприятием Россией и Китаем перспектив формирования однополярной, жестко иерархической структуры международных отношений.

Как показывают наши контакты с китайскими партнерами, обе стороны имеют аналогичные точки зрения по большинству важнейших глобальных и региональных проблем, в том числе по вопросу о центральной роли ООН и ее Совета Безопасности в обеспечении стабильного мира и международной безопасности, по таким грозным вызовам человечеству, как борьба с терроризмом, война в Ираке. В число актуальных проблем выдвигается сотрудничество в борьбе с национальным сепаратизмом, религиозным экстремизмом, наркотрафиком, незаконной миграцией.

В заключение хочу подчеркнуть, что у нас есть все основания с оптимизмом смотреть на будущее российско-китайских отношений. Вобрав в себя богатый и разнообразный опыт прошлого, сотрудничество наших стран становится все более зрелым, все более глубоким. Четко видеть историческую магистраль развития, учитывать национальные интересы друг друга, в большом и малом руководствоваться законами дружбы и добрососедства - в этом состоит главный урок российско-китайских отношений, который твердо усвоили наши народы. Что касается российских парламентариев, то они преисполнены решимости и впредь вносить существенный вклад в развитие многопланового сотрудничества между нашими странами, в укрепление традиционной дружбы народов России и Китая.

Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International