Необходимость срочных мер по оздоровлению российской медицины очевидна, однако в нашем обществе еще не сложилось ясное понимание того, в каком направлении модернизировать отечественное здравоохранение.
Перемены, заявленные в начале 90-х годов как реформа здравоохранения, не дали ожидаемых результатов. По данным социологических опросов, до 70% россиян сегодня не удовлетворено качеством предоставляемых им медицинских услуг. «Реформы» были призваны обеспечить социальную справедливость - богатый платит за бедного, здоровый за больного - и связать качество обслуживания пациента с оплатой труда врача. Но они не выполнили ни той, ни другой задачи. Все свелось к лавинообразному нарастанию платных услуг. Можно было ожидать, что предпринимательская активность в сфере здравоохранения создаст некий рынок как необходимое условие страховой деятельности. Но и рынок не сложился. Страховая медицина должна была обеспечить еще один источник денег, который был назван системой обязательного медицинского страхования. Но и здесь нас постигла неудача. Дополнительных денег медицина не получила -произошло лишь замещение средствами ОМС части прежних бюджетных средств.
Так постепенно и сформировалась та система здравоохранения, которую опять надо реформировать. Конечно, слово «реформа» можно заменить, и говорить об упорядочении и модернизации, но суть дела от этого не изменится.
Так какая же модель здравоохранения у нас сложилась? По итогам проведенных проб и допущенных ошибок мы получили некий структурный «микст», сложный и противоречивый, состоящий из бюджетной, страховой, узаконенной платной, теневой и полутеневой медицины, о котором с уверенностью можно сказать только то, что он не имеет аналогов в мире. Отношения врача и пациента - одни из самых непростых отношений в обществе. Чтобы сформировать нормальную модель здравоохранения, нужен не один год. Европа шла к системе обязательного медицинского страхования полтора столетия.
Сложность проблем, о которых идет речь, не может оправдать топтание на месте. Штаб отрасли, Министерство здравоохранения и социального развития России, вот уже полтора года готовит изменения в законодательство по ОМС, а разногласия между ведомствами по ряду ключевых вопросов до сих пор не устранены. Остается еще масса «деталей и нюансов», которые, по мнению Минздравсоцразвития РФ, «не имеют высокой степени готовности». Между тем, новый закон о страховой медицине нужно принять уже в 2005 году. Медлить нельзя, ведь речь идет о жизни людей в буквальном смысле. Повышение качества медицинских услуг, обеспечение доступности и справедливости в распределении медицинской помощи становятся условиями выживания нации.
Модель недофинансирования
Рынок медицинских услуг - это особый рынок. Пациент должен иметь возможность свободно выбирать медицинское учреждение, врача и не заботиться о том, кто и как оплатит предоставленные ему медицинские услуги.
Какими же деньгами располагает наш пациент?
Доля консолидированного бюджета здравоохранения в объеме валового внутреннего продукта (ВВП) составит в 2005 году только 2,36%, что, конечно же, недостаточно для нормального развития отрасли. Общая сумма расходов на здравоохранение оценивается примерно в 450 млрд. руб., что составляет немногим более 3000 рублей на человека в год. Между тем, Всемирная организация здравоохранения считает необходимым расходовать на медицину не менее 6% от ВВП. В развитых европейских странах расходы на здравоохранение превышают 6%, а в США достигают 10% ВВП. Здоровье гражданина Франции, например, «стоит» порядка 2000 долларов в год.
Поэтому около 40% медицинских услуг россияне оплачивают наличными. Это официальные данные, фиксируемые Министерством здравоохранения и социального развития РФ. По данным Счетной палаты РФ, у некоторых бюджетных медицинских учреждений официальные доходы от предпринимательской деятельности значительно превосходят их бюджеты и поступления по обязательному медицинскому страхованию. Нередко бюджетная медицина торгует услугами, уже оплаченными из бюджета и ОМС, хотя не имеет на это право, но эти данные могут быть только оценочными.
Выраженная тенденция к платности в звене первичной медицинской помощи прямо угрожает принципу профилактики, принятому сегодня в мире. Не будем забывать, что его родоначальником является именно отечественное здравоохранение.
Надо еще добавить, что россияне вынуждены ежегодно выкладывать 147 млрд. руб. за лекарства. Это очень большая сумма. Обязательная медицинская страховка не предусматривает получение лекарств бесплатно или со скидкой. Кроме того, цена на лекарства слабо контролируется отраслевым министерством. В большинстве развитых стран с рыночной экономикой цены на лекарства не просто контролируются, а утверждаются министерствами здравоохранения, причем ежегодно.
Вместе с тем, несмотря на свои многочисленные проблемы с финансированием, российская медицина является одной из немногих конкурентоспособных на мировом рынке отечественных отраслей.
Наряду с увеличением бюджетного финансирования, включая финансирование по линии ОМС, необходимо осуществить в отрасли серьезные структурные изменения, чтобы выделенные деньги не уходили в песок. В частности, надо пересмотреть соотношение стационарного и амбулаторного лечения, определить оптимальный размер медучреждения для конкретного вида медицинских услуг. Кроме того, в целях оптимизации финансирования медицины необходимо завершить разработку основных стандартов оказания медицинской помощи и технологических стандартов на медицинские работы и услуги.
Обязательное медицинское страхование - quo vadis?
В течение двенадцати лет своего существования система ОМС распалась на множество фрагментов. Каждый субъект РФ сформировал собственную модель ОМС, часто игнорируя федеральное, законодательство. Причем ни одна из региональных моделей ОМС не смогла создать конкуренцию между страховщиками, обеспечить защиту прав пациентов и оптимальное размещение заказов среди медицинских организаций. Не возникло и конкуренции между медицинскими учреждениями. Вводя систему ОМС, «забыли» об одном из главных страховых принципов в медицине - о независимости производителя медицинских услуг.
Идеальной модели государственного медицинского страхования не существует. Но к ней можно приблизиться, если честно отвечать на поставленные развитием отечественного здравоохранения вопросы.
Главный вопрос, видимо, такой: нужны ли нашей модели ОМС медицинские страховые организации? Многие специалисты считают, что нет. К их аргументам стоит прислушаться. Пока нет полноценного рынка ни в сфере страхования, ни в сфере медицинских услуг, медицинские страховые организации будут диктовать свои условия. Еще в ходе медицинской реформы 90-х годов страховщики поделили между собой население страны и деньги обязательной медицинской страховки. Сейчас, в преддверии принятия новой редакции Закона об ОМС, наметилась тенденция нерыночного вытеснения более мелких региональных медицинских страховых компаний их крупными федеральными собратьями.
Собственно говоря, система ОМС - это не рынок, а лишь возможность для использования механизмов рыночного типа внутри медицинской отрасли.
Кроме того, коммерческое страховое звено в системе оплаты расходов за оказанные медицинские услуги не берет на себя никаких страховых рисков. Основное его занятие - не медицинское страхование, а перераспределение денег, которое забирает до 15% средств ОМС. Между тем, оплата труда врача подвержена целому ряду рисков: увеличение объема работ из-за эпидемий, появления новых методов лечения, частая смена врача одним пациентом. Это как раз те риски, которые обычно берет на себя страховая компания.
Если коммерческие страховые схемы не оправдали себя, надо решительно пересмотреть национальную модель государственного медицинского страхования с учетом опыта регионов, а не пытаться подремонтировать плохую конструкцию. Вряд ли система ОМС России способна разрешить отдельные «нестыковки» без изменения принципов.
Ряд специалистов предлагает перейти к системе государственных больничных касс с соответствующими механизмами контроля расходования средств. Подобные системы существуют, и их можно адаптировать к нашим условиям.
Важно то, что финансирование медицинских услуг через больничные кассы может быть поставлено в прямую зависимость от профилактических мероприятий, которые проводит медицинское учреждение с целью побудить граждан регулярно проходить контрольные проверки и диагностирование.
В поисках врача общей практики
Отдельные изменения в существующем порядке оказания медицинской помощи, которые министерство выносит «на злобу дня», также не до конца проработаны.
Например, недавно в поликлиниках ввели специальность «врач общей практики» без учета того, что в своем современном виде эта специальность очень сложна. За десять лет в вузах подготовлено всего около двух тысяч специалистов «широкого профиля», а сама система опробована в трех регионах страны. По мнению экспертов, еще не проработаны вопросы оплаты труда семейных врачей, их взаимодействие с «узкими» специалистами. В медицинских вузах профессия «семейный врач» популярностью не пользуется.
В Европе врач общей практики обычно покидает поликлинику и становится самостоятельным юридическим лицом. Он несет полную ответственность за здоровье своих пациентов и получает хорошую зарплату независимо от того, болеет кто-то из его пациентов или нет.
По сути, семейными врачами были наши сельские врачи, а в городах - участковые терапевты. Пациентов своего участка они вели много лет. Если изменить форму оплаты труда участковых терапевтов, мы сможем получить «врача общей практики» без дорогостоящего слома существующей системы медицинских услуг.
Совершенно иначе институт врача общей практики выглядит с точки зрения российской педиатрии. Встречи с медиками в течение последнего года убедили меня в том, что реформа детского здравоохранения может строиться только на основе нашего собственного опыта, который Всемирная организация здравоохранения ставит в пример другим странам. Педиатрическая служба была создана в России еще в начале прошлого столетия, и врач-педиатр - это наш золотой фонд. Переиначить педиатрическую службу пытались не раз, и каждый раз врачам-педиатрам приходилось тяжело восстанавливать то, что было потеряно не по их вине. Концепция «врача общей практики» в ее нынешнем исполнении может разрушить, пожалуй, единственную отрасль российской медицины, в которой наблюдается заметный прогресс.
По мнению педиатров, штаб отрасли очень заблуждается, считая, что детский организм - это тот же взрослый, только в миниатюре.
Вот что говорит руководитель отделения неотложной хирургии Института педиатрии РАМН Леонид Рошаль: «От системы врачей общей практики уже отказываются в западных странах. В Англии число семейных врачей уменьшилось на 80%. В Америке за последние годы в три раза увеличилось число детей, которых обслуживают не врачи общей практики, а педиатры. Системой общей практики недовольны во Франции и Германии. А нас гонят туда».
Мы часто используем лозунг «Дети -нате будущее». Но наши дети живут в настоящем, здесь и сейчас. Недопустимо, чтобы в угоду экспериментам или невнятно сформулированным идеям «светлого будущего отечественного здравоохранения» качество оказываемой детям текущей медицинской помощи снизилось хотя бы на йоту.
Условные единицы здоровья
Общество получает от медицины ровно столько, сколько оно платит врачам, медсестрам, фельдшерам.
По данным Росстата, размер средней заработной платы работников здравоохранения в два раза ниже размера средней заработной платы в промышленности. Если же сравнивать заработную плату врача с заработком менеджера медицинской страховой компании, подсчитывающей в баллах выполняемую врачом работу, то доходы менеджера окажутся выше в три раза. Врач, оперирующий по 5-6 часов каждый день, и врач, принимающий больных в кабинете, получают в итоге одинаковую зарплату. Но есть и еще более парадоксальные вещи. С октября 2004 года медицинские страховые компании, видимо, с подачи Федерального фонда ОМС, стремящегося обострить конкуренцию между медучреждениями, стали оплачивать медучреждения по «числу посещений»: сколько пациентов обслужит поликлиника или больница, столько, в конечном счете, она и заработает. Руководство ФОМС склонно объяснять проблему заработной платы медицинского персонала неумением главных врачей медучреждений грамотно распоряжаться финансами.
По сути дела идет разговор глухих. Еще год назад медицинская общественность высказала идею, что должна оплачиваться не история болезни, а история выздоровления пациента. Все нарекания врачей на ФОМС и на страховщиков были, так или иначе, связаны с тем, что оплате подлежали формальные медицинские услуги, а не само лечение. Теперь формализация критерия оценки работы врачей доведена до предела - оплачивается факт посещения врача пациентом.
Но проблема в другом. В наших принципах ОМС содержится очевидное противоречие: тарифная сетка делит оклады медиков по категориям и по стажу, но стоимость приема больного для всех врачей оценивается одинаково. Поэтому врачу высокой квалификации нужно обслужить в два раза больше больных, чем врачу без категории, чтобы оправдать свой должностной оклад. Иными словами, высококвалифицированные специалисты вынуждены подтверждать свое качество количеством, иначе у медучреждения просто не будет денег на их зарплату.
Кроме того, оплата медицинских услуг по тарифам ОМС не отражает их реальной стоимости. Это особенно остро ощущается в специализированных и дорогостоящих медицинских отраслях.
Проблему повышения оплаты труда медперсоналу часто решают путем скрытой приватизации медицинского учреждения. Но как только больница или поликлиника начинает продавать услуги населению, каждое такое рабочее место «приватизируется» конкретными работниками. Вместо решения проблемы оплаты труда начинается развал коллектива.
Общество - медицине
Опыт развитых стран, да и наш собственный опыт последних пятнадцати лет, говорит о том, что формирование эффективных социальных институтов, к которым, несомненно, относится и здравоохранение, возможно только на основе активного участия в этом процессе самого общества. Попытки выстроить сложнейшие социальные отношения только при помощи аппаратных технологий, обречены на неудачу.
Надо с сожалением признать, что общественная дискуссия по выводу отечественного здравоохранения из той непростой ситуации, в котором оно оказалось, проходит вяло. Наше общество, к сожалению, реагирует на возникающие социальные проблемы уже после принятия законов и основанных на них решений. Но почему медицинское сообщество не желает тратить силы и время на выражение своей гражданской позиции по вопросам оказания населению медицинской помощи, не хочет быть реальной и заинтересованной силой правого государства и гражданского общества? Практикующие врачи довольно активно высказывают свое мнение журналистам по поводу министерских новации, но слабо используют свои весьма многочисленные общественные и профессиональные организации для доведения общей позиции до органов исполнительной власти.
Сами медики часто утверждают, что они потеряли всякую надежду влиять на принятие обязывающих решений. В известной степени они правы. Например, министерство предпочло не услышать мнение IX Конгресса педиатров России, выступившего против предлагаемой Минздравсоцразвития РФ реформы детского здравоохранения. Но я уверен, что возможности общественного и профессионального контроля властных решений намного шире и значительней, чем это представляется вне реального опыта общения профессиональных сообществ с органами власти. Весьма успешно вырабатывают консолидированную позицию и ведут диалог со штабом отрасли такие общественные объединения медиков, как Российская диабетическая ассоциация, Движение женщин за здоровье нации, Российское общество иммунологов, Конгресс педиатров России, Стоматологическая ассоциация России, Пироговское общество, Фонд помощи детям при катастрофах и войнах. Со временем роль профессиональных медицинских ассоциаций возрастет до такой степени, что они сами будут осуществлять лицензирование и сертифицирование медицинской деятельности, создавать системы постоянного повышения квалификации врачей, как это и происходит во многих странах.
Современное здравоохранение зависит не только от государства и рынка, но и от институтов гражданского общества. Задача государства - обеспечить сбор и целенаправленное перераспределение денег на медицину, чтобы качественные первичные и высокотехнологичные медицинские услуги были доступны всему населению страны, вне зависимости от уровня доходов. Рынок призван эффективно использовать эти деньги. Задача общества - контролировать движение денег, которые перемещаются по системе обязательного медицинского страхования. В этом контроле должны участвовать все заинтересованные стороны: общественность, работодатели, профсоюзы, медицинские ассоциации.
Отечественное здравоохранение и его наиболее проблемная часть - обязательное медицинское страхование - должны стать предметом широкого публичного обсуждения, в рамках которого общество определяет то, как ему правильно платить за свое здоровье, а врачи отстаивают свои материальные и профессиональные интересы. Если такого обсуждения не получится, то мы не продвинем реформу здравоохранения ни на шаг.