МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Наша главная цель – повышение качества и безопасности жизни людей

02 июня 2006

В нынешнем году наша страна впервые возглавляет один из самых авторитетных международных форумов - встречу лидеров стран "большой восьмерки". По инициативе России приоритетными темами обсуждения на саммите станут энергетика, образование и здравоохранение. Таким образом, во главу угла поставлены конкретные проблемы, решение которых чрезвычайно важно с точки зрения повышения качества жизни людей в нашей стране и во всем мире.

Рост российской экономики за последние годы позволил активизировать работу государства по решению острых социальных проблем. В первую очередь речь идет о реализации масштабных приоритетных национальных проектов. Но и по другим направлениям есть очень важное движение вперед: это важнейшие инициативы президента в области демографической политики, это социальные программы для военнослужащих, это последовательное повышение пенсий и заработной платы бюджетникам и многие другие программы с ясным социальным эффектом.

В этой огромной государственной работе еще предстоит сделать очень многое. Сложным остается положение многих категорий наших граждан. Целый ряд принимавшихся решений, а особенно мер по их практической реализации, заслуженно подвергался критике и общественностью, и Советом Федерации, который представляет на федеральном уровне власти регионы России. Но все же сам социальный вектор государственной политики задан совершенно четко и правильно. Усилия государства в этом направлении нарастают из года в год вслед за укреплением экономического потенциала нашей страны. И сегодня можно говорить о том, что начинает воплощаться в жизнь положение Конституции, которое определяет Россию как социальное государство, главная цель которого- это повышение качества жизни граждан. Используя свое председательство на встрече "большой восьмерки" для того, чтобы инициировать обсуждение именно такого круга вопросов, Россия и на международной арене подтверждает свой вновь обретенный статус социального государства. Каждая великая страна имеет свою миссию, несет миру свое послание о целях и приоритетах развития общества и цивилизации. Исторически Россия выступала как поборник справедливости и стабильности. Сегодня, выходя из тяжелейшего многолетнего социально-экономического кризиса, наша страна возвращается на свое историческое место в международной систе­ме и ставит на повестку дня решение проблем стабильности, безопасности, качества жизни людей во всем мире.

* * *

Убежден, что эти вопросы должны най­ти отражение и в рамках парламентской составляющей саммита. Должен сказать о том, что уже сложилась традиция встреч председателей нижних палат стран "большой восьмерки", которые происходят после саммитов их лидеров. В этом году такая встреча планируется в сентябре.

Но все страны "восьмерки" имеют двухпалатные парламенты. Поэтому я считаю, что одновременно вполне можно будет провести и встречу председа­телей верхних палат. С таким предложением ко мне и моим коллегам обратил­ся год назад тогдашний спикер канадского сената господин Хейс. Принципиальных возражений тогда ни у кого не возникло. Но господин Хейс недавно сложил с себя полномочия спикера, и эту идею он передал своему преемнику. Сейчас я ожидаю вестей от нового спикера. Надо сделать такую парламентскую встречу фактом политической жизни, положить начало традиции.

Тем для обсуждения на уровне председателей верхних палат парламентов "восьмерки" предостаточно. И главная из них - законодательное обеспечение соглашений и решений, которые принимают лидеры государств. Ведь если мы своевременно не внесем соответствующие поправки в наши законодательства, не примем новые законы, не синхронизируем уже действующие, соглашения не смогут действовать в полную силу.

Очень важно закрепить законодательно принципиальные вопросы, связанные с обеспечением энергетической безопасности и обеспечением условий для социального развития, повышения качества жизни людей. 6 том числе мы долж­ны обеспечить неукоснительное соответствие между теми инициативами, которые Россия выдвигает на международной арене, и теми правовыми, социальными, экономическими условиями, которые формируются в самой нашей стране. Сегодня для этого есть все предпосылки - и необходимые ресурсы, иполитическая воля к проведению реформ в интересах людей. Потому что сам по себе экономический рост никому не нужен, если он не будет сопровождаться ощутимым, заметным для каждого улучшением условий жизни основной массы населения нашей страны.

* * *

Качество жизни - это многозначное понятие. Я хотел бы акцентировать внимание на том, что в современном высокотехнологичном мире качество жизни все чаще определяется в терминах безопасности, и это вполне закономерно. Безопасность каждого человека - это не только его защищенность от терроризма, преступности, техногенных катастроф и т. п. Но это также и качественное медицинское обслуживание, и благоприятная среда проживания, и возможность получения востребованного профессионального образования, которое является основой благосостояния, то есть социально-экономической безопасности конкретной семьи.

Таким образом, сегодня соблюдение и укрепление прав человека, как политических и правовых, так и социально-экономических, являются ключевым условием обеспечения безопасности. В традиционном понимании безопасности как защиты от силовых угроз ее обеспечение считалось прерогативой государств. Однако в современной, более широкой трактовке безопасности очевидно, что эти вопросы имеют человеческое измерение и их успешное решение возможно только на основе сотрудничества государственных структур с гражданским обществом.

Полагаю, что участие институтов гражданского общества является обязательным условием успешного воплощения в жизнь вcex начинаний руководства страны. И важной формой такого участия должно быть осуществление общественного контроля на всех уровнях и этапах реализации решений. В этой деятельности должны быть задействованы прежде всего общественные организации, институты социального партнерства, а также объединения, созданные по профессиональному принципу.

* * *

Говоря о повышении качества и безопасности жизни людей, хочу особо подчеркнуть огромную роль в решении этих задач инженерного корпуса. И не только потому, что я выступаю в инженерном издании. Для современной технической цивилизации, для современного мира, вся жизнь которого зависит от бесперебойной работы сложных технических систем, качество подготовки и работы инженеров - это условие не только благополучия, но, можно сказать, глобальной безопасности.

Именно инженеры - первый форпост на пути предотвращения техногенных катастроф. Постоянно растущий уровень автоматизации всех производственных процессов, глубокая профессиональная специализация вынуждают во многих отраслях при создании системы безопасности прежде всего учитывать человеческий фактор.

Инженеры - это не просто самая многочисленная часть российской интеллигенции со своими интересами и стремлениями, которые должны находить отражение в политике государства. Это еще и кадровая, человеческая основа научно-технического развития. И в прошлом инженеры строили нашу державу, ковали ее победу. И сегодня они должны сыграть главную роль на важнейшем участке - снова вывести Россию на передовые рубежи научно-технического прогресса. Без их активной деятельности не решить ни задачу подъема отечественного производства на базе новых технологий, ни задачу создания инновационного пояса вокруг фундаментальной науки: инженерно-технический состав и есть ядро производственных коллективов.

Россия богата не только нефтью, газом и углем, но и своим огромным интеллектуальным потенциалом, в сохранении и преумножении которого одна из глав­ных ролей принадлежит отечественному инженерному корпусу.

* * *

Экономическая безопасность нашей страны также напрямую связана с инженерным делом. Повышение конкурентоспособности нашей экономики зависит от масштаба инновационной деятельности отечественных промышленников.

Мы должны вести речь не просто о создании инновационной экономики, а скорее о становлении национальной инновационной культуры. Собственно инновационный потенциал нашего общества достаточно высок. Ряд государств достиг большого успеха в технологическом развитии, имея не такие сильные стартовые позиции, как наше государство. Но мы можем упустить свой шанс, если не учтем все многообразие экономических интересов, порождаемых инновационной экономикой.

Внедрение инноваций на производстве требует продуманной государственной политики. Если инвестор увидит, что деньги разумнее не выводить в оффшоры, а вкладывать их в Россию, этого с лихвой хватит на развитие отечественной промышленности. Но нужно сделать промышленную политику предсказуемой и внятной, и тогда необходимость привлечения иностранных инвестиций отпадет сама собой.

Главная и застарелая проблема нашей экономики состоит в том, что результаты, получаемые наукой, слабо включаются в хозяйственный оборот внутри страны. И приватизация здесь вряд ли что изменит. Спрос на науку со стороны отечественных предпринимателей крайне низок. В структуре продукции, выпускаемой промышленностью и сельским хозяйством, инновационная составляющая колеблется в пределах от 4 до 5% (в развитых странах эта цифра достигает 20-30%). По различным оценкам, в России используется только от 8 до 10% инновационных идей и проектов.

Ждать, пока рынок развернется в сторо­ну науки и начнется ее финансирование из частных источников, мы больше не можем. Условия, когда частные инвесторы будут давать свои деньги на инновационные" проекты, не надо изобретать. Они известны. Проблема в том, что нау­коемкие проекты физически не могут окупиться в короткие сроки, приемлемые для современного российского бизнеса. Поэтому для перехода российской эконо­мики на инновационный путь развития надо использовать организационные и финансовые возможности государства.

* * *

В следующем году запланирован рост бюджетного финансирования науки, общая сумма предоставляемых средств будет доведена до 73 млрд. руб. И это только начало Наша страна начинает последовательно решать проблему финансирования развития науки и технологий из средств, заработанных на продаже ресурсов. Но чтобы выделенные деньги не ушли в песок, нужна объективная экспертиза проектов работ и результатов их выполнения. При помощи конкурсного отбора надо решить две задачи: первая - сконцентрировать средства на тех направлениях, где мы сохраняем мировой приоритет, и вторая — создать "технологические коридоры" в тех секторах экономики, где Россия имеет серьезные научно-технические заделы.

Есть целый ряд сфер, где мы по-прежнему либо занимаем лидирующие позиции, либо не уступаем по научно-технологическому уровню самым передовым государствам мира. Например, авиация, космос, ядерная энергетика, спецметаллургия. По некоторым оценкам, Россия располагает примерно тремя тысячами уникальных современных технологий.

Общий объем экспорта наукоемкой продукции в мире сегодня составляет около полутора триллионов долларов в год. А доля России - менее одного процента. Если будут развиваться те сферы, где у нас есть прочные научные позиции, к 2010 году эту долю можно довести до 140-180 миллиардов долларов в год, что сопоставимо со всем объемом нынеш­него экспорта России, включая нефть, газ и металлы.

* * *

По своей первой профессии я инженер и могу с полной ответственностью утверждать, что инженеру сегодня приходится иметь дело с намного более широким кругом вопросов, чем еще лет 20 тому назад. В рыночной экономике требуются специалисты широкого профиля, способные решать технические задачи в комплексе с экономическими, опираясь на инженерный маркетинг, и умеющие на достойном уровне организовывать деятельность предприятия или фирмы. Поэтому современный инженер должен владеть вопросами общего и производственного менеджмента. Эта проблема должна решаться на основе совершенствования инженерного и инженерно-экономического образования.

Мы должны восстановить лучшие традиции отечественной инженерной школы и при этом совместить их с требованиями современной жизни. Только так можно решить важнейшую задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, которые способны стать кадровой основой инновационной российской экономики в XXI веке.

Первым высшим учебным заведением, в котором начали готовить будущих предпринимателей на инженерно-экономической основе, стала Российская экономическая академия имени Г.В.Плеханова. И этот шаг должен стать при­мером для учебных заведений по всей стране.

* * *

При этом необходимо создать условия, чтобы выпускники сознанием инженерного маркетинга работали не только в крупных фирмах, но и имели реальную возможность и стимулы, чтобы влиться в малый и средний бизнес нашей страны, открыть собственное дело. Известно, что именно малые предприятия быстрее и активнее используют инновации в своем производстве.

Развитие малого и среднего бизнеса - ключ к решению многих проблем экономики и социальной сферы нашей страны. Например, различия между регионами в уровне жизни, масштабах безработицы, степени социальной стабильности, а значит, и в уровне безопасности во многом связаны с развитием малого бизнеса и эффективностью его региональной поддержки.

Статистика свидетельствует об огромном разрыве между субъектами Российской Федерации по числу малых предприятий и их удельному весу в общей занятости. Больше трети российских малых предприятий, в том числе свыше половины наиболее успешного среднего бизнеса, сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге.

В настоящее время в России зарегистрировано всего около 850 тысяч малых фирм и 12 миллионов частных предпринимателей, в том числе 14-15% - в промышленности, а остальные - в торговле, общественном питании и посреднических услугах. Малый бизнес производит 10 % валового национального продукта России (для сравнения: в Италии - 73, в Японии - 70 %). Начиная с середины 1990-х годов, число малых фирм в Российской Федерации перестало расти. При этом большая часть зарегистрированных фирм не функционирует, а используется для разовых незаконных сделок, а затем ликвидируется. Число реально действующих фирм в расчете на 10 000 жителей России в несколько раз меньше, чем в других европейских странах. То же самое относится и к общей численности предпринимателей. Не привели к ожидаемым результатам многочисленные программы развития малого и среднего бизнеса.

В ближайшие годы эта проблема станет особенно острой. Международная организация труда подготовила по заказу Российского правительства доклад "Социальные последствия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)". В докладе и аналогичных исследованиях российских экономистов подтверждаются выгоды, которые может получить Россия в перспективе от полноценной интеграции в мировую экономику. Однако экономика и социальная сфера многих регионов Российской Федерации не готова к вступлению во Всемирную торговую организацию. Чтобы предотвратить рост безработицы в машиностроении, легкой, пищевой и других отраслях промышленности, особенно в монопродуктовых городах, где проживает 24 миллиона человек, необходимо извивать малый и средний бизнес, причем прежде всего в сфере высоких технологий и производства товаров и услуг, комплектующих изделий и деталей с высокой добавленной стоимостью.

Это положение необходимо менять, и ключевую роль в этом должна сыграть адекватная государственная экономическая политика, в том числе политика, направленная на вовлечение малого и среднего бизнеса в экономику высоких технологий, на его насыщение инженерными кадрами высокой квалификации, способными генерировать и реализовать на практике новые перспективные идеи.

* * *

Как сопредседатель Высшего инженерного совета, считаю необходимым остановиться на роли этого одного из крупнейших профессиональных объединений. Согласно Уставу, ВИС призван выражать интересы инженерного корпуса России, отстаивать приоритеты научно-технического развития в государственной политике, осуществлять меры по консолидации инженерного сообщества.

Высший инженерный совет уже приступил к налаживанию конструктивного взаимодействия с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, а также с Общественной палатой. К его голосу прислушиваются. Результатом наших общих усилий явилось формирование новой общественной атмосферы, когда идеи активной государственной политики в области модернизации экономики больше не замалчиваются и не отметаются с порога, как это было еще несколько лет назад. Они прорабатываются с привлечением ученых и инженеров, включаются в программы развития экономики, под них ставятся задачи и выделяются средства. Пусть пока средства достаточно скромные, но главное, что положено начало реальной работе по модернизации экономики.

Особое предназначение Высшего инженерного совета состоит именно в его мобилизационной роли для решения стратегических задач, стоящих перед страной, организации эффективного взаимодействия между научно-технической интеллигенцией, предпринимательским сообществом, органами власти, повышении роли и статуса инженерного корпуса, приумножении интеллектуального потенциала страны.

Слаженная работа органов власти, промышленности и общественных организаций позволит наиболее полно использовать мощности отечественной промышленности, что даст дополнительные рабочие места и налоги в бюджет. Ориентация на национальных производителей соответствует мировой практике реализации социально-экономических программ. Сегодня Россия располагает необходимыми для решения этой задачи политической волей, интеллектуальными, материальными и финансовыми ресурсами. Это надежная основа для решения тех задач, для реализации на деле тех инициатив по обеспечению стабильного развития и повышению качества жизни людей, с которыми Россия выступает перед мировым сообществом.

Председатель Совета Федерации, Председатель Российской партии ЖИЗНИ Сергей Миронов.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International