В Москве откроется сессия Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума 15-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума
Впервые - в Москве
В начале каждого года после рождественских каникул парламентарии Азиатско-Тихоокеанского региона встречаются на международном форуме, где подводят итоги ушедшего политического года, обмениваются мнениями относительно тенденций мирового и регионального развития, намечают перспективы совместной работы. 22 января 2007 года они соберутся на свою, уже 15-ю встречу. На этот раз она состоится в Москве.
Предстоящая сессия Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума - событие в некотором роде уникальное. Впервые в Москве соберутся парламентарии почти тридцати государств АТР, представляющих абсолютное большинство стран этого обширного региона, простирающегося от Берингова пролива на севере Тихого океана до мыса Горн на юге Американского континента.
Для России решение об участии в форуме было логичным и чрезвычайно важным. Две трети территории нашей страны расположены в Азии. Именно здесь, в азиатской части, находится значительная часть ее ресурсного, производственного, научно-технического, образовательного и кадрового потенциала. Огромные запасы нефти, природного газа, каменного угля, цветных металлов, гидроэнергетических ресурсов Сибири и Дальнего Востока - один из основных факторов, определяющих долгосрочные перспективы экономического развития Российского государства. Еще в XVIII веке великий русский ученый М.В. Ломоносов в своих "Записках по русской истории" как о стратегической задаче Российского государства говорил "об укреплении и умножении российского могущества на Востоке", "где вспоможение нам неистощимо".
С народами этого региона уже много веков нас объединяют общие исторические судьбы, интересы обеспечения безопасности и решения социально-экономических проблем. Мы учитываем и тот факт, что стремительно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион начинает играть все большую роль в глобальной экономике многополярного мира.
В самом деле на долю АТР приходится около 60 процентов мирового производства, 50 процентов международной торговли, 48 процентов мирового притока прямых иностранных инвестиций. Государства АТР все более задают вектор развития человечества. Недаром АТР называют "регионом ХХI века", "локомотивом" мировой экономики. Особо отмечу, что именно здесь, в АТР, российская экономика непосредственно соприкасается с крупнейшими (кроме ЕС) экономиками мира - США, Китая, Японии, Индии, АСЕАН и быстро растущими странами Латинской Америки.
АТР - стратегический выбор России
Курс на динамичное развитие разнопланового сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона - стратегическая линия России. Это наш курс всерьез и надолго. В подтверждение напомню слова президента Российской Федерации В.В. Путина, сказанные им в ноябре прошлого года: "Мы осознаем, что развитие России может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции. Конструктивная вовлеченность в эти процессы - наш стратегический выбор, важнейшая задача на обозримую перспективу".
Решение о проведении 15-й сессии АТПФ в Москве было единогласно принято в январе 2006 года на предыдущей сессии этой организации в Джакарте. Уже сам по себе этот факт стал убедительной демонстрацией высокого авторитета российской внешней политики среди растущего числа представителей политических, парламентских, деловых кругов АТР, признанием конструктивного вклада делегации Федерального Собрания Российской Федерации в деятельность этой молодой, но активно набирающей политический вес международной парламентской организации.
На открывающейся в Москве сессии будут обсуждены основные аспекты политической и экономической ситуации в регионе. По нашему мнению, в целом она достаточно устойчива. Здесь идет активный процесс формирования целого комплекса взаимодополняющих структур, нацеленных на достижение сотрудничества, активизацию процессов региональной интеграции.
Уже сложились авторитетные международные институты, такие, как форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), а также целый ряд других форумов. Они стали принципиально новыми механизмами позитивного влияния на ситуацию, важными инструментами обеспечения мира, стабильности, безопасности в регионе, углубления региональных интеграционных процессов, утверждения принципов равноправного взаимодействия в международных делах.
Экономическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе на сегодняшний день можно оценить как стабильную. Региональная экономика после известных спадов восстановилась. В большинстве стран существенно повысились темпы роста ВВП. Возросли предсказуемость финансовых рынков, уровень сбережений и инвестиционной активности. Повышается квалификация людских ресурсов. Увеличились объемы внешней торговли, прежде всего за счет производства высококачественной экспортной продукции. Происходит интенсификация внутрирегиональных торгово-экономических связей. Особо активно процессы интеграции развиваются в сфере "экономики знаний" и в финансовой области.
Тем не менее и это мы хорошо видим, в регионе сохраняются факторы, способные серьезно разбалансировать обстановку. Остро проявляются трансграничные вызовы - международный терроризм, этнорелигиозный сепаратизм и экстремизм, транснациональная организованная преступность, нелегальная миграция, незаконный оборот наркотиков и оружия. Потенциальную опасность таят в себе территориальные и пограничные конфликты.
Реальный вызов представляют угрозы экономической безопасности, связанные с нестабильностью на мировых рынках энергоносителей, усиливающимся дефицитом торгового баланса одних стран региона на фоне положительного сальдо внешней торговли других. Сдерживающее воздействие на экономический рост в регионе оказывает неустойчивое развитие мировой экономики, международных финансовых рынков, неравномерность внутреннего развития многих стран региона.
Указанные процессы и тенденции обусловливают создание и развитие очагов напряженности в регионе, которые при определенных условиях могут превратиться в "горячие точки" противоборства и тем самым нарушить не только региональную стабильность, но и вызвать напряжение глобального масштаба.
У нас есть что предложить нашим партнерам
В последнее десятилетие Россия много сделала для интеграции в политические, экономические, цивилизационные процессы, бурно развивающиеся в АТР. Хорошо известна роль нашей страны в налаживании антитеррористического сотрудничества в регионе, в борьбе с транснациональной преступностью, в сфере обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям, в развитии энергодиалога, в создании трансконтинентальных транспортных и информационно-коммуникационных коридоров.
По инициативе президента Российской Федерации В.В. Путина в практическую плоскость переведен диалог между культурами и религиями. Уверен, что реализация данной инициативы внесет весомый вклад в создание в Азиатско-Тихоокеанском регионе атмосферы взаимного доверия. Россия в силу своей истории, географии, цивилизационного разнообразия накопила богатый опыт межнациональных и межконфессиональных отношений. Наши парламентарии готовы развивать диалог по данному кругу проблем со своими коллегами по региону, в том числе в рамках АТПФ. Уверен, что такой диалог является наиболее эффективным инструментом нравственного возрождения современного общества, необходимой основой прогресса в международных делах.
С удовлетворением хочу отметить, что в последние годы происходит последовательное наращивание масштабов и диверсификация торговли России с большинством стран АТР. В 2006 году страны АТР вышли на второе место после Евросоюза среди главных торговых партнеров России. В целом ежегодный прирост нашего товарооборота с государствами региона составляет 20 процентов. Налицо растущий интерес частных компаний России к развитию и расширению сфер контактов со своими партнерами в регионе. Эта тенденция весьма характерна для нашего Дальнего Востока. Сегодня внешнеэкономические связи, например Приморского края, во многом определяют само лицо его экономического развития. Этот процесс носит объективный характер. Уверен, что чем быстрее наш бизнес осознает, оценит свои интересы в регионе, тем быстрее пойдут дела и на общегосударственном уровне.
Вместе с тем мы видим, что нынешние объемы, да и качество торгово-экономических связей России с государствами АТР пока явно не соответствуют огромному потенциалу наших стран. Не идут они в сравнение с объемами торговли между некоторыми другими государствами региона. У нас есть что предложить нашим партнерам для решения проблемы. Речь идет прежде всего о высоких технологиях. Это поставки в страны региона аэрокосмической и машиностроительной продукции, энергетического оборудования, в том числе необходимого для создания ядерных электростанций. Это и геофизика, транспорт, телекоммуникации, продукция оборонной промышленности. Во многом остается невостребованным промышленный и научно-технический потенциал Сибири и Дальнего Востока. К сожалению, как показывают наши многочисленные встречи и переговоры с представителями политической и деловой элиты региона, наши партнеры пока слабо знакомы с экономическими, производственными возможности России, серьезно возросшими за последние годы. Сохраняется масса вещей, о которых зарубежные экономисты и бизнесмены просто не знают. А без этого трудно рассчитывать на серьезные успехи в экономическом сотрудничестве.
Мы готовы предложить политической и деловой элите региона целый ряд широкомасштабных интеграционных проектов. Речь идет прежде всего о сотрудничестве в энергетической сфере, в частности, о строительстве нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", о газопроводах, наращивающих Единую систему добычи, транспортировки и газоснабжения. Среди проектов - расширение проходящих по территории России транспортных коридоров на азиатском и дальневосточном направлениях, что предполагает новый этап освоения Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, строительство новых национальных автомобильных дорог и др. Реализация этих проектов усилит деловые связи между двумя ведущими экономическими центрами - Евросоюзом и государствами АТЭС.
Естественно, что реализация таких масштабных проектов требует крупных инвестиций в развитие технологической и социальной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. Но с учетом объективной заинтересованности государств и бизнес-сообщества АТР в решении этих проблем у нас есть основания рассчитывать на инвестиции наших партнеров по региону.
С учетом значимости вопроса хотел бы более конкретно остановиться на сотрудничестве в энергетической сфере. Здесь мы исходим из того, что обеспечение энергетической безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе является комплексной проблемой. Мы не можем обходить стороной тревожные явления в топливно-энергетическом секторе как мировой, так и региональной экономики. При этом я имею в виду высокий уровень цен на нефть, сбои в поставках энергоносителей, технологические трудности в диверсификации источников энергии.
Парламентская дипломатия в действии
Весь наш опыт убедительно свидетельствует, что не только России нужен экономически мобильный и политически стабильный Азиатско-Тихоокеанский регион. С полным основанием можно сказать, что и АТР нуждается в сильной и процветающей России. Здесь наши интересы совпадают, и, стало быть, этот фактор может стать мощным источником совместного прогресса и процветания.
Весьма подробно говорю об этом потому, что в определении и реализации практических шагов, направленных на дальнейшую интеграцию государств АТР, безусловно, важная роль принадлежит парламентариям региона. Прежде всего это касается совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества, гармонизации законов, разработки нормативных актов, облегчающих налоговое бремя для предпринимательских структур и стимулирующих здоровую конкуренцию.
Нельзя не видеть, что в последние годы существенно возросла роль парламентов в обеспечении мира и стабильности, свободы и демократии, в развитии интеграционных процессов, в решении многих международных проблем. Парламентская дипломатия доказала, что она является эффективным инструментом, который существенно обогащает возможности государств в сфере внешней политики, особенно в сфере развития политического, социального, экономического и культурного сотрудничества народов, налаживания между ними такого духа общения, без которого трудно рассчитывать на успех.
В полной мере это относится и к Азиатско-Тихоокеанскому парламентскому форуму (АТПФ). Вообще, по моему мнению, он играет уникальную роль в системе международных парламентских организаций в регионе. Я уже не первый раз принимаю участие в работе форума, и у меня есть достаточно оснований говорить, что АТПФ все более превращается в серьезную структуру, способную оказывать реальное воздействие на решение проблем, стоящих перед нашим регионом.
Накануне 15-й сессии АТПФ в Москве мы, российские парламентарии, считаем своим долгом выразить признательность видному политическому деятелю, бывшему премьер-министру Японии Ясухиро Накасонэ, который внес весомый вклад в создание этой организации. Он многое сделал для того, чтобы идея создания форума, провозглашенная им в 1993 году, была реализована на практике. Знаю, что такую оценку его деятельности разделяют парламентарии других стран-участниц АТПФ.
Со времени своего основания АТПФ прошел в своем развитии большой путь. В основе его деятельности лежат цели и принципы Токийской декларации. Руководствуясь ими, АТПФ вносит весомый вклад в расширение международного сотрудничества во имя мира, демократии, свободы и процветания стран и народов региона. На ежегодных форумах представители парламентов региона рассматривают самые актуальные вопросы, касающиеся всеобщего мира и стратегической стабильности, внутренней и внешней безопасности государств.
В центре внимания находятся и проблемы, наиболее актуальные именно для стран - участниц АТПФ, в том числе содействие торговле и инвестициям, налаживанию регионального взаимодействия в таких областях, как защита окружающей среды, борьба со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, обмены по линии образования, науки и культуры.
Все резолюции на форуме принимаются на основе консенсуса и добровольности, что является гарантией учета интересов всех его участников. Некоторые журналисты не случайно стали называть АТПФ "парламентским измерением" АТЭС. Действительно, по странам - участницам, по повестке дня и по характеру организационных принципов эти два региональных форума во многом похожи друг на друга при главном различии в том, что они представляют разные ветви власти и, стало быть, обсуждают проблемы под разным углом зрения.
С первых дней становления АТПФ Федеральное Собрание Российской Федерации уделяет приоритетное внимание работе в этой организации, содействуя укреплению ее организационных начал, способствуя росту ее авторитета и влияния. Мы рассматриваем участие Федерального Собрания Российской Федерации в работе форума в качестве действенного инструмента реализации долгосрочного курса на участие России в интеграционных процессах, идущих в регионе. Интеграционное будущее Азиатско-Тихоокеанского региона возможно только как результат совместной работы политической и деловой элиты всех государств региона.
В ходе консультаций с партнерами мы договорились включить в повестку дня предстоящей сессии АТПФ наиболее актуальные проблемы международной политики и безопасности. Это борьба с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков. На форуме речь пойдет и о торгово-экономическом сотрудничестве. Наша делегация предложила включить в повестку дня вопросы обеспечения энергетической безопасности в регионе. Достойное место в дискуссии займут проблемы, связанные с налаживанием межцивилизационного и межконфессионального диалога в АТР.
Хочу подчеркнуть, что мы со всей ответственностью относимся к выполнению наших председательских функций в АТПФ. Зная, что многие делегации прилетят в Москву из тропических стран, где температура в это время поднимается выше тридцати градусов жары, все участники форума будут снабжены русскими шапками-ушанками, рассчитанными даже на сибирские морозы.
Российские парламентарии, выступая в роли хозяев, сделают все, чтобы предстоящий форум открыл новый этап в межпарламентских связях со странами АТПФ. Мы убеждены, что в современной международной обстановке нет альтернативы многосторонним механизмам поиска ответов на глобальные вызовы и угрозы начала ХХI века.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов