МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Инновационные процессы в отечественной экономике

15 января 2007

Еще в начале прошлого столетия наш великий соотечественник академик В.И.Вернадский сформули­ровал тезис о роли человеческого ин­теллекта как производительной силы глобального масштаба. Он связывал дальнейшее развитие человечества с наукой, интеллектом и гуманизмом, т. е. с ноосферой (от греч. «ноос» - ра­зум). В начале нынешнего века концеп­ция знания, как источника экономичес­кого развития привела к возникнове­нию нового понятия _ «экономики зна­ний».

Производство идей, а не товаров ста­новится теперь основным источником экономического роста и конкурентос­пособности. В старой экономике источ­ником преимуществ для страны были доступ к сырью, удобные транспортные маршруты, ем­кий потребительский рынок, дешевая рабочая сила. В новой экономике факторы успеха - это инновации, создание и применение новых знаний, развитая инфраструктура информации и зна­ний.

В настоящее время на долю иннова­ционных технологий в развитых стра­нах приходится более 70% прироста ВВП. Задача инновационного развития особенно актуальна для экономики России. Сложившаяся сегодня инвести­ционная модель не обеспечивает мо­дернизацию основных фондов практи­чески во всех отраслях промышленно­сти. Утяжеленная структура экономики в рамках ее экспортно-сырьевой на­правленности и слабая инновационная активность не позволяют вырваться на траекторию форсированного экономи­ческого роста в среднесрочной перспективе. Пока инновационные процес­сы ни по объему, ни по направленнос­ти не отвечают требованиям повыше­ния конкурентоспособности нацио­нальной экономики. По доле затрат на исследования и разработке во ВВП, Россия отстает от ведущих стран, таких как США, Япония, Германия в 2~3 раза. Хотя величина инновационной про­дукции возрастает, ее уровень не соот­ветствует требованиям современной экономики. Расширение производства инновационной продукции происхо­дит в основном за счет тиражирования старых образцов, лишь слегка подвер­гшихся модернизации. Отсутствует массовое производство инновацион­ной продукции, что ведет к ее чрезмер­ному удорожанию. Доля экспорта в ин­новационной продукции остается край­не незначительной - всего 20% ее вы­пуска.

* * *

Несмотря на острейший и длитель­ный кризис, пережитый в 1990-е годы, наша страна обладает значительным потенциалом, как накопленным в предыдущие десятилетия, так и по крупи­цам создаваемым в сегодняшних слож­ных условиях. Он должен быть исполь­зован в экономике.

Важным конкурентным преимуще­ством России является достаточно вы­сокий уровень образования и общей культуры населения. Значимым ресур­сом в национальной экономике являет­ся огромный научный потенциал и спо­собность ее научных кадров генериро­вать новые идеи и технологии.

В производстве наукоемкой продук­ции в мире сейчас существует 50-55 макротехнологий. Сейчас Россия спо­собна конкурировать на мировом рын­ке примерно по 17 ключевым направле­ниям. К ним, например, относятся оптоэлектроника, телекоммуникацион­ное оборудование, в частности оптово­локно, новые материалы, оптические приборы и синтетическое оборудова­ние, программное обеспечение.

Поэтому Россия могла бы, как утвер­ждают специалисты, претендовать на 10-15% мирового рынка наукоемкой продукции, что могло бы приносить 120-180 млрд. долларов в год. Для ре­ализации инновационного сценария развития России необходимо преодо­леть ряд препятствий и огра­ничений, сложившихся в годы сырьевой направленности развития нашей экономики. Во-первых, научные исследо­вания и разработки недоста­точно ориентированы на по­требности экономики и общества. В свою очередь, идеи и разработки рос­сийских ученых слабо востребованы отечественными промышленниками и предпринимателями. Во-вторых, со­храняются барьеры между наукой и образованием, и, как следствие – от­сутствует синергетический эффект от научно-образовательной деятельнос­ти.

Кроме того, мы имеем неэффектив­ную систему формирования приори­тетов бюджетного финансирования науки. С одной стороны, это приводит к недооценке фундаментальной науки как базового компонента развития на­циональной инновационной системы. С другой стороны, в последнее годы наблюдалось финансирование при­кладных разработок, не имеющих спроса на внутреннем и внешнем рын­ках. Фактическое отсутствие частного научно-технического и венчурного секторов снижают конкуренцию и эф­фективность научной деятельности.

Известно, что инновационная эконо­мика строится на сочетании научных исследований, венчурного финансирования, грамотного технического вопло­щения идей и умелого управления. Не менее важно при этом создать благо­приятные условия для работы предпри­нимателей, частных предприятий. Ус­пех базируется на балансе интересов всех участников этого сложного и, во многом противоречивого взаимодей­ствия, всемерном снижении их эконо­мических рисков.

Процесс инновационного развития может идти по-разному. Один путь хо­рошо известен из зарубежного опыта, это путь свободных рыночных отноше­ний. Он предполагает, что при создан­ных государством благоприятных усло­виях будут рождаться тысячи внедрен­ческих и венчурных предприятий; каж­дое будет пытаться самостоятельно довести до практического применения свои идеи. Но только единицы добьются успеха.

Есть и другой путь, на мой взгляд, го­раздо более эффективный. В его осно­ве лежит научно-практический подход, включающий, в частности, информаци­онное и методологическое обеспече­ние, научное прогнозирование, развитие систем обучения и обмена опытом, механизмы страховых и государствен­ных гарантий. Немаловажно, что в ус­ловиях нашей страны накоплен огром­ный практический опыт успешной целенаправленной реализации государ­ством крупных научно-технологичес­ких проектов - атомного, космическо­го и других. Этот опыт можно и нужно использовать в новых, современных ус­ловиях. Такой путь наиболее перспек­тивен и реально осуществим в услови­ях, когда информационные и обучаю­щие системы государств открыты, а за­конодательство способствует взаимо­выгодному сотрудничеству как науч­ных, промышленных и коммерческих организаций между собой, так и всех их с государством, когда есть возмож­ность существенно расширять круг уча­стников инновационных отношений.

Серьезным сдерживающим факто­ром является неразвитость инфра­структуры, инновационной деятельно­сти и механизмов распространения передовых технологий. В России пока явно недостает технопарков, иннова­ционно-технологических центров, биз­нес-инкубаторов, центров трансферта технологий, в том числе для малого и среднего инновационного предпринимательства.

Экспорт машиностроительной про­дукции - главного носителя инноваций - составляет лишь 7% от общего объе­ма ее производства. В результате доля России на мировом рынке промышлен­ного экспорта наукоемкой продукции составляет всего 0,3% в то время как, например, продукция США составляет 39% этого рынка.

* * *

Отдельная и очень важная тема - это вопрос о необходимости широкого вовлечения в инновационный процесс предприятий малого и среднего бизне­са. Они обладают необходимой гибко­стью, оперативностью, способностью к нестандартным решениям. Эффектив­ная инновационная деятельность не­возможна без совершенствования и со­здания новой нормативно-правовой базы, гармонизированной с международными нормами и правилами. Она должна быть ориентирована на разви­тие институтов кредитования, венчур­ного финансирования, страхования ин­вестиционных рисков для малых и средних предприятий, занятых иннова­ционным бизнесом. В этой сфере необ­ходимо также создание правовых усло­вий для развития рынков долгосрочно­го заимствования капитала, в том числе фондовых рынков и лизинга, а также совершен­ствование системы налоговых и других инструментов стиму­лирования инновационной деятельности.

В соответствии с задачами, постав­ленными Президентом Российской Фе­дерации, Правительство и Федеральное Собрание взяли курс на формирование инновационной системы. Разработаны и приняты основы политики РФ в обла­сти развития науки и технологий на пе­риод до 2010 года и дальнейшую перс­пективу. В них предусматривается ком­плекс мер по обеспечению необходи­мых условий деятельности националь­ной инновационной системы на осно­ве принципов частного государственного партнерства, содействию созда­ния необходимых инфраструктурных звеньев, поддержки инновационной деятельности, интеграции науки и об­разования.

Совет Федерации совместно с Госу­дарственной Думой и Правительством России ведет активную работу по под­готовке законодательных инициатив в этой области. Одним из ключевых на­правлений государственной политики должно стать вовлечение в хозяйствен­ный оборот результатов научно-техни­ческой деятельности. Цель этого – по­вышение эффективности использова­ния интеллектуальных ресурсов стра­ны, создание экономики, основанной на знаниях. Основа такой политики - принцип баланса интересов государ­ственного и частного секторов эконо­мики, независимо от отраслевой при­надлежности и формы собственности предприятий.

Для комплексного и эффективного решения инновационных проблем тре­буется организация эффективного и за­интересованного, основанного на встречной инициативе взаимодействия органов власти с организациями, рабо­тающими в сфере науки и инновацион­ного бизнеса. Деятельность Высшего инженерного совета, общественных органов при Совете Федерации направ­лена на решение этой важнейшей зада­чи.

Председатель Совета Федерации, сопредседатель Высшего инженерного совета Сергей Миронов

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International