Еще в начале прошлого столетия наш великий соотечественник академик В.И.Вернадский сформулировал тезис о роли человеческого интеллекта как производительной силы глобального масштаба. Он связывал дальнейшее развитие человечества с наукой, интеллектом и гуманизмом, т. е. с ноосферой (от греч. «ноос» - разум). В начале нынешнего века концепция знания, как источника экономического развития привела к возникновению нового понятия _ «экономики знаний».
Производство идей, а не товаров становится теперь основным источником экономического роста и конкурентоспособности. В старой экономике источником преимуществ для страны были доступ к сырью, удобные транспортные маршруты, емкий потребительский рынок, дешевая рабочая сила. В новой экономике факторы успеха - это инновации, создание и применение новых знаний, развитая инфраструктура информации и знаний.
В настоящее время на долю инновационных технологий в развитых странах приходится более 70% прироста ВВП. Задача инновационного развития особенно актуальна для экономики России. Сложившаяся сегодня инвестиционная модель не обеспечивает модернизацию основных фондов практически во всех отраслях промышленности. Утяжеленная структура экономики в рамках ее экспортно-сырьевой направленности и слабая инновационная активность не позволяют вырваться на траекторию форсированного экономического роста в среднесрочной перспективе. Пока инновационные процессы ни по объему, ни по направленности не отвечают требованиям повышения конкурентоспособности национальной экономики. По доле затрат на исследования и разработке во ВВП, Россия отстает от ведущих стран, таких как США, Япония, Германия в 2~3 раза. Хотя величина инновационной продукции возрастает, ее уровень не соответствует требованиям современной экономики. Расширение производства инновационной продукции происходит в основном за счет тиражирования старых образцов, лишь слегка подвергшихся модернизации. Отсутствует массовое производство инновационной продукции, что ведет к ее чрезмерному удорожанию. Доля экспорта в инновационной продукции остается крайне незначительной - всего 20% ее выпуска.
* * *
Несмотря на острейший и длительный кризис, пережитый в 1990-е годы, наша страна обладает значительным потенциалом, как накопленным в предыдущие десятилетия, так и по крупицам создаваемым в сегодняшних сложных условиях. Он должен быть использован в экономике.
Важным конкурентным преимуществом России является достаточно высокий уровень образования и общей культуры населения. Значимым ресурсом в национальной экономике является огромный научный потенциал и способность ее научных кадров генерировать новые идеи и технологии.
В производстве наукоемкой продукции в мире сейчас существует 50-55 макротехнологий. Сейчас Россия способна конкурировать на мировом рынке примерно по 17 ключевым направлениям. К ним, например, относятся оптоэлектроника, телекоммуникационное оборудование, в частности оптоволокно, новые материалы, оптические приборы и синтетическое оборудование, программное обеспечение.
Поэтому Россия могла бы, как утверждают специалисты, претендовать на 10-15% мирового рынка наукоемкой продукции, что могло бы приносить 120-180 млрд. долларов в год. Для реализации инновационного сценария развития России необходимо преодолеть ряд препятствий и ограничений, сложившихся в годы сырьевой направленности развития нашей экономики. Во-первых, научные исследования и разработки недостаточно ориентированы на потребности экономики и общества. В свою очередь, идеи и разработки российских ученых слабо востребованы отечественными промышленниками и предпринимателями. Во-вторых, сохраняются барьеры между наукой и образованием, и, как следствие – отсутствует синергетический эффект от научно-образовательной деятельности.
Кроме того, мы имеем неэффективную систему формирования приоритетов бюджетного финансирования науки. С одной стороны, это приводит к недооценке фундаментальной науки как базового компонента развития национальной инновационной системы. С другой стороны, в последнее годы наблюдалось финансирование прикладных разработок, не имеющих спроса на внутреннем и внешнем рынках. Фактическое отсутствие частного научно-технического и венчурного секторов снижают конкуренцию и эффективность научной деятельности.
Известно, что инновационная экономика строится на сочетании научных исследований, венчурного финансирования, грамотного технического воплощения идей и умелого управления. Не менее важно при этом создать благоприятные условия для работы предпринимателей, частных предприятий. Успех базируется на балансе интересов всех участников этого сложного и, во многом противоречивого взаимодействия, всемерном снижении их экономических рисков.
Процесс инновационного развития может идти по-разному. Один путь хорошо известен из зарубежного опыта, это путь свободных рыночных отношений. Он предполагает, что при созданных государством благоприятных условиях будут рождаться тысячи внедренческих и венчурных предприятий; каждое будет пытаться самостоятельно довести до практического применения свои идеи. Но только единицы добьются успеха.
Есть и другой путь, на мой взгляд, гораздо более эффективный. В его основе лежит научно-практический подход, включающий, в частности, информационное и методологическое обеспечение, научное прогнозирование, развитие систем обучения и обмена опытом, механизмы страховых и государственных гарантий. Немаловажно, что в условиях нашей страны накоплен огромный практический опыт успешной целенаправленной реализации государством крупных научно-технологических проектов - атомного, космического и других. Этот опыт можно и нужно использовать в новых, современных условиях. Такой путь наиболее перспективен и реально осуществим в условиях, когда информационные и обучающие системы государств открыты, а законодательство способствует взаимовыгодному сотрудничеству как научных, промышленных и коммерческих организаций между собой, так и всех их с государством, когда есть возможность существенно расширять круг участников инновационных отношений.
Серьезным сдерживающим фактором является неразвитость инфраструктуры, инновационной деятельности и механизмов распространения передовых технологий. В России пока явно недостает технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, в том числе для малого и среднего инновационного предпринимательства.
Экспорт машиностроительной продукции - главного носителя инноваций - составляет лишь 7% от общего объема ее производства. В результате доля России на мировом рынке промышленного экспорта наукоемкой продукции составляет всего 0,3% в то время как, например, продукция США составляет 39% этого рынка.
* * *
Отдельная и очень важная тема - это вопрос о необходимости широкого вовлечения в инновационный процесс предприятий малого и среднего бизнеса. Они обладают необходимой гибкостью, оперативностью, способностью к нестандартным решениям. Эффективная инновационная деятельность невозможна без совершенствования и создания новой нормативно-правовой базы, гармонизированной с международными нормами и правилами. Она должна быть ориентирована на развитие институтов кредитования, венчурного финансирования, страхования инвестиционных рисков для малых и средних предприятий, занятых инновационным бизнесом. В этой сфере необходимо также создание правовых условий для развития рынков долгосрочного заимствования капитала, в том числе фондовых рынков и лизинга, а также совершенствование системы налоговых и других инструментов стимулирования инновационной деятельности.
В соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации, Правительство и Федеральное Собрание взяли курс на формирование инновационной системы. Разработаны и приняты основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. В них предусматривается комплекс мер по обеспечению необходимых условий деятельности национальной инновационной системы на основе принципов частного государственного партнерства, содействию создания необходимых инфраструктурных звеньев, поддержки инновационной деятельности, интеграции науки и образования.
Совет Федерации совместно с Государственной Думой и Правительством России ведет активную работу по подготовке законодательных инициатив в этой области. Одним из ключевых направлений государственной политики должно стать вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Цель этого – повышение эффективности использования интеллектуальных ресурсов страны, создание экономики, основанной на знаниях. Основа такой политики - принцип баланса интересов государственного и частного секторов экономики, независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности предприятий.
Для комплексного и эффективного решения инновационных проблем требуется организация эффективного и заинтересованного, основанного на встречной инициативе взаимодействия органов власти с организациями, работающими в сфере науки и инновационного бизнеса. Деятельность Высшего инженерного совета, общественных органов при Совете Федерации направлена на решение этой важнейшей задачи.
Председатель Совета Федерации, сопредседатель Высшего инженерного совета Сергей Миронов