31 мая в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце пройдет 28-е пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ (МПА СНГ). Оно приурочено к 15-летию этой организации.
27 марта 1992 года в Алма-Ате было принято решение о ее создании. Подписали тогда соглашение главы парламентов семи бывших республик Советского Союза: Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и России. Межпарламентская ассамблея задумывалась как консультативный орган в целях подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес для стран - участниц соглашения. В 1993-1995 годах к ассамблее присоединились парламенты Азербайджана, Грузии и Молдовы, а в 1999 году - Украины.
В мае 1995 года главы государств СНГ подписали Конвенцию о Межпарламентской ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, которая вступила в силу 16 января 1996 года. В соответствии с этим документом МПА получила официальный статус межгосударственного органа и заняла ведущее место в системе структур Содружества Независимых Государств.
Вся деятельность МПА была самым тесным образом связана с процессами становления и эволюции самого Содружества, со всеми успехами и трудностями в его развитии. В полной мере это относится и к нынешнему очень непростому и, я бы сказал, переходному этапу в истории СНГ.
Сердцевина всей работы - сближение законодательств
Главными направлениями в деятельности МПА являются гармонизация и сближение законодательств государств - участников Содружества. Без преувеличения можно сказать, что это сердцевина всей нашей работы, которая находит отражение в принимаемых Межпарламентской ассамблеей модельных законодательных актах и рекомендациях. Важно отметить, что при подготовке таких документов учитывается богатый опыт парламентов всех стран Содружества, а также целого ряда международных парламентских организаций.
За 15 лет работы МПА СНГ было принято более 200 модельных законов и кодексов. Можно с уверенностью сказать, что содержащиеся в этих документах нормы создают реальные предпосылки для сближения национальных законодательств стран Содружества в различных областях. В немалой степени этому способствует и то обстоятельство, что решения Межпарламентской ассамблеи и ее органов вырабатываются на основе консенсуса, что позволяет заинтересованным сторонам принимать взаимоприемлемые документы.
Мы как парламентарии ясно осознаем значение социальной составляющей в ходе проведения рыночных преобразований в странах Содружества. Вот почему с каждым годом возрастает роль Межпарламентской ассамблеи в разработке согласованных подходов к гуманитарному сотрудничеству, решению проблем социальной политики, обеспечению соблюдения основных прав и свобод человека. Важным этапом в этом процессе стало принятие Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств. Был также принят ряд модельных законодательных актов и рекомендаций, направленных на защиту детства и социальную защиту населения в условиях рынка.
В экономической сфере основным направлением модельного законотворчества является формирование правовых основ общего экономического пространства. В частности, речь идет о правовом обеспечении создания зоны свободной торговли. Переходу стран Содружества к работе в рыночных условиях способствовало принятие Межпарламентской ассамблеей модельных законодательных актов, в том числе трех частей модельного Гражданского кодекса, Общей части Налогового кодекса, модельного Закона "Об электронной цифровой подписи" и т.д.
В декабре 2004 года на базе МПА СНГ состоялось заседание парламентских делегаций государств - участников Соглашения о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). На этом заседании было принято решение об учреждении консультативного института, в рамках которого осуществлялось бы сотрудничество парламентов государств - участников Соглашения в области законодательного обеспечения формирования ЕЭП.
Не остаются вне зоны внимания Межпарламентской ассамблеи и другие важные направления законодательного обеспечения интеграционного сотрудничества, включая охрану окружающей среды, борьбу с преступностью и коррупцией, противодействие международному терроризму.
В качестве примера активизации законодательной деятельности на последнем направлении можно привести создание по инициативе МПА и на ее базе в 2004 году Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ. Примечательно, что в состав этой Объединенной комиссии помимо представителей национальных парламентов и членов Постоянной комиссии МПА по вопросам обороны и безопасности вошли представители правоохранительных органов государств - участников СНГ и межгосударственных органов Содружества.
Конечно, мы далеки от того, чтобы рассматривать результаты нашей деятельности в области сближения законодательств стран СНГ как полностью удовлетворительные. Спору нет, сделано немало, но еще больше предстоит сделать. Необходимо поднять модельное законотворчество на такой уровень, чтобы результаты работы ассамблеи, ее модельные законы становились бы добротной базой для подготовки национальных законов в государствах-участниках.
Как мне представляется, многое здесь будет зависеть от профильных комитетов и комиссий национальных парламентов, которые взялись бы за нелегкий труд подготовки новых актуальных модельных актов для их последующего внесения в МПА СНГ.
За демократические выборы
Вопросы развития демократии, соблюдения прав человека все эти годы постоянно находились в центре внимания Межпарламентской ассамблеи. Причем здесь речь идет уже не только о разработке модельного законодательства в данной сфере.
Начиная с марта 1994 года, когда группа наблюдателей от МПА СНГ впервые ознакомилась с ходом выборов в парламент Казахстана, депутаты Межпарламентской ассамблеи по приглашению соответствующих властей регулярно принимают участие в мониторинге избирательных процессов в странах Содружества.
Накопленный нами опыт наблюдения за выборами в странах СНГ и за его пределами показал необходимость принятия Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, в которой были бы сформулированы единые критерии. Проект такой конвенции был представлен Межпарламентской ассамблеей СНГ в Совет глав государств. 7 октября 2002 года в Кишиневе президенты семи стран Содружества подписали этот документ.
Значение конвенции состоит не только в том, что в ней были обобщены и сформулированы наиболее прогрессивные наработки в сфере проведения свободных выборов, которые содержатся в документах различных международных организаций, но и в том, что она, по сути дела, заложила основу современных избирательных стандартов.
Важным этапом в развитии демократических процессов на пространстве Содружества стало создание Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ. Этот институт был учрежден 10 февраля 2006 года на выездном заседании Совета МПА СНГ в Киеве.
В настоящее время его разработки активно используются миссиями наблюдателей Межпарламентской ассамблеи СНГ. В феврале 2007 года институт провел первый семинар по вопросам подготовки международных наблюдателей за выборами в государственные органы власти. А 28 марта 2007 года между Советом МПА СНГ и Милли Меджлисом Азербайджанской Республики было подписано соглашение об открытии в Баку первого в Содружестве филиала Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ.
Следует отметить, что МПА не ограничивает географию наблюдения за выборами и мониторинга развития демократии только странами Содружества. В качестве примеров приведу участие представителей МПА СНГ в мониторинге выборов президента и парламента Югославии в сентябре 2001 года и парламентских выборов в Республике Сербия в январе 2007 года. Наблюдатели от Содружества следили также и за ходом местных выборов в Великобритании.
Сохраним культурную общность
Значительная часть работы нашей ассамблеи посвящена развитию гуманитарного сотрудничества стран Содружества, прежде всего в области культуры.
И это вполне объяснимо, поскольку исторически сложившаяся общность культур наших государств является достоянием всех народов СНГ.
В ходе своей работы Межпарламентская ассамблея конкретными делами демонстрирует уважительное отношение к истории и культурным традициям наших народов. Не случайно именно в штаб-квартире ассамблеи проходили празднования 150-летия со дня рождения народного поэта Казахстана А. Кунанбаева, 150-летия композитора Н.А. Римского-Корсакова, 200-летия со дня рождения АС. Пушкина, 150-летия поэта-акына Д. Джабаева - выдающихся деятелей культуры и искусства, творческое наследие которых вошло в сокровищницу мировой культуры и имеет непреходящую ценность для всех наших народов. Именно в Таврическом дворце широко отмечалось тысячелетие кыргызского национального эпоса "Манас", 1100-летие государства Саманидов, другие знаменательные даты из истории стран Содружества.
Большую лепту внесла наша ассамблея и в празднование 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга - события огромного культурно-исторического значения. Напомню, что именно по инициативе нашей ассамблеи Совет глав государств СНГ объявил 2003 год Годом Санкт-Петербурга.
Мы открыты для сотрудничества
Важная особенность Межпарламентской ассамблеи - ее открытость, готовность к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми заинтересованными межпарламентскими организациями.
Прежде всего, конечно, речь идет о взаимодействии с межпарламентскими структурами на пространстве самого Содружества. Дело в том, что интеграционные процессы в СНГ развиваются на разноуровневой и разноскоростной основе. Ряд объединений на этом пространстве ушли дальше остальных.
Взять, например, Евразийское экономическое сообщество. В рамках ЕврАзЭС имеется зона свободной торговли и стоит задача создания полноценного таможенного союза. Для этого, по имеющейся информации, необходимо завершить работу над 24 дополнительными документами, 14 из них согласованы и готовы к подписанию, а еще 10 должны быть доведены в ближайшее время. Это большой объем работы, в том числе и для Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС и ее комиссий. В этой связи представляется, что накопленный в рамках МПА СНГ опыт модельного законодательства в данной области мог бы использоваться и парламентариями ЕврАзЭС.
То же самое можно сказать и о созданной недавно Парламентской ассамблее Организации договора о коллективной безопасности, первое заседание которой состоялось 30-31 марта 2007 года в Санкт-Петербурге. Не сомневаюсь в том, что солидные наработки МПА СНГ в сфере безопасности могут и должны быть использованы в работе этой новой межпарламентской структуры.
Сотрудничество Межпарламентской ассамблеи с другими межпарламентскими организациями, конечно же, не ограничивается только пространством Содружества. Уже многие годы важное место во "внешних связях" ассамблеи занимает Парламентская ассамблея Совета Европы. Кстати, 31 мая 2007 года намечено совместное заседание Совета МПА СНГ и Председательского комитета ПАСЕ по случаю 10-летия подписания Соглашения о сотрудничестве. Аналогичные взаимовыгодные контакты развиваются у нас и со многими другими организациями, включая Парламентскую ассамблею ОБСЕ, Европарламент, ПА ЧЭС и т.д.
Вместе с тем, касаясь темы участия наших представителей в работе других межпарламентских организаций, не могу не отметить один важный момент. Мне кажется, что нам следовало бы лучше координировать позиции друг друга, добиваться консолидированного выступления представителей МПА СНГ на международных форумах в отстаивании интересов каждой из стран и ассамблеи в целом.
***
Как известно, в настоящее время разрабатываются предложения по реформированию и совершенствованию органов СНГ. В рамках Межгосударственной рабочей группы для подготовки проекта концепции дальнейшего развития Содружества идет непростая работа по поиску оптимальной модели функционирования этого объединения. Но уже сейчас ясно, что из трех имеющихся вариантов реформирования СНГ - по образцу Евросоюза, по примеру "Группы восьми" и путем эволюционного совершенствования - предпочтение следовало бы отдать третьему варианту.
Его несомненное достоинство видится в том, что он не предусматривает резкого слома всего накопленного позитива сотрудничества, а предполагает постепенное, эволюционное совершенствование имеющейся структуры. Убежден, что в полной мере это относится и к МПА СНГ.
В условиях реформирования Содружества роль Межпарламентской ассамблеи несомненно возрастает. Дело в том, что требуется не только разработать и запустить действенные механизмы интеграции стран СНГ, но и законодательно защитить их, обеспечить им режим наибольшего благоприятствования в правовом поле. Парламенты наших стран, выполняя волю народов, должны всемерно способствовать развитию именно позитивных процессов, направленных на укрепление нашего единства.
Убежден в том, что Содружество может и должно обрести второе дыхание. Оно должно превратиться в организацию принципиально нового типа. А накопленные Межпарламентской ассамблеей огромный опыт и потенциал модельного законотворчества способны стать незаменимым подспорьем для поиска оптимальных путей интеграции в СНГ на длительную перспективу.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов