Без интенсивного развития машиностроительного комплекса трудно рассчитывать на ведущие позиции в мире и обеспечивать интеллектуальное лидерство России в XXI веке
В последние годы российское машиностроение растёт. Поднимается после многолетнего тяжелейшего кризиса. Но ситуация в отрасли всё ещё остаётся тяжёлой. Это касается финансового положения предприятий, технического состояния, обеспечения кадрами, а также многих других проблем. В сложных условиях отечественное машиностроение конкурирует с мощными научно-производственными комплексами других развитых стран. Если полагаться только на так называемую невидимую руку рынка, то мы будем всё более утрачивать свой потенциал, как это было в 90-х годах. Чтобы машиностроение развивалось, нужна активная государственная политика, нужны конкретные действия. Слава Богу, сейчас правительство не шарахается от такого словосочетания, как государственно-промышленная политика. Стало очевидно, что государство не только вправе, но и обязано формировать эту самую промышленную политику. Потому что даже если мы возьмём такие макроэкономические показатели, как налоги, пошлины, тарифы, то разве это не те же самые элементы государственной промышленной политики? Государство должно направлять в машиностроение и свои собственные ресурсы, и сделать частные инвестиции в инновационное производство более выгодными, чем экспорт сырья или импорт ширпотреба. Нужно сформировать, а во многих случаях и создать заново систему государственного регулирования в такой важнейшей отрасли, как машиностроение, особенно в её космической составляющей.
Государство должно сделать инвестиции в инновационное производство более выгодными, чем экспорт сырья.
Значительную роль в этом должно играть бюджетное законодательство. В ходе выполнения федеральных программ, адресных инвестиционных проектов многие застарелые проблемы сдвигаются с мёртвой точки. Хорошо показали себя на практике механизмы государственного заказа, бюджетного софинансирования программ, целевого субсидирования процентных ставок по кредитам. Надо широко, не точечно, а именно широко, в масштабах всей отрасли применять модернизацию и развитие нашего производства. Совершенно недопустима та ситуация, которая складывалась в прошлом с использованием средств Инвестиционного фонда. Напоминаю, что по настоянию Совета Федерации два года назад в федеральном бюджете появилась строка – Инвестиционный фонд. На первом этапе это были небольшие деньги, всего лишь 70 млрд руб., которые государство готово было инвестировать в те или иные проекты. Но по итогам первого года реально было реализовано всего лишь около 3% средств фонда. Потому что якобы отсутствовали хорошо разработанные проекты. Я должен сказать, что любые сферы нашего машиностроения – это готовые инвестиционные проекты. Не надо жалеть на это денег. Меня всегда умиляло, когда бывший глава МЭРТ говорил об отсутствии хорошо проработанных проектов. Да у нас города-миллионники, которые обладают метрополитеном, планируют его строительство. Там всё рассчитано до последнего болтика. Нужно только одно – деньги. Тем не менее из фонда не финансировались даже уже работающие проекты. В этой связи уместно вспомнить слова нашего знаменитого конструктора Сергея Королёва: "Кто хочет что-то сделать – ищет пути и средства, кто не хочет – ищет причины". Это хорошо иллюстрирует то, что мы имели, я надеюсь, уже в прошлом.
Ещё одна важная задача – это формирование инновационного законодательства. Нужны меры по снижению налоговой нагрузки на производство научного и инновационного продукта. Я убеждён, что российская налоговая система должна стать самой выгодной для развития производства. Ресурсы для этого у нас есть.
Должна быть введена целая система преференций как для разработчиков, так и для тех, кто внедряет инновации в производство. Необходимо ускорить разработку принятия федерального закона " Об инновационной деятельности в Российской Федерации". Это позволит создать наиболее благоприятные условия для развития высоких технологий. Требуется внести изменения в целый ряд федеральных законов с тем, чтобы ускорить процесс интеграции науки, образования и производства, устранить существующие в этой области неоправданные ограничения.