В городе Королеве Московской области в Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П.Королева состоялось заседание Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса.
Отмечу, что выбор места проведения мероприятия не случаен. Однако, говоря о ситуации в отечественном машиностроении, напомню о системном кризисе, который начался в оборонно-промышленном комплексе еще в 1990-е годы.
Для выведения отрасли из этого состояния прежде всего необходимо усилить ее государственную поддержку. Если надеяться только на «невидимую руку рынка», ни к чему хорошему это не приведет, как показали предыдущие годы. Нужно сформировать, а во многих случаях и создать заново систему государственного регулирования в такой важнейшей отрасли, как машиностроение, особенно в ее космической составляющей. Хорошо зарекомендовала себя практика госзаказа, и, кроме того, в российском машиностроении уже в настоящее время есть совершенно готовые инвестиционные проекты, в которые необходимо только вкладывать средства.
Действенным шагом в ряду необходимых мер должно стать снижение налоговой нагрузки на высокотехнологичную продукцию и инновации. Кроме того, необходимо скорее разработать и принять закон «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». Это позволит создать наиболее благоприятные условия для развития высоких технологий.
Ряд льгот в сфере инноваций существует и сегодня. В частности, не облагаются налогом на добавленную стоимость операции по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджета, а также ряда специализированных внебюджетных фондов. В то же время приходится констатировать, что пока это недостаточным образом сказывается на инновациях. То же самое можно сказать о принятых в прошлом году поправках в Налоговый кодекс, направленных на стимулирование инновационной деятельности. Хочу обратить внимание на важную роль машиностроения в развитии экономики и отметить, что российская налоговая система может стать самой выгодной в мире для развития производства, особенно высокотехнологичного.
Нужно разработать порядок передачи прав на результаты такой деятельности и ввести систему различного рода преференций как для разработчиков, так и для тех, кто внедряет инвестиции в производство.
Без инновационного развития машиностроительного комплекса России будет трудно занять подобающее место в XXI веке.
В качестве конкретных мер по стимулированию машиностроения Экспертный совет предложил, в частности, установить ограничения на закупки морально устаревшего импортного оборудования. Предлагается допустить закупки за счет госбюджета только импортного оборудования, которое не производится в России или существенно превышает характеристики отечественных аналогов.
Кроме того, одно из заседаний Совета безопасности при президенте РФ предлагается посвятить вопросам технологической безопасности России и проблемам развития отечественного машиностроения и конверсии высоких технологий ОПК.
Экспертный совет рекомендовал также правительству РФ разработать федеральную целевую программу по развитию отечественного машиностроения и модернизации промышленного производства. В законотворческой работе приоритетное внимание планируется уделять вопросам законодательного обеспечения регулирования инновационной деятельности и созданию условий господдержки и стимулирования развития российского машиностроения, повышению конкурентоспособности отечественного производства.