В последнее время я подмечаю любопытную тенденцию в Рунете: сразу на многих интернет-форумах (zpsy.ru, nkJ.ru, poemics.ru и т. д.) пошли оживлённые философские дискуссии о смысле жизни. И на российском книжном рынке появилась целая серия хороших серьёзных книг, в которых ставится эта вечная проблема. И на страницах прессы всё чаще встречаешь то яркую публицистическую статью, то интересное интервью с рассуждениями о сути человеческого предназначения, о смысле бытия…
К чему бы это? Что такое важное, переломное в нашей общественной мысли приключилось, что многие потянулись к высоким и сложным материям? Всё просто. Меняется жизнь в стране, меньше становится хаоса, неопределённости, уныния, больше ясности с вектором развития. И сразу у людей возникает иное отношение к собственной судьбе, возрастают самооценка, позитивные амбиции, генерируется запрос на высшую духовность. Сразу более выпукло начинает восприниматься общественным сознанием древняя истина "Не хлебом единым жив человек".
Россиянам всегда было свойственно гораздо более философское отношение к жизни, нежели прагматичным европейцам и американцам. Неслучайно вопрос "Что делать?" считался и считается исконно русским вопросом. Впрочем, как и "Кто виноват?". И неслучайно в России любители поразмышлять о смысле жизни испокон веков находились не только среди представителей элиты, но и среди простых рабочих и крестьян. Это одна из черт национального характера. Лично меня радует, что мы в данном случае как бы возвращаемся сами к себе, к своей ментальности. К сожалению, с начала 90-х, после того, как рухнул СССР, а под его обломками оказались погребены прошлые идеалы, жизненные цели и надежды миллионов людей, многим было не до рассуждений о высоком и вечном. В страшной ситуации, когда закрывались заводы, совхозы, институты, когда шёл циничный делёж собственности, когда на улицы выплеснулась волна криминального беспредела, для рядового россиянина все жизненные цели и смыслы зачастую сводились к весьма жёсткой и страшной в своей прозрачности формуле – выжить.
Понесённые потери огромны. Утрата жизненных ориентиров, обессмысливание созидательного труда, размывание семейных ценностей привели к миллионам жизненных драм. Целые деревни в российской глубинке просто спились, да и в целом по стране всплеск алкоголизма наркомании произошёл, конечно же, главным образом из-за этого. Из-за "утечки умов" тысячи наших учёных и квалифицированных работников уехали за рубеж. А взять такую пронзительную тему, как самоубийства. Неслучайно именно в 1992 году – году "шоковой терапии", устроенной радикальными либералами, наша страна из сравнительно благополучных по этой части сразу вошла в пятёрку государств с наивысшим уровнем суицида. И потом мы теряли по 50–60 тысяч сограждан в год, по разным причинам решавших свести счёты с жизнью. Только с 2006 года наконец-то обозначился перелом, и число самоубийств в России стало снижаться.
Мы часто справедливо отмечаем, что благодаря курсу, который с 2000 года начал проводить В.В. Путин, Россия была спасена от развала, сохранила территориальную целостность, а затем постепенно начала возвращать себе и экономическую мощь, и авторитет в мире. Но заслуга Путина ещё и в том, что он, сформулировав простые и ясные приоритеты, сумел вернуть большинству россиян веру в завтрашний день, обрести и какие-то новые жизненные смыслы. Конечно, пока экономическими успехами обольщаться нам не стоит, тем более они отнюдь не конвертированы в социальное благополучие населения.
Но то, что в стране налицо рост патриотических настроений, то, что появились определённые подвижки в решении демографической проблемы, несколько выросла рождаемость, – всё это обнадёживающие признаки. Несмотря на все пережитые беды, жизнь берёт своё. Меняется настроение нации, и очень важно не упустить момент, суметь развить и поддержать первые импульсы возрастания жизненной и творческой энергии народа.
В своё время, ещё организуя Российскую партию жизни, размышляя над её программными установками, мы стремились разработать "реформистскую философию жизни", и в этой связи мне много пришлось поразмышлять над глубинными проблемами цели и ценности человеческого бытия. Основа всего – это право на жизнь. Защищать человеческую жизнь, обеспечивать её верховенство перед всеми иными ценностями, бороться за улучшение её качества, увеличение продолжительности – это то, ради чего, на мой взгляд, существуют государство и государственная власть. Это важнейшая из политических и социальных задач. Но не только. Не следует ещё забывать о такой задаче, как наполнение человеческих жизней смыслом. Понятие "достойная жизнь" непременно это предполагает. Она обязательно должна быть не только благополучной в материальном отношении, но и одухотворённой высокой целью, идеей, ценностями. Когда-то великий русский писатель Лев Толстой сказал об этом так: "Идеал – это путеводная звезда. Без неё нет твёрдого направления, а нет направления – нет жизни" .
Кстати, если уж продолжать использовать в качестве некоего жёсткого индикатора горькую статистику самоубийств, нельзя не отметить, что до катастрофы, случившейся с СССР, и всплеска суицида в Российской Федерации и других бывших советских республиках (хочется верить – временного) в "лидерах" по данному показателю ходили отнюдь не самые бедные и слаборазвитые страны. Наоборот, очень благополучные. Такие, например, как Япония, Финляндия, Австрия, Франция. Да и сегодня там этот уровень весьма высок. Почему? Да потому, что западный образ жизни, предполагающий чрезмерное поклонение золотому тельцу, материальным благам, опору на сугубый индивидуализм, – это всё-таки тупиковое направление, объективно ведущее к бездуховности, к пустоте, к бессмысленности.
Сегодня налицо огромная опасность, что Россия, начавшая бурно расти экономически, слишком увлечётся этой обманкой, этим миражом потребительского рая. Мы, увы, ещё не выбравшись из омута бедности, уже вовсю проходим испытание агрессивным засильем потребительской масс-культуры. Бездуховность и безнравственность расползаются по телеэкранам, страницам газет и журналов, книжным полкам. Россиян изо всех сил пытаются убедить, что смысл жизни не где-то там, в загадочных высях или глубинах души, а в навороченных тачках, красивых шмотках, пепси-коле, пиве, сникерсах, в развлечениях и удовольствиях. Как противостоять этому? Это сегодня вопрос вопросов и для государственной власти, и для всех ответственных партий, и для общественности.
Известный философ Эрих Фромм как-то заметил: "В жизни человека нет иного смысла, кроме того, какой он сам придаёт ей". Это так. Человеку можно что-то внушить, навязать, но решать, имеет его жизнь смысл или нет, может только он сам. Однако государство и общество могут либо создать условия для того, чтобы "воля к смыслу" у человека была, либо равнодушно взирать, как он вследствие каких-то социальных барьеров, а может, и собственной безалаберности не реализует жизненный потенциал.
Возможности для наполнения человеческих жизней смыслами зависят от множества факторов. Скажем, разве доступность систем образования и здравоохранения не влияют на это? Ещё как влияют. А защита людей от бедности и произвола властей? А наличие базовых социальных гарантий и достойных пенсий? А доступность жилья? А уверенность каждого гражданина, каждого человека в том, что у него и у его детей есть будущее? А поддержка института семьи
и семейных ценностей? Убери какие-то из этих компонентов, окуни человека в безнадёгу и несправедливость, и даже самый убеждённый оптимист может сломаться и разочароваться.
Кроме того, крайне важно, чтобы каждый человек получал достойное поле для самореализации. И мог видеть себя не бессмысленным, малозначащим винтиком, а частью масштабного, исторического процесса, гражданином и патриотом Родины. Надо вспомнить Аристотеля, который смысл жизни сформулировал, пожалуй, проще, но гениальнее всех: "Служить другим и делать добро". Идея служения – это квинтэссенция всего. К сожалению, у нас в последние годы она была серьёзно подорвана рыночной прагматикой и навязчивым внедрением индивидуалистических ценностей. Но так же, как вернулся в новом качестве патриотизм, так же вернётся и чувство коллективизма, и стремление быть полезным обществу. Без этого просто нельзя. Мы можем, к примеру, сколько угодно ужесточать меры по борьбе с коррупцией, но если при этом в органах государственной и муниципальной власти не начнут утверждаться нормы профессиональной этики, чести, идеи служения государству и народу, вряд ли что у нас получится.
То же самое и с армией. Кроме обязательного изменения условий оплаты труда офицеров и контрактников в сторону увеличения, если не вернуть романтику ратного труда, его высокий престиж и общественную оценку, толку не будет. И дефицит рабочих рук, который в России становится всё острее, нам не преодолеть, пока мы вновь не начнём с почётом и уважением относиться к представителям рабочих специальностей, пока у нас не исчезнет позорное понятие "бедность работающих", пока на наших телеэкранах сериалы о рабочих династиях не сменят надоевшие криминальные саги. Помните Гошу – героя Баталова из фильма "Москва слезам не верит"? Это же то, что может стать героизацией человека труда.
Кстати, если уж говорить о телевидении, это яркий пример того, как порой те, кто призван формировать позитивные ценности и генерировать жизненные смыслы, сами теряют цель и смысл своей деятельности. Если главной сутью существования ТВ – мощнейшего генератора смыслов и ценностей – становятся какие-то формальные рейтинги, а не воспитание народа, то, понятно, что работает эта машина не в интересах добра и общественной пользы. Тут уж своё слово должно говорить само общество, в том числе и через создание общественных советов на ТВ, о необходимости которых я уже многократно высказывался.
Предчувствую возможные упрёки в том, что я, мол, упрощаю свои рассуждения о смысле жизни, слишком заземляю великую философскую проблему. Да, упрощаю и заземляю. Причём сознательно. Хотя вообще-то я сам по одному из своих высших образований философ. И, честно признаюсь, люблю, когда на это есть время, поблуждать в интеллектуальных лабиринтах, как это делают многие посетители тех интернет-форумов, о которых я упоминал в начале. Кто лучше и точнее определил смысл жизни: Сократ с его стремлением к счастью и добродетельной жизни? Платон со своими заботами о душе? Диоген, превозносивший внутреннюю свободу и презрение к жизни? Кто ближе подошёл к искомой грани – Блаженный Августин, Фома Аквинский, Кант, Фейербах? Или, может, наши русские "искатели смыслов" – Бердяев, Франк, Трубецкой? Всё это страшно интересно и захватывает дух.
Но сейчас я всё-таки предпочитаю выступать не как философ, а как политик. Надо различать: есть великая философская проблема смысла человеческого существования и есть конкретная социально-политическая проблема: как наполнить реальными смыслами жизнь тех людей, которые живут рядом с нами сегодня, наших соотечественников, наших сограждан. Это взаимосвязанные проблемы, но всё же второе, на мой взгляд, для нынешней России гораздо актуальнее, чем отвлечённые дискуссии.
Кстати, в том же Интернете, на одном из уже упомянутых форумов, я обнаружил интересный опрос о том, как понимают смысл жизни простые россияне. Судя по нему, почти четверть опрошенных видят смысл жизни в саморазвитии, стремлении принести пользу близким и обществу. Это неплохо. Есть те, для кого смысл жизни в движении к Богу, есть, для кого важнее всего – занять достойное место в обществе. Расстроило, что семейные ценности в качестве жизненного приоритета увидели только 4,9 процента. А вот с формулировкой "Смысл жизни – любимая работа" согласилось вообще 0,5 процента. Это удручает. Как и то, что довольно много – более 11 процентов – вообще не видят в жизни никакого смысла.
Конечно, интернет-опрос – дело весьма условное, выборка тут явно нерепрезентативная. Боюсь, что в реальной, а не интернетской жизни число разочарованных бессмысленностью своего существования может оказаться, увы, ещё больше. Многим из этих разочарованных тот же Интернет просто недоступен. Поэтому первый вывод такой: нам очень нужны серьёзные социологические исследования жизненных приоритетов россиян, понимания ими смысла своего бытия. С этой точки зрения социологи почему-то редко исследуют нашу действительность.
Второе – надо, безусловно, всячески поддерживать общественные дискуссии и о смысле жизни в России, и о национальной идее, которая бы объединяла общество и задавала людям жизненные ориентиры, по другим основополагающим вопросам нашего бытия. Многое тут могут и должны сделать наша интеллигенция, наши СМИ, то же телевидение. Ну а пример должны, на мой взгляд, показать политики. Хотя бы тем, чтобы добавить смысла и полезности в свою собственную деятельность, в законы, которые мы принимаем, в партийные программы и дела.
Не берусь судить за других, но мы в "Справедливой России" серьёзно думаем над этим. И отнюдь неслучайно в наших программных документах чётко записано, что "социальная справедливость и благополучие граждан – это цель смысл деятельности партии".
Для кого-то это звучит просто как политический лозунг или декларация. Но убеждён, что для многих моих единомышленников идея справедливости и идеология "нового социализма" в целом – это уже не просто политика, а жизненное кредо, тот самый высокий смысл, который вдохновляет и наполняет тебя, ради служения которому пойдёшь на любые трудности и испытания. Для меня лично это, безусловно, так.