Подводя итоги работы Совета Федерации за 15 лет, можно суверенностью заявить, что палата российского Парламента доказала свою необходимость в структуре государственной власти России. В любых, даже кризисных ситуациях Совет Федерации являлся институтом интеграции и консолидации регионов, демонстрировал взвешенность, стабильность и ответственность при принятии важнейших государственных решений. Развернутая программа совершенствования российской политической системы, которую предложил в своем Послании Президент России Д. Медведев, включает уточнение порядка формирования Совета Федерации. "Совет Федерации, - отметил Президент страны, - должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации... В результате в Совете Федерации будут работать граждане, прошедшие процедуру публичного избрания, имеющие опыт работы с избирателями и представляющие не только органы власти субъекта Федерации, но и, самое главное, непосредственно его население".
Новый этап социальной стратегии
Надо сказать, что Послание Президента Федеральному Собранию на 2008 год и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года открывают принципиально новый этап социального развития нашей страны.
В тяжелые 90-е годы прошлого века Совет Федерации уделял большое внимание вопросам социальной защиты граждан. Во многом благодаря его четкой позиции стала выправляться ситуация с ликвидацией задолженности по заработной плате, пенсиям, детским пособиям.
Принципиально важно, что во главу угла Послания на 2008 год поставлена реализация статьи 7 Конституции Российской Федерации о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан России.
Надо сказать, что слово "ценности" встречается в тексте Послания едва ли не чаще всех других слов, и примечательно, что первой среди ценностей названа справедливость. Причем речь идет о справедливости, реализуемой как социальные гарантии, требующей преодоления бедности и коррупции.
История подтверждает правоту И. Канта, говорившего, что "когда справедливость исчезнет, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей". Полагаю, что последовательное проведение принципа справедливости является главным условием консолидации общества в условиях, когда мировой финансовый кризис станет серьезным испытанием прочности социально-экономической системы современной России.
Реализация на практике потенциала конституционной нормы о Российской Федерации как социальном государстве, законодательное обеспечение создания условий для достойной жизни и свободного развития человека являются главнейшим приоритетом Совета Федерации.
Членами Совета Федерации подготовлен проект Федерального закона "Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации". Его цель - создание эффективного правового механизма реализации предпринимаемых государством экономических и социальных мер в интересах семьи.
Форсированный общегосударственный курс на укрепление российской семьи, повышение рождаемости, сокращение числа детей в государственных интернатных учреждениях и развитие института замещающих семей начался в России только в последние годы.
В значительной степени это связано с мерами, предусмотренными Посланием Президента Федеральному Собранию на 2006 год. Все эти меры получили своевременное законодательное обеспечение.
Посланием на 2006 год было предложено, в частности, "совместно с субъектами Федерации разработать программу по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", существенно увеличить заработную плату приемным родителям, установить единовременное пособие при усыновлении ребенка, равное пособию, выдаваемому при рождении ребенка, увеличить пособие на детей, находящихся под опекой (на попечительстве).
Позитивную роль в улучшении экономического положения семей с детьми и в некотором повышении рождаемости сыграло существенное увеличение размеров ряда пособий на детей, предусмотренное Посланием на 2006 год и введенное 1 января 2007 года.
В их числе пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Причем пособие по уходу за ребенком впервые стало выплачиваться неработающим женщинам. Впервые введены также "материнский капитал", "родовые сертификаты", частичная компенсация родительской платы за детские дошкольные учреждения. Все эти меры направлены на стимулирование рождения детей, смягчение падения уровня жизни семьи в результате появления ребенка.
Семья - основа государства
Повышению внимания общества и государства к проблемам российских семей способствовало также проведение в 2008 году Года семьи в Российской Федерации.
Это стало важным шагом в реализации долгосрочной государственной политики, направленной на улучшение демографической ситуации, укрепление института семьи, возрождение в обществе семейных ценностей и традиций.
По сути, Год семьи выдвинул все семейные проблемы в самый центр государственной и общественной жизни.
3 июня 2008 года в Совете Федерации были проведены парламентские слушания на тему "Гармоничное развитие семьи - залог процветания общества". Обсуждались вопросы совершенствования семейного законодательства России, реализации государственных мер по поддержке российских семей. По итогам слушаний были подготовлены рекомендации, а также разработан ряд законопроектов.
Надо сказать, что проблемы укрепления семьи, повышения рождаемости, снижения смертности пока еще очень далеки от своего решения.
Пора переходить от отдельных мер к продуманной стратегии государственной семейной политики. Для этого нам нужно разработать Концепцию государственной семейной политики до 2025 года и федеральную целевую программу о неотложных мерах государственной семейной и демографической политики на 2010-2012 годы.
Надо привести наше социальное законодательство в соответствие с принципами и нормами международного права. Следует ускорить ратификацию Европейской социальной хартии и Конвенции ООН о правах инвалидов.
Платить - по труду
Труд российского человека - один из самых дешевых в мире. Его эксплуатация служит источником огромных сверхприбылей. Сейчас популярен тезис о том, что заработная плата у нас растет быстро, а производительность труда - медленно. Но производительность труда зависит от уровня развития средств труда: машин, оборудования, от степени инновационности экономики. Добросовестные работники должны получать адекватную заработную плату - как минимум в 3 раза больше, чем сейчас.
Для того чтобы обеспечить достойную жизнь каждого гражданина, нужно законодательство о социальных стандартах. Они являются важнейшим инструментом обеспечения гарантированных Конституцией страны социальных прав граждан.
Назрело введение повременной оплаты труда - как в развитых странах. Час работы не может стоить менее фиксированной суммы. При этом должны быть введены три основных коэффициента - региональный, отраслевой и квалификационный.
Правительством России предложены серьезные изменения пенсионной системы, что совершенно правильно. Намечается с 2010 года ввести в действие новую пенсионную систему, которая должна дать возможность к 2011 году увеличить средние пенсии до двух прожиточных минимумов пенсионера, к 2016-му - до двух с половиной, к 2020-му - до трех. Будут созданы условия для получения трудовой пенсии по старости на уровне 40 процентов утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы.
Считаю, что этого все же недостаточно. Нужно увеличить расходы государства на пенсионное обеспечение с нынешних 5 до 10 процентов ВВП. Средняя пенсия в ближайшие годы должна достичь 50 процентов и в перспективе составить не менее 70-80 процентов от заработной платы.
Государство не только через законы, но и через правоприменительную практику должно гарантировать людям возможность нормально трудоустроиться везде. У нас переизбыток тех или иных специалистов в Москве, а в Сибири и на Дальнем Востоке - дефицит. Но народ не торопится туда ехать. Одна из причин - жилищная проблема. Если люди смогут получить там жилье, то они с большей охотой поедут в отдаленные регионы.
Мы бы совершили настоящую революцию на рынке труда, если бы ввели норму о том, что государство должно строить социальное жилье в массовом порядке на всей территории страны и сдавать его по найму нуждающимся, причем по цене в несколько раз ниже, чем рыночная.
В здоровом теле - здоровый дух
Считаю важнейшими социальными отраслями, от успешного развития которых в первую очередь зависит будущее страны, развитие человеческого капитала, - здравоохранение и образование.
Можно оценить ситуацию в сфере здравоохранения сегодня как неудовлетворительную. Важнейшая задача государства - обеспечить конституционное право любого гражданина Российской Федерации на получение бесплатной и качественной медицинской помощи в том регионе, населенном пункте, где он живет.
Врачам и медицинскому персоналу надо не просто кардинально повышать зарплату, но и переводить, наряду с учителями и другими бюджетниками, в категорию государственных служащих.
Необходимо вернуться к одноканальному бюджетному финансированию, провести ревизию системы дополнительного лекарственного обеспечения. Советом Федерации подготовлен ряд предложений по оптимизации системы оказания медицинской помощи. Что касается детей, то Совет Федерации выступает за полное и бесплатное лечение детей за счет средств федерального бюджета.
Российская система образования, бывшая когда-то лучшей, сегодня, по оценкам Президента России, сдала свои позиции. Поставлена задача возрождения системы образования, так как она формирует личность и образ жизни всего народа, транслирует ценности народа из поколения в поколение. Акцент в Послании на 2008 год сделан на школьном образовании.
Вопросы образования находятся под постоянным контролем в Совете Федерации. 20 ноября 2008 года в Совете Федерации проведено совещание по итогам эксперимента по введению Единого государственного экзамена. Подготовлены аргументированные предложения по корректировке системы ЕГЭ.
Самого серьезного внимания требует молодежная политика.
Члены Совета Федерации неоднократно выступали с предложением о создании федерального органа по делам молодежи. В 2008 году наконец было создано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Жизненно необходим федеральный закон о государственной молодежной политике. Сегодня это важнейшая задача. Проведение Года молодежи в 2009 году должно придать новый импульс законотворческой работе в этом направлении.
Молодежная парламентская ассамблея, созданная при Совете Федерации в 2004 году, позволила наиболее активным, инициативным, творчески мыслящим молодым гражданам из всех регионов России принять непосредственное участие в становлении и развитии законодательства нашей страны.
Возросшее внимание со стороны государства к проблемам физической культуры и спорта, предстоящая Олимпиада 2014 года в городе Сочи предопределили создание новой Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения.
Хочу отметить большую и плодотворную работу членов Совета Федерации в ходе подготовки новой редакции Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и целого пакета федеральных законов по обеспечению и организации проведения Олимпиады 2014 года в городе Сочи.
В этом направлении еще многое предстоит сделать. Для этого создана Временная комиссия Совета Федерации по вопросам подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в Сочи.
Политическая воля и социальный оптимизм
Значительное место в деятельности Совета Федерации отведено вопросам культуры. В 2007 году создана постоянная Комиссия Совета Федерации по культуре. Важным моментом стало запланированное на ближайшие годы значительное увеличение финансирования российской культуры. Эти деньги должны пойти на гранты творческим коллективам, на реставрацию музеев, театров, библиотек и других объектов, на строительство новых зданий и сооружений в этой сфере, на проведение культурных мероприятий. Активно действует Совет по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации. Он занимается решением проблем отечественной культуры и вопросами культурной политики.
Советом Федерации неоднократно проводились парламентские слушания по вопросам культуры с участием ведущих деятелей культуры и искусства. Обсуждались актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения внебюджетных источников финансирования культуры, сохранения и развития отечественного театрального искусства России, охраны музеев-заповедников, пути и проблемы сохранения культурно-художественного наследия России.
С 2004 года Советом Федерации готовятся ежегодные доклады "О состоянии законодательства в Российской Федерации".
Важную роль в них играют специальные разделы, посвященные вопросам социального развития страны, обеспечения прав человека в социальной и культурной сферах.
Президент России поставил перед Советом Федерации задачу играть значительно большую роль, чем сейчас, в качестве координатора законодательной деятельности представительных органов власти территорий.
Уверен, что у нашего общества есть все основания для социального оптимизма. У нас есть и необходимая политическая воля. Высшие руководители страны исходят из того, что наша общая цель не только сохранить достигнутые социальные стандарты жизни граждан, но и обеспечить условия для их дальнейшего роста.
Совет Федерации, отмечающий в эти дни свое 15-летие, приложит все силы для законодательного обеспечения социальной политики, ориентированной на развитие России в качестве социального государства, повышение уровня и качества жизни граждан.