По сути, единственное, в чем я не могу согласиться с Михаилом Задорновым, прочитав его отповедь единому госэкзамену, так это в том, что введение ЕГЭ есть результат предательства, оплаченного в твердой валюте. Думаю, не в предательстве дело. Дело в обыкновенной дури, которая уже не один век вдохновляет российских сатириков. Задолго до даллесов и даже до образования Соединенных Штатов.
И, увы, несмотря на все сатирические усилия, дури этой меньше не становится. А дурь опаснее любого предательства, любого Даллеса с его поучениями. От нее невозможно закрыть границы, с ней не справится ни пограничник, ни контрразведчик, ни таможенник. Потому что она наша, своя, доморощенная.
Не могу поверить, что в каком-то особом антироссийском подрывном центре придумывали концентрированное выражение этой дури – сами вопросы тестов. Образчики этих вопросов, которые приводит М. Задорнов, может быть, и хороши для выявления чувства юмора. Но, когда их всерьез предлагают для оценки интеллектуальных способностей выпускников школ, впору говорить не о предательстве, а о диагнозе.
Этот диагноз нашей образовательной системе Михаил Николаевич в своем страстном слове хоть и мимоходом, но поставил: чиновничья страсть к унификации всего на свете. Добавил бы сюда еще одну, не меньшую страсть – страсть ко всевозможным «палочкам-выручалочкам», с помощью которых можно якобы справиться с любым делом.
Эти две страсти не существуют одна без другой.
Ведь в чем стоит главная задача чиновника? Правильно отчитаться. А отчитываться тем легче, чем меньше критериев, чем меньше показателей. В идеале это должен быть только один показатель (не отсюда ли само это название – «единый госэкзамен»?). И этот показатель должен демонстрировать чудодейственность единственного средства, избранного чиновниками в качестве палочки-выручалочки для разрешения сложного комплекса проблем. А как уж они, эти проблемы, разрешаются на самом деле, дальше, после отчетов, никого не интересует.
Все это не новость. Во время оно, которое еще хорошо помнит старшее поколение, подобным методом, с помощью одной палочки-выручалочки и громоподобных отчетов о ее использовании, пытались решить продовольственную проблему. Чудодейственным средством выступала кукуруза, уж точно не виноватая в том, что ее заставляли сеять чуть ли не в Приполярье. Отчеты об этих посевах не могли не впечатлять. Вот только крестьяне, которым потом, после отчетов, приходилось запахивать худосочные всходы, до сих пор недобрым словом вспоминают эту авантюру.
Но дурные семена ЕГЭ, которые образовательное ведомство разбрасывает столь щедро и безоглядно, так просто не запашешь. Они взрастут бескультурьем, невежеством, ограниченностью новых поколений. Это только по отчетам Министерства образования и науки все будет замечательно. А вот у науки в России с таким образованием будущего уже не будет. Значит, не будет будущего и у страны. Потому что Россия, если она хочет сохранить свое место в мире, не может позволить себе не иметь собственной науки. Или опять будем немцев завозить, чтобы помогали строить инновационную экономику?
Что же делать?
Ведь сколько уже было сказано слов об опасности ЕГЭ. Как будто все в пустоту. Впрочем, неудивительно. Дурь – она на то и дурь, что коль «втемяшится в башку какая блажь – колом ее оттудова не выбьешь».
Это именно блажь, потому что никаких рациональных доводов в пользу ЕГЭ общественности, несмотря на многолетний эксперимент, так и не было представлено, по крайней мере я их не встречал, хотя слежу за ситуацией очень внимательно. А поскольку нет рациональных доводов «за», то и рациональные возражения с порога отвергаются, ведь ответить-то нечего.
Похоже, прав сатирик, остается только одно – смех. Благо поводов для смеха, пусть и горького смеха, теория и практика ЕГЭ дают в избытке.
Может быть, действительно, надо просто рассмеяться во весь голос. Так, чтобы всем легче было расстаться с этой блажью как с наваждением.