МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Создание законодательной базы

23 февраля 2010

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТОВ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ В ЕЖЕГОДНЫХ ПОСЛАНИЯХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВ 2009 году проведено 23 заседания Совета Федерации, на которых рассмотрены и одобрены 9 федеральных конституционных законов, 393 федеральных закона, в том числе 55 федеральных законов о ратификации международных договоров и соглашений Российской Федерации с другими государствами и международными организациями. 7 федеральных законов отклонены Советом Федерации, 1 – Президентом Российской Федерации.

В СООТВЕТСТВИИ с Конституцией Российской Федерации Совет Федерации основное внимание в своей деятельности в минувшем году уделял законодательной работе. Главным направлением в работе палаты являлось создание законодательной базы для реализации приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации, определенных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

На своих заседаниях Совет Федерации одобрил следующие федеральные конституционные законы: «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (об осуществлении полномочий председателя арбитражного суда в его отсутствие); «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (об изменении процедуры назначения Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителей); «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» (о приостановлении военной службы судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации); «О внесении изменения в статью 4 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации»; «О Дисциплинарном судебном присутствии» (о порядке создания и об определении полномочий и процедуры деятельности Дисциплинарного судебного присутствия как специализированного судебного органа, уполномоченного на принятие окончательных решений по жалобам (обращениям) на решения органов судейского сообщества о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков); «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статьи 4 и 15 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» (в связи с созданием Дисциплинарного судебного присутствия в качестве специализи-

рованного судебного органа, уполномоченного на принятие окончательных решений по жалобам (обращениям) на решения органов судейского сообщества о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков); «О внесении изменения в статью 27 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» (об уточнении порядка подбора кандидатов на должности судей военных судов); «О внесении изменения в статью 32 Федерального конституционного закона «О судебносистеме Российской Федерации (об исключении нормы, предусматривающей возможность присвоения работникам аппарата суда в военных судах воинских званий); «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» (в части военных судов Российской Федерации и окружного (флотского) военного суда и подсудности их дел).

Большое внимание Совет Федерации уделял рассмотрению федеральных законов, направленных на преодоление последствий мирового финансового кризиса, в том числе одобрены такие законы, как: «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об уточнении норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельных федеральных законов для обеспечения сбалансированности федерального бюджета условиях финансового кризиса); «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования налогообложения финансовых инструментов срочных сделок); «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и Федеральный закон «Об инвестировании средстдля финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (о расширении возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда); «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (в части уточнения полномочий Банка России); «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан»; «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (в части своевременной реализации мер по поддержке финансового рынка, рынка труда, отраслей экономики и социальному обеспечению населения); «О приостановлении действия отдельных положений статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части установления ставок акцизов на подакцизные товары на 2010–2012 годы и новых ставок по транспортному налогу); «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, капитальному ремонту, а также оказанию коммунальных услуг); «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций»; «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (о гарантиях безработным гражданам, работавшим у индивидуальных предпринимателей); «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» (в части уточнения условий пользования кредитами) и другие.

Советом Федерации одобрен целый ряд федеральных законов, имеющих важное общественно-политическое и социальноэкономическое значение, в том числе: «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий»; «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части расширения контрольных функций представительного органа муниципального образования); «О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (об уточнении положений избирательного законодательства в части установления на всей территории Российской Федерации единого минимального возраста (18 лет), по достижении которого гражданин Российской Федерации может быть избран депутатом представительного органа муниципального образования); «О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 261 Федерального закона «О политических партиях» (в части уточнения процедуры рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»; «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (в части приостановления полномочий судьи); «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о дисциплинарной ответственности судей» (в связи с созданием Дисциплинарного судебного присутствия в качестве специализированного судебного органа, уполномоченного на принятие окончательных решений по жалобам (обращениям) на решения органов судейского сообщества о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков); «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороне» (об оперативном использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации); «О навигационной деятельности»; «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (о введении механизма автоматической корректировки (перерасчета) страховой части трудовой пенсии); «Об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2009 году»; «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (о введении особого порядка вынесения судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве); «О кредитной кооперации»; «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (о введении страховых взносов на конкретные виды социального страхования и об отношениях, возникающих в процессе осуществления их уплаты в государственные внебюджетные фонды, в связи с отменой с 1 января 2010 года единого социального налога); «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (в части правового обеспечения установленных Гражданским кодексом Российской Федерации возможностей для учреждений науки и образования быть участником и учредителем хозяйственных обществ, занимающихся практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям); «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»; «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; «О внесении изменений в статью 43 Федераль- ного закона «О прокуратуре Российской Федерации» (об увеличении предельного возраста нахождения на службе прокурорских работников); «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»; «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»; «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (в части обеспечения жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий); «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в части установления 10-летней продолжительности срока действия заграничных паспортов Российской Федерации, содержащих электронные носители информации); «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» (в части продления сроков приобретения земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости по ценам, устанавливаемым субъектами Российской Федерации, и также сроков переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками); «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (в части расширения возможностей использования международных документов в области технического регулирования и предоставления полномочий по принятию технических регламентов федеральному органу исполнительной власти); «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и другие.

Проведено 11 заседаний согласительных комиссий по 7 федеральным законам, отклоненным Советом Федерации. Разногласия по данным законам преодолены, они подписаны Президентом Российской Федерации и опубликованы. В работе согласительных комиссий приняли участие 34 члена Совета Федерации.

В порядке законодательной инициативы Совет Федерации внес в Государственную Думу 5 законопроектов, в том числе 4 рассмотрены Советом Государственной Думы: «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (о возможности продления и установления более продолжительных сроков действия разрешительных документов на право пребывания в Российской Федерации, а также для осуществления в Российской Федерации трудовой деятельности в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, владеющих русским языком на уровне, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки); «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления порядка приема в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования); «О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации, в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и в статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в части предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в безвозмездное срочное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока и их общинам); «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и статью 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»; один законопроект стал федеральным законом – «О внесении изменений в статью 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (об увеличении предельного возраста нахождения на службе прокурорских работников).

На 260-м заседании принято постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о внесении в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

Члены Совета Федерации (в том числе и совместно с другими субъектами права законодательной инициативы) внесли в Государственную Думу 138 законопроектов, из них по 53 завершена процедура рассмотрения по различным основаниям, 85 находятся на разных стадиях рассмотрения, в том числе 16 направлены Председателем Государственной Думы в профильные комитеты для подготовки их к рассмотрению на Совете Государственной Думы, 58 рассмотрены Советом Государственной Думы, 8 законопроектов приняты Государственной Думой в первом чтении, 3 закона одобрены Советом Федерации и направлены Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Советом Федерации одобрен в качестве консолидированной законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 7.22 и 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разработанный совместно Советом Федерации и Государственной Думой Томской области. На 261-м заседании принято постановление о его внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

На 260-м заседании Совет Федерации, рассмотрев обращения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга об изменении границы города федерального значения Санкт-Петербурга, согласованном с Правительством Российской Федерации, в соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации и главой 181 Регламента Совета Федерации утвердил изменение границы города федерального значения Санкт-Петербурга.

Принято постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Об оперативном использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».

Выполняя свои конституционные полномочия, Совет Федерации назначил на должность заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 5 судей Верховного Суда Российской Федерации, 6 судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; утвердил члена Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках реализации Федерального закона от 27 декабря 2005 года № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» Совет Федерации поддержал предложение Государственной Думы о создании парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года. Принято постановление «О возбуждении парламентского расследования обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года», которым утвержден состав части указанной парламентской комиссии от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в количестве 8 человек. На 261-м заседании утвержден итоговый доклад парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года.

На 241-м заседании Председатель Совета Федерации С.М. Миронов выступил с докладом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации». Доклад содержит комплексную характеристику тенденций развития законодательства и правоприменительной практики, а также результатов законодательной и правоприменительной деятельности в прошедшем году. В нем определяются задачи и действия, направленные на повышение качества законодательства, совершенствование правоприменительной практики.

На заседаниях палаты приняты: Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поддержке антикризисных мер Правительства Российской Федерации; Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с принятием Парламентом Японии поправок к Закону о специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий; Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с 70-летием начала Второй мировой войны.

В рамках «правительственного часа» на заседаниях Совета Федерации заслушана и принята к сведению информация Правительства Российской Федерации по 20 вопросам: «О приоритетах внешней политики Российской Федерации на современном этапе»; «О ходе реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу»; «Современное состояние и перспективы развития информационно-коммуникационных технологий»; «О первоочередных мерах по снижению напряженности на рынке труда»; «О мерах по развитию инновационного образования в Российской Федерации»; «О мерах по сохранению историко-культурного наследия народов Российской Федерации»; «Проблемы администрирования региональных и местных налогов»; «О реализации транспортной стратегии России до 2030 года»; «О системных мерах по противодействию коррупции и обеспечению эффективного взаимодействия государства и общества»; «О балансе внутренней и внешней трудовой миграции и путях его обеспечения»; «О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по преодолению диспропорций в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации»; «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации в 2009 году (в связи с проведением в 2009 году Года молодежи в Российской Федерации)»; «О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы и осуществлении антикризисных мер в агропромышленном комплексе»; «О мерах Правительства Российской Федерации по подготовке к проведению саммита АТЭС в 2012 году в городе Владивостоке»; «О состоянии работы по противодействию коррупции в органах внутренних дел и о мерах, принимаемых МВД России по формированию в обществе высокого уровня доверия к сотрудникам органов внутренних дел»; «О состоянии и мерах по улучшению экологической безопасности Российской Федерации»; «О работе электроэнергетики в зимних условиях»; «О государственном регулировании цен и тарифов в 2009 году и на период до 2011 года в Российской Федерации»; «О состоянии и перспективах развития речного и морского транспорта»; «Итоги реализации мер по улучшению ситуации на рынке труда в 2009 году и программа действий федеральной власти на 2010 год».

Перед членами Совета Федерации выступили: Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов; Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуков; федеральные министры А.А. Авдеев, В.Ф. Басаргин, Т.А. Голикова, А.В. Коновалов, С.В. Лавров, И.Е. Левитин, В.Л. Мутко, Р.Г. Нургалиев, Е.Б. Скрынник, Ю.П. Трутнев, А.А. Фурсенко, В.Б. Христенко, С.И. Шматко, И.О. Щеголев, другие руководители федеральных органов исполнительной власти.

На заседаниях палаты с докладом о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации в 2008 году и о проделанной работе по их укреплению выступил Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка, Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин представил отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2008 году.

Члены Совета Федерации заслушали информацию Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева о работе судов общей юрисдикции и необходимых мерах по совершенствованию законодательства Российской Федерации, доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина за 2008 год.

12 ноября в Кремле члены Совета Федерации приняли участие в совместном заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации для заслушивания Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

В деятельности Совета Федерации важная роль принадлежит Совету палаты. Проведено 23 заседания Совета палаты, на которых рассмотрено более 200 вопросов, в числе которых: законодательные инициативы Совета Федерации; вопросы финансирования разработки проектов федеральных законов и научно-исследовательской деятельности; проекты планов мероприятий и мониторинга правового пространства и правоприменительной практики, проводимых Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, на осеннюю сессию 2009 года и на весеннюю сессию 2010 года; вопросы внесения изменений в План мероприятий и мониторинга правового пространства и правоприменительной практики, проводимых Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, на весеннюю и осеннюю сессии 2009 года; вопросы межпарламентского сотрудничества, подготовки и проведения заседаний Совета Федерации, парламентских слушаний, «круглых столов» и многие другие. Принято Заявление Совета палаты Совета Федерации и Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с принятием Парламентской ассамблеей ОБСЕ резолюции «Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в ХХI веке». Утверждены основные принципы формирования Плана межпарламентского сотрудничества Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на 2010 год.

В заседаниях Совета палаты постоянно принимали участие полномочные представители Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Совете Федерации.

17 февраля и 5 ноября в Кремле состоялись встречи Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с членами Совета палаты во главе с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Мироновым.

Для выработки консолидированной позиции Совета Федерации и более качественной проработки законопроектов на ранних стадиях их прохождения в Государственной Думе проведено 20 координационных совещаний Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации с председателями комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, на которых вырабатывались конкретные позиции Совета Федерации по более чем 990 законопроектам, рассмотренным Советом Государственной Думы, и почти по 350 законопроектам, принятым Государственной Думой в первом чтении.

В ходе координационных совещаний обсуждались вопросы подготовки и проведения заседаний Совета Федерации, участия в совместной с федеральными органами исполнительной власти работе над законопроектами, предусмотренными Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2009 год, прохождения в Федеральном Собрании Российской Федерации законодательных инициатив Совета Федерации, членов Совета Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обсуждались отдельные законопроекты, имеющие важное общественно-политическое и социально-экономическое значение.

В целях формирования собственной позиции по стратегическим вопросам государственно-правового и социально-экономического развития России, требующим законодательного регулирования, Советом Федерации активно использовались такие формы работы, как парламентские слушания и «круглые столы».

Проведено 24 парламентских слушания: «О необходимости внесения изменений в законодательство о естественных монополиях»; «Практика применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; «О перспективах развития детского общественного движения в Российской Федерации»; «О развитии института общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации»; «О ходе реализации Федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»; «О концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года»; «Судебная система Российской Федерации: вопросы исполнения судебных актов»; «Совершенствование законодательства в области привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации»; «Проблемы становления национальной инновационной системы: нормативно-правовые аспекты»; «Корпоративная социальная ответственность в период кризиса: вызовы, опыт, перспективы»; «О мерах по совершенствованию системы социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в Арктической зоне Российской Федерации, и об их законодательном обеспечении»; «О ходе подготовки российских спортсменов к XXI Олимпийским зимним играм и X Паралимпийским зимним играм 2010 года в Ванкувере»; «Создание эффективной системы начального и среднего профессионального образования в Российской Федерации: законодательный аспект»; «О ходе реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения); «Состояние и актуальные проблемы совершенствования законодательства в сфере науки и научно-технической деятельности»; «О проекте федерального закона «О радиочастотном спектре в Российской Федерации»; «О стратегии развития геологической отрасли на период до 2030 года»; «Активизация межпарламентского сотрудничества по вопросам обеспечения жизнедеятельности человека в Арктике»; «Вопросы развития системы художественного образования»; «О предупреждении банкротства банков в целях укрепления стабильности банковской системы»; «Противодействие распространению наркотиков: новые вызовы и угрозы национальной безопасности России»; «Модернизация экономики как основная антикризисная мера: парламентский и финансовый контроль»; «Экономика и этика в период кризиса»; «Проблемы нормативно-правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления».

Проведено более 70 заседаний «круглых столов» на актуальные темы, в том числе: «Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами»; «О мерах государственной поддержки угольной отрасли России»; «О создании системы подготовки специалистов с высшим образованием для инновационного развития Севера и Арктики Российской Федерации»; «Законодательство Российской Федерации о выборах: состояние, проблемы и направления совершенствования»; «Управление долгом и финансовым резервом Российской Федерации в условиях бюджетного дефицита»; «О правовом обеспечении развития авиационного транспорта и государственных мерах по повышению его доступности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; «Какие лекарства нужны России в условиях кризиса?»; «Оптимизация процесса разграничения полномочий между уровнями публичной власти: опыт и перспективы законодательного обеспечения»; «Строительство муниципального жилищного фонда с применением низкозатратных строительных технологий в условиях финансово-экономического кризиса»; «Актуальные вопросы правового регулирования порядка преобразования муниципальных образований»; «Государственные корпорации: проблемы становления и перспективы развития (финансовое обеспечение и нормативно-правовое регулирование)»; «Национальные интересы Российской Федерации на архипелаге Шпицберген»; «Деятельность молодежных парламентов и молодежных правительств в субъектах Российской Федерации: анализ опыта, проблемы и перспективы»; «Законодательное обеспечение функционирования и развития магистрального трубопроводного транспорта»; «Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития: правовые основы и правоприменительная практика»; «Применение системы ГЛОНАСС в экономике Российской Федерации»; «О результатах реализации Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена»; «Проблемы управления земельными ресурсами на территориях муниципальных образований»; «Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации в условиях экономического кризиса, проблемы и перспективы законодательного регулирования их деятельности»; «Проблемы законодательного обеспечения борьбы с лесными пожарами»; «Развитие межрегионального сотрудничества: проблемы и перспективы»; «Особенности судебной практики по вопросам, связанным с финансово-экономическими основами местного самоуправления»; «Привлечение внутренних долгосрочных инвесторов на российский рынок ценных бумаг: проблемы и меры по стимулированию»; «Перспективные механизмы обеспечения устойчивого развития и социальной ответственности компаний»; «О взаимодействии институтов ражданского общества и Общероссийского конгресса муниципальных образований по вопросам становления советов муниципальных образований в субъектах Российской Федерации»; «Наркотики и терроризм: мировая угроза»; «Финансирование Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях проведения военной реформы»; «Опыт антикризисного управления субъектов Российской Федерации»; «Общеевропейское парламентское сотрудничество: тенденции и перспективы»; «Реализация Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года» и другие.

Под эгидой Совета Федерации 14–15 мая в Санкт-Петербурге прошел второй Невский международный экологический конгресс. Основная тема дискуссии – «Энергетика и экологическая безопасность среды обитания в условиях глобального экономического кризиса». В работе конгресса приняли участие более 1 тысячи человек из 35 стран, в том числе члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, руководители ряда федеральных органов исполнительной власти, представители Организации Объединенных Наций и других международных организаций, деловых кругов, образовательных и научно-исследовательских учреждений, средств массовой информации.

Совет Федерации подготовил и провел 8–10 июля в г. Улан-Удэ в рамках Байкальского экономического форума Международную экономическую конференцию на тему «Роль Сибири и Дальнего Востока в глобальном развитии». В ее мероприятиях приняли участие более 1 тысячи человек из 9 стран.

Совет Федерации провел ряд важных мероприятий, среди которых: седьмая Всероссийская научно-практическая конференция «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики»; седьмой Всероссийский энергетический форум «ТЭК России в XXI веке»; парламентский форум «Историко-культурное наследие России»; брифинг с военными атташе иностранных государств; семинар-совещание на тему «Единое молодежное информационное пространство - новый этап реализации молодежной политики Российской Федерации»; семинар - совещание по реализации на муниципальном уровне Национального плана противодействия коррупции; научно-практический семинар «Об актуальных проблемах обеспечения парламентской деятельности в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации»; научно-практическая конференция «Участие студенческих и молодежных организаций в контроле за качеством образования»; конференция «Отходоперерабатывающая индустрия как фактор обеспечения экологической безопасности Российской Федерации»; российско-польская конференция «Перспективы российско-польского сотрудничества: региональный аспект»; Парламентский день в рамках Международного авиационно-космического салона «МАКС-2009»; Второй международный образовательно-экологический форум «Олимпиада Сочи-2014: проблемы подготовки кадров и экологической безопасности»; Первая международная научная конференция «Нефтегазовый потенциал Арктики»; Всероссийская конференция «Обеспечение финансовой устойчивости местных бюджетов в современных условиях»; конференция «О законодательной поддержке внедрения новых наукоемких технологий в минерально-сырьевом комплексе (разведка, добыча, переработка)»; совещание на тему «Формирование отходоперерабатывающей индустрии в Российской Федерации: состояние, проблемы, правовое регулирование»; Пятый малый университетский форум «Российское перестроение: общество, политика, экономика» и другие.

Рекомендации, принятые по итогам проведенных мероприятий, содержащие конкретные предложения, направлены в адрес Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Члены Совета Федерации приняли активное участие в работе тринадцатого Петербургского международного экономического форума, а также в мероприятиях, посвященных 220-летию Таврического дворца.

Продолжают укрепляться связи Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Важная роль в этом принадлежит Совету по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совету законодателей).

В 2009 году проведено 3 заседания Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей).

13 марта в Кремле с участием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева прошло заседание Совета законодателей по вопросу «О законодательном обеспечении мероприятий по оздоровлению ситуации в экономике и социальной сфере, осуществляемых в субъектах Российской Федерации».

Заседание Совета законодателей, состоявшееся 9 ноября, было посвящено вопросу «О законодательном обеспечении развития инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации».

28 декабря в Совете Федерации с участием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева состоялось очередное заседание Совета законодателей по вопросу «О законодательном обеспечении реализации положений Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации».

Проведено 9 заседаний президиума Совета законодателей, на которых были обсуждены вопросы: «О задачах по организации выполнения решения Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей) от 13 марта 2009 года по вопросу «О законодательном обеспечении мероприятий по оздоровлению ситуации в экономике и социальной сфере, осуществляемых в субъектах Российской Федерации»; «О проекте федерального закона «Об оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынках», подготовленном в порядке законодательной инициативы Законодательным Собранием Краснодарского края»; «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», подготовленном в порядке законодательной инициативы Законодательным Собранием Республики Карелия»; «Законодательное обеспечение развития пенсионной системы в Российской Федерации»; «О задачах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации положений, содержащихся в выступлении Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на Международной конференции по глобальной безопасности в городе Ярославле»; «О ходе подготовки к заседанию Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей) 9 ноября 2009 года на тему «О законодательном обеспечении развития инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации»; «О задачах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года» и ряд других важных вопросов.

Одобренная 27 мая президиумом Совета законодателей Концепция совершенствования взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном  процессе (далее – Концепция) определяет основные задачи взаимодействия, его принципы и направления, выработку мер правового, организационного, информационного характера, способствующих наиболее полному учету мнений и опыта субъектов Российской Федерации при принятии федеральных законодательных актов. В целях реализации Концепции подписаны соглашения между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в федеральном законодательном процессе.

В Совете Федерации состоялись 3 заседания Комиссии Совета законодателей по проблемам Кавказа (Кавказской комиссии), 2 заседания Комиссии Совета законодателей по совершенствованию правового регулирования противодействия коррупции и 2 заседания Комиссии президиума Совета законодателей по проблемам межрегионального сотрудничества с зарубежными странами (Комиссии по международному региональному сотрудничеству).

В Совете Федерации проведены Дни Ленинградской области, Республики Бурятия, Московской области, Республики Северная Осетия – Алания, Камчатского края и Тверской области.

В Российском государственном социальном университете проведена презентация доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации».

Комитеты и комиссии Совета Федерации организовали и провели 11 выездных заседаний. В Краснодарском крае Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике провел заседание на тему «О совершенствовании взаимодействия Совета Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в условиях преодоления кризисных явлений», а в Красноярском крае – на тему «Роль федеральных бюджетных инвестиций в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации в условиях финансового кризиса» (совместно с Комитетом Совета Федерации по бюджету).

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству в Санкт-Петербурге в Конституционном Суде Российской Федерации провел заседание на тему «О состоянии конституционной законности в Российской Федерации». Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству в Дмитровском районе Московской области обсудила тему «Лесопарковые ландшафты на территориях городских и сельских поселений Российской Федерации», а в г.Новомосковске Тульской области – «Развитие строительной индустрии в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»: проблемы и пути решения». Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств в Калининградской области провел заседание на тему «О ходе выполнения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на примере Калининградской области». Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности в г. Смоленске провел заседание на тему «Состояние и проблемы нормативноправового регулирования таможенного контроля, противодействия нелегальной миграции и наркотрафику в субъектах Российской Федерации (на примере Смоленской области)», в Мытищинском районе Московской области – «О проблемах нормативно-правового регулирования военно-мемориальной работы в Российской Федерации», в Московском высшем военном командном училище (Военном институте) – «О ходе реформирования системы военного образования в Российской Федерации: организационно-правовой аспект». Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации в г. Сочи обсудила вопросы эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на финансирование города Сочи, в том числе связанных с обеспечением проведения XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Комиссия Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения и Комитет Совета Федерации по образованию и науке на совместном заседании в Центре образования № 1409 г. Москвы обсудили тему «Спорт в школе». Международная деятельность Совета Федерации велась в соответствии с утвержденным Советом палаты Планом межпарламентского сотрудничества Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на 2009 год, в соответствии с которым осуществлялось сотрудничество Совета Федерации с 22 международными парламентскими организациями. В январе в Лаосе прошла очередная 17-я сессия Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ). В апреле в Нидерландах и в октябре в Польше Председатель Совета Федерации принял участие в заседаниях Ассоциации европейских сенатов (АЕС), в ходе которых провел ряд двусторонних встреч с руководителями верхних палат европейских парламентов. В мае и декабре в Санкт-Петербурге были проведены мероприятия Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС) и Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ), в которых приняла участие делегация Совета Федерации во главе с Председателем Совета Федерации. В ходе этих мероприятий состоялся ряд двусторонних встреч Председателя Совета Федерации с руководителями парламентов стран СНГ.

Делегации Совета Федерации активно участвовали в работе Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ), Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ), Парламентской ассамблеи НАТО (ПА НАТО), Азиатской парламентской ассамблеи (АПА), в мероприятиях Межпарламентского союза (МПС), Комитета парламентского сотрудничества (КПС) «Россия – Евросоюз», Постоянного комитета Парламентской конференции Балтийского моря (ПКБМ), Постоянного комитета парламентариев Арктического региона (ПКПАР), Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (ПА ЧЭС), Европейской Ассамблеи по безопасности и обороне Ассамблеи Западноевропейского союза (ЕАБО АЗЕС), Конференции парламентариев Баренцева региона (КПБР). Официальные визиты Председателя Совета Федерации в зарубежные страны и прием делегаций, прибывших с официальными визитами в Российскую Федерацию, являются важнейшими мероприятиями в сфере двусторонних связей Совета Федерации. В январе был осуществлен официальный визит в Лаосскую Народно-Демократическую Республику, приуроченный к участию в 17-й сессии АТПФ. Состоялись официальные визиты делегаций Совета Федерации в Данию, Швецию, Австралию, Испанию, Корейскую Народно-Демократическую Республику, а также рабочие визиты Председателя Совета Федерации в Японию, Южно-Африканскую Республику, Нидерланды (участие в АЕС), Монголию (дважды, в том числе для участия в инаугурации Президента), Ливию (участие в заседании Африканского союза), Украину (участие в Международной парламентской конференции по вопросам европейской безопасности), Францию, США и Польшу (участие в АЕС).

По приглашению Совета Федерации Российскую Федерацию с официальными визитами посетили зарубежные парламентские делегации Вьетнама, Швейцарии, КНР, Саудовской Аравии, Италии, Индонезии, Турции, Австрии, Японии, Казахстана, Камбоджи и Афганистана. В Совете Федерации проведено 168 встреч с представителями иностранных государств.

Продолжалась активная работа членов Совета Федерации в ходе зарубежных поездок как в формате двусторонних связей с зарубежными парламентами, так и участия в мероприятиях международных парламентских организаций. Осуществлено 254 поездки членов Совета Федерации в 70 стран мира, из них 130 поездок – в рамках двустороннего сотрудничества и 124 – для участия в международных мероприятиях. Наибольшее количество визитов приходится на европейские государства – 133. В страны СНГ и Балтии было осуществлено 46 визитов, в государства Азии – 29, в Северную Америку – 12, в Латинскую Америку – 4, на Ближний Восток – 17, в Африку – 12, в Австралию – 1. В зарубежных поездках приняли участие 106 членов Совета Федерации.

Продолжилась работа межпарламентских комиссий. В Москве состоялись: восьмое заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Верховной Рады Украины (18 марта); третье заседание Парламентской группы по сотрудничеству между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Сенатом Республики Казахстан (27 октября). Заседания Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Национального Собрания Республики Армения прошли в Москве (26–28 марта) и в г. Ереване (8–11 ноября). Первое и второе заседания Межпарламентской комиссии по сотрудничеству между Федеральным Собранием Российской Федерации и Жогорку Кенешем Киргизской Республики прошли в Москве (27 апреля) и в г. ЧолпонАта (29 сентября). В г. Смоленске состоялось заседание Межпарламентской комиссии Совета едерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству (20 мая). В г. Сухум (8–10 июня) и Москве (18–20 ноября) прошли первое и второе заседания Комиссии по сотрудничеству между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия. Члены Комиссии по сотрудничеству между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Парламентом Республики Южная Осетия (РЮО) выезжали в г. Цхинвал для наблюдения за парламентскими выборами (31 мая), а совместная делегация Комиссии по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с Парламентом Республики Южная Осетия и Комитета Совета Федерации по международным делам находилась в Республике Южная Осетия (29 ноября – 1 декабря) по приглашению Парламента РЮО (был подписан Регламент Комиссии по сотрудничеству Совета Федерации с Парламентом Республики Южная Осетия). В г. Баку (21–23 декабря) проведено заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. В апреле было подписано Соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Национальным Собранием Социалистической Республики Вьетнам.

Большое внимание уделял Совет Федерации работе с обращениями граждан, средствами массовой информации (СМИ). В указанный период в Приемную Совета Федерации поступило свыше 17 тысяч письменных и устных обращений граждан Российской Федерации. Все заявления, жалобы и отклики рассмотрены, значительная часть предложений граждан учтена в законотворческой деятельности. Более 6 тысяч обращений граждан направлены в органы государственной власти и органы местного самоуправления для принятия соответствующих мер.

Члены Совета Федерации активно использовали возможности средств массовой информации для разъяснения читателям, зрителям, слушателям роли Совета Федерации в законодательном обеспечении решения наиболее актуальных проблем в различных сферах жизни общества, для обсуждения с населением результатов деятельности комитетов и комиссий палаты. На страницах центральных газет и журналов, «на лентах ведущих информационных агентств и интернет-ресурсов появилось более 5500 публикаций о деятельности Совета Федерации, причем каждый пятый материал – аналитического характера. В ведущих федеральных и региональных СМИ вышло свыше 4500 публикаций. Вышло в эфир около 800 теле- и радиосюжетов, а также 36 выпусков телевизионной программы «Сенат» о деятельности Совета Федерации. В настоящее время в Совете Федерации на постоянной основе аккредитовано 766 журналистов, представляющих 165 СМИ.

Члены Совета Федерации активно комментировали принимаемые палатой законы, разрабатываемые законодательные инициативы как для федеральных читателей, теле- и радиослушателей, так и для региональных. Проведено около 600 пресс-конференций, брифингов, интервью (в том числе интернет-видео) членов Совета Федерации. Повышению информированности населения о законодательной и представительной деятельности палаты способствовало расширение прямого диалога членов Совета Федерации с представителями общественности. В 2009 году были проведены встречи членов Совета Федерации в рамках Программы парламентского просвещения с различными категориями граждан. Всего в этих мероприятиях, а также в экскурсиях по Совету Федерации приняли участие около 6 тысяч человек, треть из которых – представители субъектов Российской Федерации.

Итоги деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2009 году позволяют сделать вывод о том, что палата успешно справлялась с задачами, возложенными на нее Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International