Заметки на полях произведений, присланных на соискание литературной премии "В поисках правды и справедливости"
В начале 2015 года мы учредили Литературную премию "Справедливой России". Заявки продолжают поступать, молодые писатели, поэты и журналисты присылают свои книги и рукописи. Некоторые присылают прямо в Госдуму, другие - в Центральный аппарат партии. Признаюсь, я часто один-два текста беру с собой и читаю в дороге. Уровень мастерства, талант у всех авторов, естественно, разный. Но вот что "цепляет", бросается в глаза: впервые за последние 200 лет образ "героя нашего времени" - литературного героя эпохи - отступает от традиционного для русской классической литературы образа "лишнего человека"!
Я не поленился, взял карандаш и, вспоминая уроки моей учительницы литературы Аллы Константиновны Неклюдовой, выписал в столбик имена "лишних людей" нашей классики: Евгений Онегин, Александр Чацкий, Григорий Печорин, Илья Обломов, Евгений Базаров, князь Лев Мышкин, Григорий Мелехов, Виктор Зилов, Веничка Ерофеев. В этот ряд я бы включил и отвергнутых эпохой, выброшенных из общества, сломленных Левшу (Лесков) и Мастера (Булгаков).
Особняком стоят имена героев историософского романа-эпопеи Л.Н. Толстого Андрея Болконского и Пьера Безухова, а также имя Родиона Раскольникова из романа-трагедии Ф.М. Достоевского. Это имена-символы, имена-идеи.
Начиная с середины XIX века писатели, создавая образ "лишнего человека", по-видимому, не могли удержаться от иронии, которая проникает даже в сами их имена: Илья - хочется услышать - Муромец, ан нет - Обломов. Евгений - он же "благородный", но, увы, - Базаров. Князь Лев "награжден" антонимичной фамилией - Мышкин.
Впрочем, писатели того столетия противопоставляли "лишнему человеку" положительного героя своего времени. У Пушкина это Гринев, у Лермонтова - купец Калашников, у Гончарова - Штольц, у Тургенева - Павел Петрович Кирсанов. Если "лишние люди" почти все "несчастливы одинаково", то положительные герои счастливы по-разному. Гринев служит Отечеству, купец Калашников ставит превыше всего в жизни честь, Штольц - человек дела, Павел Петрович - рыцарь любви. И все же "лишние люди" тогда, в конце XIX века, "победили". Результатом этой идеологической победы стала катастрофа, которая случилась с Россией почти 100 лет назад.
В XX веке "лишний человек" - это изгнанник (в поэзии Марины Цветаевой, в прозе Бунина), запутавшийся человек (у Шолохова, у Набокова), слабак, неудачник (у Вампилова). В страшные годы XX века с его войнами и катастрофами положительными литературными героями становились Павел Корчагин Островского (период революции и Гражданской войны), Василий Теркин (поэма Твардовского), Андрей Соколов ("Судьба человека" Шолохова), солдаты и офицеры из произведений Симонова, Бондарева, Васильева.
Казалось бы, после Великой Отечественной войны, после всех пережитых народом испытаний образ "лишнего человека" должен навсегда уйти из нашей литературы. Но он возродился в послевоенной прозе, утвердился в литературе так называемого постмодерна, провоцируя новую катастрофу - развал страны и эпоху беспамятства 90-х.
Почему? Зачем нашей творческой интеллигенции, нашим писателям так нужен этот образ? Отчего они так цепляются за него из века в век? Кто такой "лишний человек" в обществе? Человек, который считает себя лучше этого общества и отворачивается от него вместо того, чтобы делать это общество гармоничнее, справедливее, разумнее. Наша интеллигенция очарована образом "лишнего человека", потому что он отдельный, он не народ, он другой. С одной стороны, это гордыня нашего "креативного" класса. С другой - мелкая трусость и, простите, лень. "Лишним человеком" быть и жить удобненько: стой в сторонке, критикуй, при этом оставайся чистеньким и умненьким. Возникает этакое самолюбование: ах, какой я непонятый, ах, я лишний в этой проклятой стране "совка", "рашки", "путинизма".
Я читаю работы, присланные на соискание премии "Справедливой России", и размышляю: кто он - новый литературный герой нашей эпохи?
Каким, к примеру, его вижу я?
Вспоминаю день 9 Мая. Мы шли по Тверской с портретами своих отцов и дедов - героев войны. Это была миллионная колонна мирно и твердо идущих людей, которые знают, зачем жили их деды, зачем живут они сами, зачем будут жить их дети и внуки. Шел народ страны, поднявшейся с колен. Я видел лица людей, которые точно знают, ради чего они живут: ради утверждения справедливости, добра и правды. В той колонне не было "лишних людей", все были нужны и важны - и живые, и мертвые. И я подумал: а вдруг судьба какого-то молодого человека из этой колонны вдохновит такого же молодого писателя на создание образа нового литературного героя нашей эпохи?
Я буду рад, если и вы, читатели "Литературной газеты", скажете мне, каким вы видите этого героя.