23 декабря. Совет Федерации прожил очень непростой год. Это был год становления новой структуры палаты, организации ее деятельности на профессиональной основе. Естественно, у многих была определенная тревога за то, сумеет ли новый состав палаты быстро, без раскачки пройти организационный период и приступить к полноценной законотворческой работе. Сегодня мы можем сказать, что нам удалось это сделать.
В кратчайшие сроки под все изменения мы подвели строгую нормативно-правовую базу, приняв новый Регламент Совета Федерации и целый ряд других необходимых нормативных и распорядительных документов.
Буквально на ходу изменили и режим работы палаты. Была повышена интенсивность ее деятельности (перешли на два заседания в месяц). Как показал практика, это полностью соответствует динамики законодательного процесса, масштабам тех задач, которые стоят перед Советом Федерации.
Принципиальные изменения претерпела организация взаимоотношений палаты с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Установлены тесное взаимодействие с Президентом РФ, его Администрацией, с Правительством России, Государственной Думой.
Новый состав Совет Федерации на практике воплотил давнюю идею и создал Совет законодателей – орган, призванный координировать законодательную деятельность на федеральном и региональном уровнях. Это стало настоящим прорывом в реализации конституционного статуса Совета Федерации как палаты регионов, и укрепил его связи с законодательными органами власти на местах.
Нам удалось провести ряд масштабных мероприятий. Под эгидой Совета Федерации и под девизом «Россия, СНГ на пути устойчивого развития. Проблемы управления» прошел Шестой Петербургский экономический форум. Значимым явлением в экономической жизни Сибири и Дальнего Востока стал Байкальский экономический форум. Запомнятся и Дни Совета Федерации в Якутии.
Еще раз подчеркну, что новый состав Совета Федерации оказался на уровне предъявляемых к нему требований и ожиданий. В основном те масштабные задачи, которые мы ставили перед собой, или уже решены, или находятся в стадии решения.
Но мы должны смотреть вперед и двигаться дальше. Нам представляется необходимым окончательно определиться с правовым статусом представителей регионов в федеральном парламенте. Практика, когда сенаторы отзываются из Совета Федерации без объяснения причин, не способствует нормальной работе.
И, наконец, необходимо подвести системную основу к формулированию принципиальных позиций Совета Федерации по важнейшим государственным проблемам, входящим в его компетенцию. Следует поставить серьезную аналитическую, правовую и организационную базу в разработке законодательных инициатив верхней палаты.