26 июня. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел пленарное заседание Всероссийской научно-практической конференции "Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: пятилетние итоги и перспективы конституционного партнёрства".
Конференция проходит в здании Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Организованный Комиссией Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации форум собрал представителей федеральных и региональных органов государственной власти и управления, судебного сообщества, научных и общественных организаций. В ходе работы двухдневной конференции они обменяются мнениями по проблемам развития и совершенствования отечественного законодательства.
На открытии конференции Сергей Миронов в своем докладе сказал, что методологическая база и действенные организационные механизмы мониторинга российского национального законодательства сформированы. Председатель Совета Федерации дал высокую оценку проделанной за пятилетие работы по созданию в стране системы оценки качества и полноты законодательства, его соответствия стратегии правового развития государства и общественным запросам.
По словам Сергея Миронова, за это время удалось сформулировать и решить многие методологические и практические задачи мониторинга законодательства и правоприменительной практики: разработаны концептуальные подходы, критерии оценки и найдена удачная форма представления результатов мониторинга - ежегодные доклады Совета Федерации о состоянии законодательства в России. В работу активно включились государственные органы, как в центре, так и на местах, научные и общественные организации, экспертное сообщество, подчеркнул Сергей Миронов. Особо Председатель Совета Федерации отметил роль и значение участия Совета законодателей в постановке проблем мониторинга законодательства и правоприменительной практики. Все это, продолжал Сергей Миронов, позволило существенно расширить сферу чрезвычайно важной работы.
Председатель Совета Федерации остановился на проблемах совершенствования национального законодательства. Как и несколько лет назад, по словам Сергея Миронова, оно по-прежнему страдает фрагментарностью, несистемностью. Думаю, заявил Председатель Совета Федерации, что это требует уделить максимум внимания созданию эффективных механизмов реализации результатов мониторинга законодательства.
Сергей Миронов изложил свое видение перспектив и задач дальнейшей работы.
В соответствии с Конституцией, заявил Председатель Совета Федерации, для законодателей приоритетной является проблема создания согласованного, непротиворечивого законодательного массива, который бы отвечал потребностям развития страны, интересам граждан. Правительство страны и органы управления, продолжал Сергей Миронов, ответственны за эффективную реализацию стратегических установок в правовых рамках, установленных законодательством. Для того чтобы их действия в законодательном механизме были согласованы, необходимо решить ряд важных задач, подчеркнул Председатель Совета Федерации.
Весьма актуальной для правового развития страны, продолжал Сергей Миронов, является необходимость четкой регламентации законотворчества. "В первую очередь, - заявил Председатель Совета Федерации, - необходимы три важнейших для правовой системы страны закона: "О Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации", "О нормативных правовых актах в Российской Федерации", "О порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов".
Анализ сложившейся законодательной практики свидетельствует, указал Председатель Совета Федерации: содержание и способы реализации политических приоритетов, которые содержатся в Посланиях Президента России, во многих случаях произвольно интерпретируются субъектами права законодательной инициативы - в результате появляются противоречивые, выпадающие из общего законодательного поля страны законы.
Представляется, подчеркнул Сергей Миронов, что большинство из этих недостатков законодательства должно устраняться на этапе планирования законопроектной деятельности. По словам Председателя Совета Федерации, именно на этом этапе должны определяться цели, состав и согласованные концепции законопроектов, которые предполагается внести в Парламент России в качестве законодательной инициативы. "Мы неоднократно возвращались к этой проблеме, имеющей актуальное практическое значение, - заявил Сергей Миронов. - К сожалению, многолетние попытки согласования законопроектной деятельности между Государственной Думой, Советом Федерации, Правительством РФ, другими субъектами права законодательной инициативы пока не привели к значимому результату. Поэтому сегодня на повестке дня стоит вопрос о подготовке такого документа, который бы позволял оценивать приоритеты, содержание и объем законопроектной деятельности. Он может и должен стать основой для создания непротиворечивого, согласованного законодательства, интеграции позиций субъектов права законодательной инициативы. Он должен иметь статус общегосударственной программы". Определение конституционно допустимых, органично встроенных в отечественную правовую систему вариантов формы и порядка принятия такого документа является актуальной теоретической задачей, которая требует своего разрешения, отметил Сергей Миронов.
К числу стратегических направлений развития Председатель Совета Федерации отнес совершенствование механизмов реализации концепции правового развития как одного из ключевых элементов стратегии гуманитарно-правового развития страны.
По мнению Сергея Миронова, требует своей реализации идея издания журнала "Мониторинг права в Российской Федерации", который бы стал действенным инструментом представления обществу в популярном, доступном для граждан изложении результатов мониторинга.
Чрезвычайно важной и наиболее трудной задачей, по словам Председателя Совета Федерации, является формирование правовой культуры и правосознания в обществе.
Полный текст выступления Председателя Совета Федерации Сергея Миронова находится в разделе "Выступления".
По материалам пресс-службы Совета Федерации.