Завершилось 229-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Перед открытием пленарного заседания Сергей Миронов изложил перечень актуальных задач, которые парламентариям предстоит решать в ходе осенней сессии.
Хотя официально работа осенней сессии начиналась в день заседания 19 сентября, фактически, как подчеркнул Сергей Миронов, она началась 25 августа, когда Совет Федерации собрался на внеочередное заседание по вопросу о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
"То, что произошло на Кавказе, - сказал Сергей Миронов, - накладывает определенный отпечаток на работу всех органов государственной власти. Необходимо оценить тенденции развития событий, произвести критическую оценку брошенных нам вызовов и поставить верные акценты в задачах Совета Федерации на ближайшую перспектив.
Повестка нынешней осенней сессии – это комплекс наиболее важных государственных вопросов, решаемых с целью обеспечения национальных интересов России. В портфеле Государственной Думы сегодня более 500 законопроектов, из которых более 40 приоритетные.
Большого внимания и ответственности от нас потребует работа над принятием проекта федерального бюджета на 2009–2011 годы. Его главными ориентирами должны стать растущие инвестиции в развитие нашей страны в целом и, в частности, в важнейшую составляющую нашего национального богатства – в качество жизни граждан Российской Федерации.
Уже сейчас понятно, что проект главного финансового документа будет подвергнут значительной корректировке в связи с ситуацией вокруг Южной Осетии и Абхазии, а также с событиями на финансовом рынке. Переход к трехлетним бюджетным планам – это позитивный процесс, направленный на усиление стабильности и предсказуемости развития нашего государства. Вместе с тем возрастает ответственность Федерального Собрания в ходе работы над документом. Как вы помните, это особо подчеркнул Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Бюджетном послании.
В ходе осенней сессии Совету Федерации предстоит большая работа по реализации национального плана противодействия коррупции. Это и внесение изменений в действующее антикоррупционное законодательство, и принятие нового базового закона о противодействии коррупции. Настало время законодательно закрепить критерии экспертизы законопроектов на коррупционность на всех стадиях законодательного процесса. По этим вопросам у нас имеются серьезные экспертные разработки. Есть и успешный опыт работы в ряде российских регионов и стран СНГ.
Мы с вами продолжим работу над важнейшими для государства законами в сферах природопользования, сельского хозяйства. В социальной сфере приоритетное значение будут иметь повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения. Для формирования целостной системы поддержки бизнеса очень важен пакет законопроектов, которые предусматривают сокращение административных барьеров и количества проверок для малого и среднего бизнеса, а также дополнительных мер по защите конкуренции.
В эту сессию мы планируем завершить работу над пакетом законов, которые будут препятствовать рейдерским захватам предприятий. В целях формирования эффективной налоговой политики необходимо принятие законов об изменении налоговой системы, о создании налоговых стимулов для развития экономики. Эти инициативы сейчас прорабатываются Правительством, и в скором времени мы ждем их внесения в Государственную Думу.
Только построение национальной инновационной системы может сделать Россию по-настоящему экономически мощной державой. В связи с этим, считаю, необходимо ускорить разработку и принятие законов в сфере инновационной деятельности.
Коллеги! До сих пор недопустимо высокими остаются темпы инфляции, растут расходы на потребление и снижаются накопления населения. Как только началась уборка урожая, сразу взлетели цены на дизельное топливо. Рост цен на авиатопливо спровоцировал серьезный кризис в перевозках.
В таких условиях, по известному меткому выражению, концы с концами можно сводить без конца и в государственных расходах, и в бизнесе, и в семейном кошельке. Экономическая ситуация в нашей стране показывает неэффективность так называемого монетарного метода борьбы с инфляцией. По статистике, немонетарные факторы дают не меньший вклад в рост цен, а порой и больший. Это значит, что требуется принятие срочных мер в сфере антимонопольной политики.
Уважаемые коллеги! Недавние трагические события вновь выдвинули на одно из главных мест в нашей работе вопросы безопасности на транспорте. Авиакатастрофа в Перми до крайности заострила проблемы производства и эксплуатации в России современных самолетов, а также эффективности государственного регулирования работы авиаперевозчиков.
Необходимы выработка и реализация качественно новой, современной государственной промышленной стратегии. Мы должны направить все силы и необходимые ресурсы на то, чтобы поддержать отечественного, в данном случае авиационного, производителя.
В связи с этим в период осенней сессии необходимо будет провести специальное обсуждение, возможно в рамках "правительственного часа", вопросов состояния и развития отечественной авиапромышленности и авиаперевозок.
Принципиальной позицией Совета Федерации является государственная поддержка развития муниципальных образований. Как вы знаете, 1 января 2009 года завершается переходный период реформирования местного самоуправления. Президент страны и Председатель Правительства России неоднократно напоминали о необходимости укрепления финансовых основ местного самоуправления. Об этом говорил и наш великий соотечественник Александр Солженицын: "Для расцвета России нужно деятельное местное самоуправление, растущее снизу вверх и обеспеченное местными финансовыми средствами". Эти проблемы постоянно находятся в центре внимания нашей палаты.
Только что завершился Байкальский экономический форум. Нынешний, пятый по счету, юбилейный форум стал самым представительным за всю историю. Время показало, что это очень конструктивная форма поиска эффективных путей экономического и социального развития регионов Сибири и Дальнего Востока России. Именно такие мероприятия создают реальный задел для последующей работы над развитием законодательства страны.
Скоро мы с вами будем отмечать 15-летие со дня основания Совета Федерации. В целом оценивая результаты нашей работы, можно с уверенностью констатировать, что Совет Федерации успешно справляется со своими конституционными обязанностями. Впереди новые масштабные задачи. Граждане России ждут от нас результативной законотворческой работы".
В начале заседания с предложением ввести должность первого заместителя руководителя палаты к сенаторам обратился Сергей Миронов. Он объяснил это тем, что у главы палаты есть много представительских обязанностей, необходимо участие в международных форумах и в рабочих поездках по регионам. Сергей Миронов отметил, что теперь в его отсутствие первый заместитель будет замещать Председателя СФ, как прописано в Регламенте палаты.
Сенаторы единогласно проголосовали за внесение изменений в Регламент, а затем поддержали предложение Председателя Совета Федерации и избрали Александра Торшина первым заместителем Председателя Совета Федерации.
Как считает Сергей Миронов, новые изменения в структуре руководства Совета Федерации помогут более полно и емко исполнять конституционные полномочия палаты.
***
Совет Федерации одобрил федеральные законы "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Исламской Республикой Афганистан о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы» и "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации".
Россия и Афганистан начнут передавать друг другу граждан этих стран, совершивших преступления и осужденных к лишению свободы на территории эитх государств.
Ратифицированный документ укрепит сотрудничество двух государств в уголовно-правовой сфере и предоставит осужденным возможность осужденным отбывать наказание в государстве их гражданства или постоянного места жительства при соблюдении стандартов ООН..
Договор регламентирует процесс представления запросов о передаче, определяет основания отказа в передаче, а также предусматривает обязательное письменное согласия осужденного на передачу. Так, в случае его отсутствия передача осужденного не производится.
Договор устанавливает, что пересмотр приговора может быть осуществлен только государством, в котором вынесен приговор. Однако после передачи осужденного, обе страны вправе осуществлять помилование и амнистию.
Положения документа применяются также в отношении лиц, осужденных до вступления в силу настоящего Договора.
Ратификация Договора, говорится в заключении Комитета по международным делам СФ будет содействовать развитию российско-афганского сотрудничества, способствовать интересам правосудия и возвращению отбывающих наказание лиц к нормальной жизни в обществе.
***
Повысить эффективность борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации и сотрудничества правоохранительных органов государств — участников СНГ позволит Соглашение, ратификацию которого одобрил 19 сентября 2008 года на 229-м пленарном заседании Совет Федерации.
Оно было подписано 1 июня 2001 года в г.Минске главами государств — членов Содружества Независимых Государств (за исключением Грузии и Туркменистана).
Соглашение определяет основные формы сотрудничества в сфере компьютерной информации: обмен информацией, создание информационных систем, планирование и проведение скоординированных мероприятий, оказание содействия в подготовке кадров; устанавливает перечень уголовно наказуемых деяний в данной сфере. Документ регламентирует также порядок оформления и исполнения запросов об оказании содействия в проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Однако, статья 8 Соглашения не предусматривает возможность отказа в исполнении запроса в случае, если это может нанести ущерб суверенитету или безопасности страны, что предусматривает часть четвертая статьи 457 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В этой связи, подчеркивается в заключении Комитета по делам СНГ Совета Федерации, российская сторона ратифицирует Соглашение с соответствующей оговоркой. Кроме этого, Соглашение предусматривает обмен информацией о преступлениях в сфере компьютерной информации и о причастности к ним физических и юридических лиц, что может затрагивать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией России.
***
Правительство России представило ответ на парламентский запрос Совета Федерации по поводу разработки нормативных актов, направленных на реализацию закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Его зачитал Председатель СФ Сергей Миронов.
В документе, в частности, указывается, что в соответствии с Указом Президента России функции по охране культурного наследия переданы Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, которая находится в ведении Министерства культуры РФ. «В связи с этим Правительство Российской Федерации поручило Минкультуры России до 1 августа 2008 г. внести проекты 7 нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом».
***
Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве РФ». Им упрощается порядок предоставления российского гражданства участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию проживающих за рубежом соотечественников. Закон дополняет действующий правовой акт нормой, которая позволяет зарегистрированным в субъектах РФ лицам получить российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения некоторых из установленных условий: по сроку проживания на территории России, обладания законным источником средств к существованию и владения русским языком.
Как отмечалось в ходе обсуждения, такой подход будет способствовать установлению благоприятных возможностей для приобретения российского гражданства переселяющимися в Российскую Федерацию соотечественниками.
Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О гражданстве РФ». Им упрощается порядок предоставления российского гражданства участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию проживающих за рубежом соотечественников. Закон дополняет действующий правовой акт нормой, которая позволяет зарегистрированным в субъектах РФ лицам получить российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения некоторых из установленных условий: по сроку проживания на территории России, обладания законным источником средств к существованию и владения русским языком.
Как отмечалось в ходе обсуждения, такой подход будет способствовать установлению благоприятных возможностей для приобретения российского гражданства переселяющимися в Российскую Федерацию соотечественниками.
***
Одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах».
Законом внесены изменения в приложение к закону «О ветеранах» - в Перечень государств и периодов боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В частности, уточнены периоды ведения боевых действий:
- в Анголе: с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года (ранее по ноябрь 1979 года);
- в Мозамбике: с марта 1984 года по август 1988 года (ранее по апрель 1987 года);
- в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года (ранее по ноябрь 1979 года); с мая 2000 года по декабрь 2000 года.
Реализация этого закона позволит предоставить гражданам право на получение мер социальной поддержки, установленных для ветеранов боевых действий, отметила докладчик – председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко.
Закон верный и нужный, хотя коснется весьма небольшого числа военнослужащих – около тысячи человек, подчеркнул принявший участие в обсуждении сенатор Владимир Кулаков. Дополнительные расходы федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки для отмеченной категории граждан с учетом индексации ежегодно составят 2,4 млн. рублей.
Закон одобрен большинством голосов.
***
Одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Данным Федеральным законом устанавливается единый подход к кандидатам для избрания (назначения) членами Совета Федерации, к которым не предъявляется требование о необходимости постоянного проживания на территории соответствующего субъекта в совокупности не менее 10 лет.
Действующим законодательством обязательность проживания в регионе не менее десяти лет не распространяется как на действующих, так и на бывших ранее сотрудников органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В отношении военнослужащих и прокуроров это положение применяется только к гражданам, которые на момент избрания (назначения) находятся на военной и прокурорской службе.
Вносимые изменения устраняют данное противоречие и упорядочивают практику применения указанной выше нормы -обязательность десятилетнего проживания в регионе не будет распространяться на военнослужащих и прокуроров, как находящихся на государственной службе, так и уволенных в запас.
Закон был одобрен большинством голосов.
По материалам пресс-службы Совета Федерации.