Завершилось 231-е (внеочередное) заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Совет Федерации одобрил Федеральный закон "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев сообщил, что Федеральный закон "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" направлен на правовое обеспечение мер по стабилизации финансовой системы страны.
Закон дополняет часть первую статьи 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" пунктом, в соответствии с которым Банк России получает право предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня.
Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, дополнительные требования к получателям, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов будут устанавливаться Советом директоров Банка России.
Совет Федерации проголосовал за принятие данного закона.
***
Совет Федерации одобрил Федеральный закон "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".
До 700 тысяч рублей страхового возмещения смогут получить отныне частные вкладчики в банках в случае наступления страхового случая. Эту сумму предусматривают изменения в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и в некоторые другие законодательные акты, одобренные 13 октября 2008 года Советом Федерации на 231-м внеочередном пленарном заседании.
В настоящее время возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы, не превышающей 100 000 рублей, плюс 90 процентов суммы, превышающей 100 000 рублей, но в совокупности не более 400 000 рублей. Таким образом, новый законодательный акт повышает уровень страхового возмещения и усиливает защиту интересов вкладчиков.
Закон предусматривает также создание равных условий для вкладчиков банков, которые не участвуют в системе обязательного страхования вкладов.
Вносимые данным Федеральным законом изменения позволят повысить доверие вкладчиков к банковской системе Российской Федерации, а также максимально защитить интересы социально уязвимых групп граждан.
***
Совет Федерации одобрил Федеральный закон "О внесении изменения в статью 174 части второй Налогового кодекса РФ". Принятый пять дней назад Госдумой правовой акт вносит изменения в пункт 1 статьи 174 "Порядок и сроки уплаты налога в бюджет" Кодекса.
Одобренные поправки предполагают, что уплата НДС производится налогоплательщиком равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Таким образом, налогоплательщики будут уплачивать налог ежемесячно, а представлять декларации ежеквартально, было подчеркнуто в ходе заседания. По мнению специалистов, закон будет способствовать более равномерному поступлению НДС в бюджет.
Положения закона вступают в силу со дня его официального опубликования и начинают действовать с третьего квартала 2008 года.
Вместе с тем профильный Комитет верхней палаты Федерального Собрания РФ обратил внимание коллег на необходимость последующей корректировки действующего законодательства.
По материалам пресс-службы Совета Федерации
***
По итогам заседания Сергей Миронов дал журналистам ряд комментариев.
В частности, он сказал: "Неприятное удивление вызвала инициатива РСПП внести по случаю кризиса изменения в Трудовой кодекс, избавив нанимателей от выплаты сокращаемым работникам выходных пособий. Сейчас при увольнении по сокращению штатов компания платит работнику зарплату фактически еще пять месяцев: два месяца после предупреждения об увольнении работник остается в штате, затем получает выходное пособие за два месяца (для северных территорий – за четыре) и еще одну зарплату – если за этот срок не успел найти работу. По мнению РСПП, наниматель должен выплачивать выходное пособие за месяц, а остальное – за счет госбюджета. Кодекс вообще-то написан и принят именно для того, чтобы помочь увольняемым пережить кризис. Государство и так сделало очень и очень много для спасения финансовых компаний и фондового рынка. Даже дополнительную фискальную нагрузку на бизнес в связи с заменой ЕСН тремя страховыми взносами планируется ввести лишь с 1 января 2010 года. Бизнес тоже должен внести свою лепту в вывод экономики из кризиса, а не перекладывать все на плечи государства".
"Одобренный сегодня Советом Федерации пакт антикризисных законов имеет огромное значение для экономики России и для всех наших граждан, даже для тех, кто ничего не знает о фондовых рынках и о том влиянии, которые они оказывают на состояние экономики, а значит работу, доходы и уровень жизни обычных людей", - заявил Сергей Миронов.
По его словам, "истоки и причины кризиса находятся вне российской экономики. Поскольку наша страна активно участвует в международных хозяйственных связях, кризис не мог не задеть и нас. Но у нас есть все необходимое, чтобы защититься от негативного влияния мировой конъюнктуры. Наша финансовая система и экономика в целом обладают огромным запасом прочности, наработанным за годы непрерывного экономического роста. Настало время пустить в ход эти резервы. И это было сделано.
Принятые меры призваны, прежде всего, защитить российские банки как важнейший элемент экономической системы. Делая это, мы сохраняем миллионы рабочих мест, даем нашим предприятиям возможность нормально развиваться. Стабилизация обстановки в финансовой сфере будет способствовать восстановлению доверия, платежеспособности, а затем и оживлению инвестиционных процессов.
Не менее важно и символическое значение этих актов. Одобренные законы – это четкий сигнал российскому и мировому экономическому сообществу, что наше государство не оставит на произвол судьбы российские предприятия. В определенном смысле принятые меры означают государственную гарантию их устойчивости. Причем это гарантия, обеспеченная реальными ресурсами. Такие сигналы в условиях мирового кризиса дорогого стоят.
Особо следует выделить решения, о необходимости которых не раз говорилось в Совете Федерации. Это выделение долгосрочных кредитов российским банкам и открытие диспута российским предприятиям к тем финансовых ресурсам государства, которые накапливались и размещались за пределами России.
Сегодня мы делаем это в рамках антикризисной программы. Но если бы «длинные деньги» поступали в нашу экономику постоянно и на регулярной основе, если бы у предприятий была возможность кредитовать программы развития не из иностранных источников, а с помощью огромных финансовых резервов государства на разумных рыночных условиях, тогда, может быть, не пришлось бы в обсуждать в экстренном устном порядке антикризисные меры. Мы бы спокойно наблюдали за происходящим с настоящего, а не воображаемого «островка спокойствия».
Нынешний мировой экономический кризис стал самым глубоким со времен Великой депрессии. И как Великая депрессия вызвала большие изменения в мире политики и экономики, так и теперь нам следует готовиться к тому, что внешний мир сильно изменится.
А для того, чтобы быть готовым к этому, надо обязательно извлечь уроки из произошедшего.
Кризис показал, например, что надежность размещения резервов за границей – фикция. Системные риски есть везде. Надежно застраховаться от них можно только одним путем – создавая у себя сильную экономику. Поэтому после стабилизации финансовой системы надо делать следующий шаг, направленный на поддержку и стимулирование модернизации производства. Та страна, которая скорее, больше и разумнее вложит средства в создание новой эффективной технологической базы, не только раньше выйдет из кризиса, но и получит преимущества в послекризисном мире. Россия может и должна стать такой страной".