Председатель Совета Федерации Сергей Миронов ответил на вопросы региональных СМИ.
В уходящем году Совету Федерации исполнилось 15 лет. Это был непростой, крайне противоречивый период в истории страны. Именно на эти 15 лет приходится и время глубочайшего системного кризиса, и начала возрождения великой державы, возвращения ею утраченных позиций в мировой политике. Совет Федерации был в гуще всех событий, государственных реформ, в поиске законодательных решений актуальных проблем социально-экономического развития России.
Дважды менялся конкретный порядок формирования нашей палаты: Совет Федерации стал самым реформируемым органом государственной власти. И сегодня мы стоим на пороге новых перемен: 9 декабря, в целях реализации положений Послания Федеральному Собранию РФ, Президентом России внесён в Государственную Думу законопроект, уточняющий порядок формирования Совета Федерации.
Однако хотел бы особо подчеркнуть, что на протяжении всей своей истории Совет Федерации оставался палатой регионов, палатой стабильности и ответственности, сообществом людей, глубоко неравнодушных к судьбе России, российских регионов, больших и малых городов.
Как показывает жизнь, охотнее всего люди выполняют те законы, которые соответствуют их представлениям о справедливости. Конечно, сделать мечту реальностью задача трудная, но, согласитесь, благородная. Стремится к этому, иди по этому пути – именно такова, с моей точки зрения, роль Совета Федерации, как законодательного органа власти.
Однако, на мой взгляд, в деятельности Совета Федерации есть отдельные недоработки, палате не всегда удаётся последовательно отстаивать свою позицию, что называется, до конца. Иногда мы идём навстречу Правительству, которое вносит в Государственную Думу законопроекты, с одной стороны, очень нужные стране, с другой – не проработанные должным образом, без подготовки условий для их вступления в силу. Совет Федерации эти законы одобряет, поскольку общество в них остро нуждается – и тут же начинаются проблемы с их практической реализацией
Однако, Совет Федерации, как палата регионов, оставляет за собой право отстаивать свои предложения, поправки, законодательные инициативы, которые с нашей точки зрения будут способствовать более эффективному развитию всех территорий России. Ведь очевидно, что законы по прошествии времени нуждаются в корректировке, подстройке с учетом современных реалий и опыта их применения. Сегодня мы понимаем, что придется совершенствовать законы о местном самоуправлении, трудовое, экологическое законодательство. Пока не поздно, необходимо возвращаться к проблемам единого государственного экзамена и двухуровневой системы образования.
Мы будем вмешиваться, отстаивать свои позиции и принимать решения, которые нужны регионам, нужны людям.
СИБИРЬ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК – НАДЕЖДА РОССИИ
Реальным источником силы нашей страны является её территория, и это, прежде всего, Сибирь и Дальний Восток с их богатейшими ресурсами. На огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока (это почти 75% территории страны), живёт лишь 21% населения, а плотность населения в 11 раз меньше, чем в европейской части России. Сегодня необходимо, чтобы эти регионы, обладающие колоссальными сырьевыми ресурсами, стали серьезной составляющей российской экономики, чтобы они «заселялись» российским населением. Не секрет, что этот регион является не самым комфортным местом для проживания. А надо сделать так, что бы Сибирь и Дальний Восток стали местом притяжения энергичных и творческих россиян. Поэтому нашей главной задачей на ближайшие 10-15 лет должно стать освоение этой территории, её благоустройство для комфортной жизни людей.
В России реализуется пакет целевых и инфраструктурных программ, направленных на ускоренное развитие этого региона и опирающихся на федеральный бюджет. Например, принята программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья в период до 2013 года». По данной программе в ближайшие годы только из федерального бюджета на развитие регионов будет выделено 426 млрд. рублей.
Но очевиден и другой аспект этой проблемы. Качество жизни людей только за счет бюджетных денег создать нельзя. Необходимо наладить систему социальных гарантий, которая позволяла бы каждому человеку чувствовать себя социально защищенным. Это первостепенная задача также и для региональных властей. Надо создавать такие условия для населения этих регионов, чтобы люди не стремились в поисках заработков уезжать с насиженных мест, а оставались жить на своей родине. Я давно предлагаю освободить всех жителей Дальнего Востока от уплаты подоходного налога. Уверен, что 13-процентная прибавка к зарплате могла бы стать существенным стимулом притока трудовых ресурсов в эти регионы России.
Развитие Сибири и Дальнего Востока давно находится в центре внимания Совета Федерации. С 1995 года мы проводим Байкальские экономические форумы. В сентябре этого года в Иркутске состоялся очередной пятый форум. Основная цель форумов - формирование взвешенного государственного подхода к развитию Дальнего Востока и районов Сибири как важнейшей части России.
КОРРУПЦИЯ ПОЛУЧИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЕ
В Федеральном законе «О противодействии коррупции», одобренном Советом Федерации 22 декабря 2008 года, коррупции (впервые!) дается развернутое толкование. Обращаю внимание читателей Вашей газеты на формулировку, данную в статье 1 закона, где под коррупцией понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Согласитесь, что любое понятие (и «коррупция» не является исключением) не может в полном объёме охарактеризовать то или иное явление, тем более такое сложное и многоаспектное.
Совет Федерации продолжительное время разрабатывал законодательную базу борьбы с коррупцией. Она была предметом обсуждения на Совете законодателей, в субъектах Российской Федерации, на заседаниях комитетов и рабочих групп. Этим, собственно, и объясняется скорость принятия закона. Для законодателей коррупция не просто сумма взяток. Прежде всего – это порождение слабости государства и моральной атмосферы, царящей в обществе.
Разумеется, что принятие пакета законов о противодействии коррупции повлечёт за собой необходимость внесения изменений в Уголовный кодекс, Закон о госслужбе и многие другие действующие нормативные акты. Так, например, для эффективного противодействия коррупции в сфере землепользования необходимо ликвидировать очевидные пробелы в земельном законодательстве, создать условия для развития институтов цивилизованного земельного рынка.
Законодательные пробелы, правовые коллизии, запутанность правовых норм, множество подзаконных актов, допускающих произвол, – воистину рай для мздоимцев. Ещё М.Е. Салтыков-Щедрин писал: "При таких законах жизнь в России без взяток была бы невозможна". А он, напомню, был вице-губернатором, знал проблему, как говорится, изнутри.
Вся беда в том, что мздоимство, как ржавчина, прочно въелось в сознание людей. В обществе сложилось представление, что с законом можно договориться, что решение любого вопроса зависит от размера преподнесённого чиновнику "посула".
Коррупция стала реально тормозить развитие нашей страны. Дальше с этим мириться было нельзя. Полностью согласен с Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым, который объявил борьбу с коррупцией одним из государственных приоритетов. Принятие базового закона - только начало создания системы антикоррупционного законодательства. Но это начало ясно дало понять: противодействие коррупции – не временная кампания, а серьезная, долговременная государственная политика.
Изменения и дополнения должны затронуть практически все отрасли права. Строго говоря, любой закон должен проходить экспертизу на антикоррупционность. Совершенствование федерального законодательства неминуемо повлечёт за собой развитие и законодательства субъектов Российской Федерации. В результате мы должны сформировать единое антикоррупционное правовое пространство. А на первом этапе – провести ревизию действующего федерального и регионального законодательства на предмет коррупциогенности.
Изменением только федерального законодательства проблему не решить, большая работа предстоит в регионах. Согласитесь, невозможно в одночасье разработать идеальный закон. Но когда регионы будут принимать свои законы противодействия коррупции, некоторые нормы из них могут быть перенесены в федеральный закон. Только сообща, как говорится, «всем миром» можно преодолеть столь опасное для государства зло.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕГИОНОВ
Вопросам законодательного обеспечения мер по повышению инвестиционной привлекательности субъектов РФ Совет Федерации уделяет особое внимание. И в целом, нельзя не отметить позитивное развитие инвестиционных процессов во всех регионах страны. Важное значение для их развития имели принятые два года назад основополагающие законы – об особых экономических зонах и концессиях. Они, по сути, дали инструментарий для привлечения иностранных инвестиций.
На федеральном уровне правовое поле должно стать более адаптированным для региональных нужд с учетом больших расстояний, разных климатических зон, разницы в социально-экономическом развитии. Ведь дефицит инвестиций в отдаленных территориях сохраняется. Не секрет, что сегодня распределение инвестиций между регионами России происходит неравномерно. Разница между притоком инвестиций в субъекты Федерации, тот или иной край, область или республику достигает нескольких сотен раз. Инвестиционные ресурсы в основном концентрируются в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Более половины объема вложений сосредоточено всего в десяти субъектах Российской Федерации. Эту проблему предстоит решать и законодателям, корректируя правовую базу для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионах России.
В регионах крайне необходимы при сегодняшней ситуации на финансовых рынках отечественные инвестиции, гарантии финансирования долгосрочных проектов, имеющих стратегическое значение для экономики территории. Поэтому федеральный законодатель должен учитывать все разнообразие условий в регионах – природных, исторических, социально-экономических.
Сегодня в подавляющем большинстве субъектов Федерации приняты законы, регулирующие вопросы привлечения инвестиций и управления ими. Таким образом, сформирована серьезнаязаконодательная база для инвестиционной деятельности. Но, даже имея возможность принимать свои законы на местах, региональные законодатели хотели бы получить необходимые, четкие и понятные для бизнеса федеральные законодательные нормы, правовую базу, которая бы обеспечила равные условия для распределения инвестиционных потоков в России.
Но, подчеркну еще раз, в целом ход развития региональной инвестиционной политики в стране имеет положительные тенденции, наблюдается прогрессивный рост иностранных инвестиций в экономику регионов.
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ
Каким Вы видите положительного героя настоящей России?
За последние годы сделано немало для формирования позитивного образа нашей страны и её граждан. К сожалению, в СМИ, в современной художественной литературе, в российском кино не создан убедительный образ героя нашего времени. Российскому обществу нужен такой образ: конкретный, ясный, впечатляющий, направленный на развитие, когда на первом месте стоит человек, семья, дети, жизнь, солидарность, сотрудничество и взаимная поддержка людей.
Современный герой – это тот, кто всей своей жизнью доказывает, что можно преодолеть даже самые жесткие удары судьбы, выстоять и победить. Герои несут людям помощь, защиту, благотворительность и надежду на лучшее будущее.
В августе этого года я принял участие в торжественных проводах сборной команды России на XIII Паралимпийские игры в Пекине. О тех полутора сотнях спортсменов, которые вошли в российскую команду можно сказать: это настоящие герои. Но эти ребята практически неизвестны стране. Каждый их выход на старт – уже победа. Над собой. И над обществом, которое к ним не слишком милосердно. Их успехи – лишнее напоминание о неумении и нежелании государства и бизнеса использовать огромный потенциал инвалидов, как это делается в развитых странах мира. Но их пример – колоссальная моральная поддержка и для российских инвалидов, и впечатляющий пример для всех наших граждан.
По материалам пресс-службы Совета Федерации