Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему "Стратегические вопросы развития банковского сектора в современной России".
В настоящее время открытым остается вопрос об эффективности мер поддержки банковского сектора. Несмотря на масштабный объем финансовой помощи, многие меры поддержки банков еще не приобрели системного характера, что повышает актуальность формирования стратегических ориентиров развития данной сферы.
Участники заседания обсудили возможные направления развития банковского сектора и рассмотрели вопрос о реализации четкой антикризисной стратегии в данной сфере.
В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители органов исполнительной власти, российских банков.
Очень серьезной назвал экономическую ситуацию в стране Председатель Совета Федерации и глава Межрегионального банковского совета Сергей Миронов, выступая с вступительным словом на заседании совета.
Он призвал банковское сообщество говорить предельно открыто, так как этого требует время. По словам Сергея Миронова, антикризисные решения были приняты, средства потрачены, а спад экономики в стране продолжается.
Сергей Миронов уверен, что необходима антикризисная четкая государственная стратегия. "Должны появиться новые локомотивы роста экономики, нужна ее модернизация и изменение структуры", - считает Председатель Совета Федерации.
Участники Межрегионального банковского совета в своих выступлениях подчеркивали, что принятые государством антикризисные меры не привели к коренному улучшению экономической ситуации в нашей стране, а только временно стабилизировали банковскую систему.
К сожалению, по мнению председателя Комитета Совета Федерации Дмитрия Ананьева, в настоящее время в стране нет системы по выходу из кризиса, все решения носят только точечный характер. "Мы сами должны модернизировать нашу экономику, только мы. Никто не придет и не сделает это за нас", - заявил Сергей Миронов.
Выступающие подчеркивали, что в настоящее время удалось сохранить национальную банковскую систему – избежать громких банкротств, массового оттока вкладов населения. Представители банковского сообщества считают, что попытка удержания инфляции путем сжатия денежной массы не увенчалась успехом, а, наоборот, привела к недополучению налогов бюджетами всех уровней, падению внутреннего спроса, создала предпосылки к глобальному бюджетному дефициту, способствовала деградации экономики. Все это, по мнению участников встречи, в долгосрочной перспективе сожжет способствовать негативным тенденциям в развитии экономики и росту безработицы в стране.
Отвечая на вопрос, что делать дальше, участники заявляли, что нужна государственная поддержка реального сектора экономики, кредитования, эффективно работающих банков, нормальная ценовая политика, банковская этика.
Отвечая на вопросы журналистов, Сергей Миронов отметил, что кризис – это не только серьезнейшая проблема, которую нужно решать, но и шанс для государства изменить структуру экономики страны. Он пояснил, что экономическая ситуация в стране сложная и в данный момент нужно принимать только взвешенные решения. Сегодня, по его словам, настало время серьезной корректировки экономического курса. По мнению Председателя Совета Федерации, необходимо снизить ставки рефинансирования и проводить эффективную кредитную политику. Он также призвал бороться с валютными спекуляциями.
Председатель Совета Федерации выразил надежду, что к своему съезду 3 апреля банковское сообщество придет с подготовленными взвешенными и верными решениями.
По материалам пресс-службы Совета Федерации
РЕШЕНИЕ
Межрегионального банковского совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по теме "Стратегические вопросы развития банковской системы России в современных условиях"
Участники Межрегионального банковского совета считают, что принятые государством антикризисные меры не привели к коренному улучшению экономической ситуации, а только временно стабилизировали банковскую систему. Вместе с тем, существует ряд системных целей, требующих новых решений и комплексного стратегического подхода для стабилизации ситуации и определения дальнейших точек экономического роста.
Участники Межрегионального банковского совета отмечают, что в настоящее время удалось сохранить национальную банковскую систему - избежать громких банкротств, массового оттока вкладов населения. В то же время следует отметить, что попытка удержания инфляции путем сжатия денежной массы не увенчалась успехом, а, наоборот, привела к недополучению налогов бюджетами всех уровней, падению внутреннего спроса, создала предпосылки к глобальному бюджетному дефициту, способствовала усилению деградации экономики и, таким образом, в долгосрочной перспективе заложила негативные тенденции развития экономики и рост безработицы. В этой связи возникает вопрос о необходимости серьезной корректировки экономического курса.
Участники Межрегионального банковского совета считают необходимым реализацию в банковском секторе следующих основных мероприятий:
1. В качестве монетарных мер:
§ снижение ставки рефинансирования до 8% -10% годовых;
§ введение валютного регулирования для юридических лиц в части установления требований к продаже валютной выручки.
2. Для повышения капитализации национальной банковской системы:
§ введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка;
§ освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков;
§ снижение норматива достаточности капитала (Н1) до 8%;
§ увеличение соотношения капитала 2-ого уровня к капиталу 1-ого уровня с 50% до 100%;
§ пересмотр ограничения размера субординированных кредитов, учитываемых при расчете капитала с 15% от капитала на 01.10.08 до 50% от капитала на последнюю квартальную отчетную дату;
§ покупка государством пакетов привилегированных акций с фиксированным размером дивиденда.
3. Для консолидации банковского сектора:
§ предоставление государством частным банкам капитала (привилегированные акции/субординированные кредиты), для приобретения неплатежеспособных банков;
§ совершенствование процедуры реорганизации кредитных организаций и упростить процедуры их банкротства.
4. Для формирования пассивов банков за счет источников внутреннего рынка:
§ обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов ЦБ и снижение их стоимости;
§ значительное увеличение размера страховых возмещений по вкладам физических лиц (как минимум до 3 млн. руб.), страхование средств юридических лиц;
§ законодательное закрепление возможности открытия безотзывных вкладов;
§ обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков;
§ предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках.
5. В качестве расширения спектра государственных гарантий:
§ включение 30-50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов на конкурсной основе под гарантии государства;
§ включение 30-50 крупнейших банков в программу кредитования предприятий МСБ на конкурсной основе под гарантии государства
§ дальнейшее увеличение капиталов АСВ и АИЖК (на 100 млрд. руб. и 60 млрд. руб. соответственно);
§ покрытие обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты, в том числе ипотечные, в результате кризиса.
6. Для упорядочения рынка «проблемных» активов:
§ формирование единой системы классификации проблемных активов;
§ выкуп государством у банков проблемных активов;
§ введение упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных со взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество;
7. Для повышения прозрачности и технологичности банковской системы
§ установление для 30-50 крупнейших банков обязанностей по подготовке отчетности в полном соответствии с правилами МСФО на ежеквартальной основе;
§ ввод дифференцированной системы надзора за банками;
§ разработка Банком России специальных нормативных актов для банков по антикризисному риск – менеджменту;
§ переход на электронный формат подачи отчётности банков регуляторам;
§ совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно-банковского обслуживания клиентов;
Участники Межрегионального банковского совета также констатируют необходимость реализации следующих основных мероприятий в реальном секторе экономики:
1. Снижение налоговой нагрузки, прежде всего, ставок НДС и ЕСН.
2. Удержание/снижение тарифов естественных монополий.
3. Финансирование конкретных инфраструктурных и высокотехнологичных проектов (транспортные сети, социальное жилье и ремонт жилого фонда, электроэнергетика, информационные технологии, машиностроение, авиация, космическая отрасль).
4. Поддержка внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования (посредством субсидирования процентных ставок по кредитам и частичной компенсации стоимости товара).
Данные меры позволят стимулировать спрос на продукцию большего количества участников рынка, прекратить финансирование неэффективных предприятий, снизить издержки предприятий и повысить их экономическую активность, даже несмотря на выпадающие доходы, существенно снизить коррупционную составляющую, заложить основу для экономического роста после выхода кризиса.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, кредитные организации не должны применять методы недобросовестной конкуренции, соблюдать этические принципы в отношениях с клиентами и конкурентами:
§ не допускать информационных атак на банки- конкуренты;
§ предоставлять клиентам мотивированные обоснования повышения стоимости банковских услуг по действующим договорам;
§ предоставлять проблемным заемщикам возможность реструктурировать существующие обязательства в целях сохранения платежеспособности;
§ не допускать злоупотреблений при реализации заложенного имущества, особенно квартир, использовать обращения взыскания на заложенное имущество в качестве крайней меры взыскания задолженности.
Участники Межрегионального банковского совета считают, что отсутствие доступности кредитных ресурсов может вызвать спираль дефолтов, стагнацию реального сектора, деградацию целых отраслей экономики. Управление доходностью денежных ресурсов нельзя смешивать с борьбой с инфляцией. Существенное снижение капитализации банковской системы, наращивание «плохих» активов банками может привести к значительным изменениям всех обязательных банковских нормативов. В результате, банковская система может остаться без капитала уже ко второму кварталу 2009 года.
Наращивание государственного контроля, ужесточение налогового контроля как мера собираемости налогов, усиление надзора со стороны регуляторов не будут способствовать развитию финансового рынка, а будут окончательно убивать предпринимательскую активность.
Для укрепления экономики и предотвращения возможных социальных потрясений необходимо срочное принятие мер по стимулированию внутреннего спроса и обеспечению стабильности поведения населения.