МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Состоялась VII Всероссийская научно-практическая конференция "Мониторинг законодательства и правоприменительной практики"

26 июня 2009

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел VII Всероссийскую научно-практическую конференцию "Мониторинг законодательства и правоприменительной практики" на тему "Совершенствование законодательства – стратегический приоритет государственной политики: качество закона – качество жизни".

В своем докладе Сергей Миронов, в частности, сказал:

Семь лет назад, в 2003 году, собравшись на первой нашей конференции, мы ставили задачу обозначить место и роль мониторинга в правовой системе страны и вызвать интерес к этой проблеме в органах власти, научном и экспертном сообществе.

Сегодня можно говорить о том, что мониторинг законодательства и правоприменительной практики, включая систему правосудия, все более и более превращается в новый инструмент государственного управления.

Тема сегодняшней конференции – «Совершенствование законодательства и правоприменительной практики – стратегический приоритет государственной политики» - отражает содержание и смысл проделанной за эти годы работы. Такая постановка темы органично вбирает в себя результаты пути, который мы с вами проделали за эти годы - от теоретического обоснования идеи мониторинга до ее практического развертывания на всем пространстве страны.

Напомню о некоторых результатах.

Сегодня специалисты - и ученые, и практики - уже признают правомерность понимания правовой системы страны в единстве четырех составляющих – законотворчество, правоприменение, правосудие и, наконец, мониторинг права.

Более того, сегодня мы наблюдаем широкую заинтересованность практически всех органов государственной власти, научного, экспертного сообщества, институтов гражданского общества в системной работе по развитию мониторинга как специфической деятельности.

Появились первые специальные труды по проблемам мониторинга. Сегодня мы отмечаем лучшие из них в нашем конкурсе. В этой связи следует отметить научно-практическое пособие «Правовой мониторинг», изданное нашим давним партнером – Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России под руководством его первого заместителя Юрия Александровича Тихомирова.

На конференции будет обсуждаться уже пятый доклад Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации». В этой связи, я с благодарностью отмечаю высокий уровень взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации. Так, например, к нашему пятому докладу мы получили  материалы от 135 органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уже 27 субъектов сами готовят такие ежегодные доклады.

В органах государственной власти, министерствах и ведомствах, в субъектах Федерации создаются специализированные подразделения, которые на постоянной основе занимаются мониторингом. Готовятся соответствующие нормативные правовые акты, совершенствуется механизм планирования законотворческой деятельности – все это, безусловно, должно положительно сказаться на качестве федерального и регионального законодательства.

В Республике Татарстан, Пермском крае, Кемеровской, Нижегородской, Костромской, Самарской, Вологодской областях, городе Москве приняты различные акты по проведению мониторинга. В двух субъектах РФ – в Липецкой области и Ямало-Ненецком автономном округе – приняты специальные законы о мониторинге.

Важной задачей, стоящей перед нами, является создание практических механизмов, позволяющих использовать результаты мониторинга для совершенствования законотворческого процесса и разработки качественных законопроектов.

Так, во исполнение рекомендаций Президента России, сформулированных в послании Федеральному Собранию 2008 года, Советом Федерации совместно с Советом законодателей, законодательными органами субъектов Федерации подготовлена, обсуждена и принята Концепция совершенствования взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами субъектов РФ в федеральном законодательном процессе. В целях ее практической реализации Совет Федерации уже подписал соглашения о сотрудничестве с 25 законодательными органами субъектов Федерации.

Основные направления совершенствования взаимодействия Совета Федерации с субъектами Российской Федерации в законодательном процессе - это, прежде всего:

- проведение постоянного мониторинга практики применения федерального законодательства в субъектах Федерации;

- обеспечение учета интересов субъектов Федерации при формировании и реализации федеральной законодательной политики;

- совместное внесение в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы консолидированных законодательных инициатив в виде проектов федеральных законов. Хотел бы обратить Ваше внимание на этот новый термин;

- координация деятельности по аналитическому, организационному и правовому обеспечению участия регионов в совместном законодательном процессе;

- развитие системы информационного обеспечения в законотворческом процессе с использованием современных технологий.

Вот эти пять позиций во исполнение Послания Президента мы и будем реализовывать.

Прошу Вас обратить внимание на то, что на конференции будет работать специальная секция, посвященная этому важнейшему направлению нашей совместной деятельности.

Теперь несколько тезисов о проблемах и задачах на будущее.

Из года в год мы с вами говорим  о том, что количество принимаемых законов не обеспечивает их необходимого качества. Из года в год мы огорчаемся, что очень много отсылочных норм в наших законах. Из года в год мы констатируем, что сохраняется практика так называемого «заплатного» законодательства, что, к сожалению, вошло уже в некую вредную привычку. Постоянно мы призываем друг друга к выработке долговременной программы законопроектных работ, отсутствие которой существенно сказывается на эффективности правового регулирования.

Сегодня стало очевидно, что приоритетной задачей является совершенствование качества законодательства. Вместе с тем решение этой задачи невозможно без признания ее стратегическим приоритетом государственной политики. Российское государство нуждается в стабильном, непротиворечивом, эффективном законодательстве, которое станет основой успешного социально-экономического и политического развития страны.

При этом государственные органы в процессе правотворчества, правоприменения, правосудия и мониторинга права должны быть доступны, открыты и публичны в своей деятельности для граждан нашей страны.

Также считаю важным рассматривать качество законодательства через призму гуманизации, т.е. приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности, обеспечения благосостояния людей, создания условий для самореализации и совершенствования, формирования нового качества жизни наших сограждан.

Закон как высшая форма государственного решения и результат коллективного творчества является наиболее зримой и объективной оценкой регулирующего воздействия власти на качество жизни людей. В рамках законодательного процесса необходимо более активно внедрять публично-правовые формы его обеспечения. Например, совершенствовать механизмы учета мнения субъектов Федерации, результатов независимой общественной экспертизы, а также организовывать открытые публичные обсуждения социально значимых законопроектов.

Большая роль в этом процессе отводится и Общественной палате, для которой мы всегда открыты и с которой активно сотрудничаем.

В рамках работы по совершенствованию законодательства необходимо отметить особую актуальность внесенного в Государственную Думу Президентом и уже принятого в первом чтении законопроекта об антикоррупционной экспертизе. Как вы знаете, законопроект предлагает установить правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения. Антикоррупционную экспертизу будут проводить прокуратура, Министерство юстиции, а также все иные государственные органы и организации, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Отдельно отмечу, что в Совете Федерации эта работа поставлена на самый высокий уровень: недавно мы специально ввели должность заместителя Председателя Совета Федерации, основной обязанностью которого является как раз организация работы по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

Надеюсь, что все высказанные на конференции новые идеи, предложения и рекомендации станут нашими ориентирами по законодательному обеспечению достойного уровня и качества жизни граждан нашей страны, - заключил Председатель Совета Федерации.

По материалам пресс-службы Совета Федерации

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International