Председатель Совета Федерации Сергей Миронов выступил на пленарном заседании "Роль Сибири и Дальнего Востока в глобальном развитии" Международной экономической конференции в рамках Байкальского экономического форума.
Он, в частности, отметил, проходящая в рамках международного Байкальского экономического форума конференция является важной формой общественного диалога. На этой площадке, по его словам, уже не в первый раз обсуждаются актуальные проблемы, с которыми сталкивается экономика Сибири и Дальнего Востока России, а также прилегающих стран АТР. «Ведь это наиболее динамично развивающийся регион мира, роль которого в глобальном прогрессе с каждым годом растёт», - сказал Председатель Совета Федерации.
- Сибирь и Дальний Восток, продолжал Сергей Миронов, - богатейшие источники природных ресурсов, из которых Россия будет ещё многие десятилетия черпать силы, как для собственного развития, так и для обеспечения глобальных рынков.
В основе экономики восточных регионов страны лежит природно-ресурсный комплекс. Но, к сожалению, пока весь этот огромный потенциал задействован в экономике нашей страны недостаточно. В целом ресурсы недр региона используются не более чем на 30 процентов. Более того, уже добытые ресурсы не подвергаются глубокой переработке, поэтому готовый продукт имеет низкую добавочную стоимость.
Как подчеркнул Председатель Совета Федерации, главное богатство восточных территорий России – человеческий потенциал также находится не в лучшем состоянии. Сибирь и Дальний Восток по уровню и качеству социальной среды, доходам населения значительно отстают от центральной части страны. «Непросто обстоит дело в этом регионе и с демографией. Население этих регионов сокращается», - добавил он.
- Особенно остро, - заявил Сергей Миронов, - демографическая проблема стоит для Дальневосточного федерального округа - единственного в стране с отрицательным коэффициентом миграции в 2008 году. А всего население Дальнего Востока с 1990 года сократилось почти на полтора миллиона человек: с 8 до 6,5 миллиона человек. Во время визита на Камчатку Президент России сказал, что причины этого очевидны: «…низкий уровень жизни, невозможность реализовывать свои способности, найти себя в той или иной профессии». Опасной назвал Дмитрий Анатольевич Медведев и оценку людьми своего пребывания на Дальнем Востоке, как временного.
Не менее тревожной является и тенденция ослабления внутренних взаимосвязей восточносибирских и дальневосточных регионов, как между собой, так и с европейской частью страны. Например, торговый оборот российского Дальнего Востока со странами АТР в 4,5 раза выше, чем с западными регионами России.
Нельзя сегодня не говорить о влиянии на экономику этих регионов мирового финансово-экономического кризиса, продолжал Председатель Совета Федерации. «По мнению большинства экспертов, выступивших на прошедшем недавно Петербургском экономическом форуме, мы находимся на пике глобального кризиса. Мировая экономика в настоящее время испытывает наиболее серьезный спад со времен Второй мировой войны. По прогнозам Всемирного банка в целом спад мирового ВВП в 2009 году составит 2,9 процента.
В России, по прогнозам наших экспертов, спад ВВП к концу года составит не менее 6 процентов, а по промышленному производству он уже достиг в январе-мае 15,4 процентов. Уровень безработицы по методике Международной организации труда оценивается на уровне 7,5–8 процентов от экономически активного населения страны. Это очень тревожные показатели. Они говорят о том, что нам необходимо продолжать поиск путей преодоления кризиса с удвоенной энергией».
Не секрет, заявил Сергей Миронов, что основная причина уязвимости российской экономики кроется в её экспортно-сырьевом характере, зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, и особенно, от цен на нефть.
Слабость финансовой системы России и зависимость от внешнего кредитования при накоплении огромных государственных финансовых резервов усилили, по его словам, подверженность отечественной экономики влиянию от внешних воздействий.
- К сожалению, нам не удалось правильно оценить и реализовать шанс, выпавший России в годы высоких нефтяных доходов, сделать быстрый модернизационный рывок страны. Хотя разговоров на эту тему было много. Слишком поздно были созданы институты развития: Инвестиционный и Венчурный фонды, особые экономические зоны. Оказалась низка и их эффективность. Ряд долго обсуждавшихся проблем финансовой системы так и не был решен за время подъёма.
Я глубоко убеждён, что если бы мы не на словах, а на деле использовали благоприятные годы для изменения структуры нашей экономики, для её диверсификации, проведения активной промышленной политики мы бы гораздо легче переживали сегодняшний кризис. Были бы не столь зависимы от внешней конъюнктуры.
Анализ доработанной и принятой недавно программы антикризисных мер, подчеркнул глава Совета Федерации, говорит о том, что определенные шаги в правильном направлении уже сделаны. «Так, например, меняется подход к денежному предложению. Наконец, делается акцент на внутренние источники формирования денежной базы, предусмотрен резкий рост кредитного канала со стороны Банка России. Замечу только, что эффективность таких действий, предпринимаемых в порядке пожаротушения, намного ниже, чем постоянная системная работа. В результате, деньги в реальный сектор идут с огромным трудом. Всё чаще приходится использовать механизмы, так называемого «ручного управления», а спасение большинства градообразующих предприятий вынуждает применять «внешнее управление» со стороны государства», - сказал Сергей Миронов.
Как сообщил докладчик, Правительством предложено слишком мало мер, направленных на стимулирование развития новых динамичных секторов экономики, среднего бизнеса. По его словам, в качестве основных адресатов антикризисных действий выступают крупные и сверхкрупные компании традиционных секторов - примерно 60 процентов от общего объёма. Запаздывает реализация мер по закупкам для государственных нужд, что сводит на нет стимулирование внутреннего спроса, заявил он.
- Нам как воздух необходима системная политика по формированию и управлению «длинными» денежными ресурсами в экономике. Она должна опираться, в первую очередь, на внутренние источники и гибкие инструменты, создающие стимулы для направления средств на модернизацию, в приоритетные отрасли экономики.
«Что касается определения приоритетов развития и стратегических задач, стоящих перед экономикой России, - продолжал Председатель Совета Федерации, - то здесь, как мне кажется, мы достигли общественного согласия. В ноябре 2008 года Правительство утвердило Концепцию долгосрочного развития России до 2020 года». По признанию экспертного сообщества, добавил он, – это наилучший документ стратегического планирования, разработанный за последние годы, который нацелен на инновационный путь развития страны.
Разработана стратегия развития финансового рынка до 2020 года, завершается подготовка концепции создания в России – Москве - международного финансового центра, заявил Сергей Миронов. По его словам, в период кризиса ни в коей мере нельзя отказываться от заявленных долгосрочных планов. «Наоборот, - подчеркнул он, - мы должны продолжить работу по их эффективной реализации; уже сегодня необходимо выстраивать мост из нынешней ситуации в новое качество экономики после выхода из кризиса. Ведь кризис - это не только вызовы, не только потери, это еще и новые возможности».
Нынешняя экономическая ситуация приведёт к смене лидеров экономического развития в глобальном измерении, отметил Сергей Миронов. «Полностью согласен с Председателем Правительства Владимиром Путиным, - заявил он, - который во время недавнего визита в Токио заметил: «При всех своих негативных моментах кризис предоставляет уникальную возможность для реформирования экономики, оздоровления мировой финансовой системы, формирования современной повестки дня, в которой должна найти адекватное отражение возрастающая роль новых центров экономического роста и политического влияния. Прежде всего, я имею в виду Азиатско-Тихоокеанский регион». По словам главы палаты российского парламента, об этом же свидетельствуют недавние встречи стран-членов ШОС и БРИК в Екатеринбурге.
- Несмотря на кризис, между Россией и нашими соседями активно развивается приграничное и межрегиональное сотрудничество. Большой вклад в развитие этих отношений внесли такие мероприятия, как 13-й Российско-Китайский форум по межрегиональному сотрудничеству, Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка, четвертая торгово-инвестиционная ярмарка стран Северо-Восточной Азии, пятый Байкальский экономический форум. Надеюсь, весомый вклад внесёт и наша международная конференция.
Председатель Совета Федерации напомнил о подготовленном в Правительстве страны проекте «Стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года». По его словам, документ является, по сути, первым опытом стратегического планирования, предпринятым на федеральном уровне для столь крупного региона, который занимает 40 процентов территории страны.
- Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья опирается на инновационный сценарий развития, который предполагает наиболее полное использование конкурентных преимуществ региона, его природно-ресурсного и транзитного потенциала, модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры. Кроме того, этот документ уже учитывает кризисные явления в экономике и увязан с другими федеральными целевыми программами.
В качестве стратегических целей развития Дальнего Востока и Байкальского региона названы формирование развитой экономики и комфортной среды обитания населения региона, достижение уровня социально-экономического развития, превышающего среднероссийские показатели. Это грандиозная задача, которая превосходит по своим масштабам все предыдущие программы освоения Западной Сибири. Но я уверен, что она нам по силам. Сибирь и Дальний Восток имеют все возможности стать оплотом индустриального и инновационного рывка для всей страны.
Председатель Совета Федерации обратил внимание на то, что конференция проходит в уникальной природно-экологической зоне Байкала. По его словам, экологически чистая среда такого огромного региона является неоспоримым конкурентным преимуществом России перед другими странами. «Экосистемы таких регионов поддерживают необходимое равновесие биосферы и препятствуют неблагоприятным изменениям климата Земли, - заметил Сергей Миронов. - Поэтому проекты по дальнейшему освоению таких территорий должны предусматривать оптимальное соотношение между экономическим развитием и сохранением природной среды Сибири, природных заповедников этого края».
- В реализации проектов конечно нужны скоординированные коллективные действия мирового сообщества и, прежде всего, наших соседей. Считаю, что план создания в рамках ШОС специального Центра совместного реагирования на катастрофы природного и техногенного характера, поддержанный на недавнем саммите ШОС в Екатеринбурге – важный шаг в направлении создания глобальной системы контроля над климатом и техносферой.
Как заявил Председатель Совета Федерации, в последние десятилетия накоплен немалый опыт в реализации федеральных целевых программ по охране озера Байкал и Байкальских природных территорий. По его словам, было немало трудностей, даже ошибок, не все меры удалось реализовать; но за этот период и у руководства страны, и у региональных властей сформировалось более четкое понимание того, как решить непростую задачу – увязать интенсивное социально-экономическое развитие региона с реализацией задач по сохранению окружающей среды.
- Вы знаете, - продолжал Сергей Миронов, - что сейчас идет доработка новой федеральной целевой программы по охране озера Байкал. В этой связи требуется более активная и четкая позиция Министерства природы по согласованию и утверждению программы с учетом всех поступивших предложений и, прежде всего, от региональных властей и специалистов. Крайне важно продолжить уже начатые меры по ликвидации последствий деятельности экологически опасных хозяйственных объектов. Многому научила нас история с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом. Такого рода предприятия не могут быть остановлены одномоментно, как выключенный из сети рубильник. Государство должно существенно расширить свои возможности в решении таких сложных проблем, а не быть только сторонним наблюдателем.
Безусловно, в дальнейшем при реализации задач модернизации этих регионов должны использоваться только экологически чистые и безопасные технологии, что позволит стать Сибири и Дальнему Востоку не только промышленным центром России, но и экологической кладовой Земли.
Председатель Совета Федерации подчеркнул неизменность своей принципиальной позиции – ответственность за сохранение чистоты Байкала нуждается в ужесточении. «Давно назрели изменения в действующее законодательство, в том числе в закон об охране озера Байкал, - заявил он. - Необходимо более чётко прописать статус и режим водоохраной зоны Байкала, обязательства и ответственность федеральных, региональных и местных властей. Пока же практически все издержки, связанные с выполнением природоохранных функций по Байкалу несут на себе пограничные с озером территории».
Он указал также на затянувшуюся разработку нормативов предельно допустимого воздействия на экологическую систему Байкала. «Ситуация заставляет нас действовать более энергично», - добавил Сергей Миронов.
Обращаясь к собравшимся, Председатель Совета Федерации сказал: «Наша конференция стала неотъемлемой частью Байкальского экономического форума, главная задача которого - содействовать претворению в жизнь стратегии социально-экономического развития Востока России. Предыдущие форумы способствовали формированию ясного взгляда на роль и место Сибири и Дальнего Востока в межрегиональной и мировой экономической интеграции ХХI века. Высокий уровень представительства нашей конференции подтверждает авторитет Байкальского экономического форума, обоснованность прозвучавших там предложений. Конференция в Улан-Удэ не только продолжает традицию Байкальского форума как центра «интеллектуального штурма», направленного на решение важнейших задач современной России, но и дает жизнь многим начинаниям и пилотным проектам».
В заключение глава палаты Федерального Собрания России высказал убеждение, что и в перспективе конференция останется наиболее подходящей площадкой как для разработки конкретных рекомендаций и предложений для органов законодательной и исполнительной власти, так и для углубления международного сотрудничества.
По материалам пресс-службы Совета Федерации