Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в рамках рабочей поездки на Украину выступил на заседании Международной парламентской конференции по вопросам европейской безопасности в Киеве.
Европейская безопасность, заявил Сергей Миронов, является важнейшим компонентом глобальной стабильности и безопасности. История, по словам Председателя Совета Федерации, убедительно свидетельствует – когда политические бури сотрясают Европу, содрогается весь мир. Пример этому – две мировые войны. Начавшись в Европе, они как торнадо втянули в эту катастрофическую воронку всю планету.
Окончание Второй мировой войны, напомнил он, казалось бы, породило надежду на вечный мир и благополучие народов, истерзанных молохом фашизма. Однако, к сожалению, реалии были иными. К концу 60-х годов ХХ века ситуация в Европе и мире сложилась так, что международное сообщество было вынуждено задуматься о формировании новой структуры безопасности. Именно таким путём Европа пришла к Хельсинки. Подписание Хельсинкского Заключительного акта стало судьбоносным решением не только для Европы, но и для всего мира.
Сегодня, подчеркнул Сергей Миронов, мы оказались перед лицом новой реальности – по истечении 35 лет возникла острая необходимость формирования современной архитектуры европейской безопасности. Главная причина этого, считает Председатель Совета Федерации, - радикальные изменения политического ландшафта в Европе и мире. Рухнула биполярная система международных отношений, так как с политической карты исчез Советский Союз. Кануло в лету разделение мира по идеологическому принципу. Именно эти фундаментальные факторы выдвигают на первый план задачу формирования новой, отвечающей реальностям нашего времени, архитектуры европейской безопасности.
Полагаю, продолжил Сергей Миронов, что в процессе этой работы нам необходимо учесть некоторые наработки, которые были сделаны еще в эпоху "холодной войны". Так, на нашем континенте были созданы ОБСЕ и другие международные механизмы, которые выросли из общеевропейского процесса. Что же происходит с «тремя корзинами» этого процесса в настоящее время?
Сергей Миронов объяснил, что в «первой корзине», куда входит блок военно-политических вопросов, ситуация выглядит, мягко говоря, противоречивой. «Холодной войны» и идеологического противостояния больше нет. Однако на континенте остаётся один единственный военно-политический блок – НАТО, который, несмотря на изменения политического ландшафта Европы и мира неуклонно расширяется в восточном направлении и продолжает действовать в прежнем режиме. Более того, сфера деятельности Североатлантического альянса начинает выходить за рамки его географической ответственности, распространяется на новые регионы вне евроатлантической зоны.
Одновременно с этим процесс разоружения на самом европейском континенте зашёл в тупик, в том числе из-за отказа ряда государств-членов НАТО ратифицировать ДОВСЕ. Соответственно, это вынудило Россию приостановить своё участие в данном договоре.
Далее Сергей Миронов пояснил, что во «второй корзине», которая включает вопросы сотрудничества в области экономики и экологии, положение тоже неоднозначное. Экономическая составляющая, которая имела смысл в условиях наличия в Европе двух противоположенных общественно экономических систем, оказалась выхолощена. Действительно, сейчас на континенте все государства придерживаются одинаковых рыночных принципов развития. Кардинальных различий между ними в экономической философии больше нет. Поэтому смысл «второй корзины», сформулированной, как и весь Заключительный акт Хельсинки ещё в 1975 году, просто-напросто устарел.
В том, что касается экологических положений, то они, наоборот, нуждаются в дальнейшем развитии и усилении, но уже с учётом новых экологических вызовов нашего времени.
Без всякого сомнения, отметил Председатель Совета Федерации, сохраняется востребованность гуманитарного измерения хельсинкского процесса, которое относится к «третьей корзине». Актуальность вопросов прав человека, развития демократических институтов, гуманитарных обменов в современных условиях возрастает. Однако подходы к решению данного комплекса проблем должны быть честными, без двойных стандартов и односторонних претензий на собственную непогрешимость.
Главное, по мнению Сергея Миронова, состоит в том, что решения в руководящих органах ОБСЕ, принимающиеся на основе консенсуса, носят политический, а не юридически обязывающий характер.
Таким образом, считает Председатель Совета Федерации, в сегодняшней Европе мы имеем весьма рыхлую, желе подобную систему безопасности, которая к тому же даёт сбои в самые ответственные моменты. Ярким свидетельством этому явились события на Кавказе в августе 2008 года, спровоцированные агрессией Грузии против Южной Осетии. Подобное положение не может устраивать никого.
В сложившейся ситуации абсолютно закономерной стала инициатива России о разработке и заключении юридически обязывающего Договора о европейской безопасности.
«Хотел бы сразу подчеркнуть, что эта инициатива не предполагает «маргинализации» какой-либо страны или организации. Наоборот, она предусматривает участие всех государств и многосторонних объединений евроатлантической зоны в разработке положений Договора», - заметил Сергей Миронов.
Речь, в частности, идёт о таких объединениях как Евросоюз, НАТО, СНГ и ОДКБ. При этом следует отметить, что все эти организации, в силу их институциональной природы, занимаются обеспечением безопасности автономно. Их действия не скоординированы, а главное они не охватывают всю евроатлантическую зону. Поэтому возникает реальная потребность в разработке «зонтичных» механизмов сотрудничества в сфере безопасности, которые охватывали бы всю Европу и прилегающие к ней морские пространства.
По мнению российской стороны, в Договор о европейской безопасности должны быть заложены четыре основных смысловых блока.
Сергей Миронов объяснил, что первый блок подтверждает базовые принципы межгосударственных отношений, включая уважение суверенитета, территориальной целостности и независимости государств, невмешательство во внутренние дела, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. Здесь же предлагается отразить такие элементы, как недопустимость применения силы или угрозы её применения, отказ обеспечивать свою безопасность за счёт других, недопущение действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности, запрет на развитие военных союзов в ущерб безопасности других участников Договора, уважение права на нейтралитет и так далее.
Второй блок касается принципов развития режимов контроля над вооружениями, укрепления доверия, сдержанности и разумной достаточности в военном строительстве. Сюда относятся принципы ненаступательной обороны, отказа от дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил за пределами своих территорий и другие.
Третий блок может быть посвящён принципам урегулирования конфликтов. Имеется в виду, что в Договоре будут зафиксированы единообразные правила, применяемые ко всем кризисным ситуациям. Здесь же можно отразить общие подходы к их предупреждению и мирному урегулированию на основе переговоров.
Четвёртый блок Договора предлагается посвятить механизмам взаимодействия государств и организаций по противодействию новым угрозам и вызовам, включая распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков и другие виды трансграничной организованной преступности.
Естественно, подчеркнул Сергей Миронов, над содержательным наполнением Договора можно и нужно работать только совместно. Российская сторона готова к обсуждению и проработке любых идей и предложений в этой области, от кого бы они не исходили. Несомненно, что при подготовке будущего документа следует попытаться максимально использовать наработанный опыт ОБСЕ, его потенциал и институты.
Убеждён, продолжил Сергей Миронов, что реальный вклад в разработку и подготовку будущего Договора о европейской безопасности способны внести парламентарии европейских стран. Причём эта работа может проводиться как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях.
Помимо усилий, предпринимаемых по линии исполнительных органов власти, роль парламентариев в формировании международно-правовых основ европейской безопасности чрезвычайно велика. В этой связи, Председатель Совета Федерации напомнил о своём предложении, высказанном в Гааге в апреле нынешнего года на 11-м заседании Ассоциации европейских сенатов, о возможности проведения парламентского саммита по проблемам архитектуры будущей европейской безопасности.
В таком форуме, по его мнению, могли бы принять участие руководители и другие представители от Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ, Европейской ассамблеи по вопросам безопасности и обороны, Парламентской Ассамблеи НАТО, Европарламента и Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
«Проведение такого форума может дать дополнительный импульс многотрудной работе по выработке Договора о европейской безопасности, стать важным дополнением усилий, которые предпринимаются на этом направлении по линии правительств европейских государств», - заметил Сергей Миронов.
Мы исходим из того, подчеркнул Председатель Совета Федерации, что несущей конструкцией международной системы безопасности в ХХI веке должны быть международное право и Организация Объединённых Наций. Хотя и они требуют совершенствования и определённой корректировки. Вместе с тем, считает Сергей Миронов, Европа могла бы взять на себя роль первопроходца, стать своего рода творческой лабораторией по разработке и практической обкатке новых компонентов глобальной системы безопасности.
При этом, по его словам, надо исходить из того, чтоб при обсуждении вопросов создания новой архитектуры европейской безопасности – не должно быть запретных тем. Хорошо известно, отметил Сергей Миронов, что в современных условиях безопасность – понятие комплексное. Помимо чисто военной составляющей, заметил он, оно имеет политические, экономические, экологические, социальные и другие аспекты.
Сергей Миронов полагает, что наше взаимодействие на этом направлении с коллегами из западноевропейских межпарламентских организаций приобретает особое значение.
«Впереди у нас большая и трудная работа. И я уверен, что мы, парламентарии, имеющие большой опыт законодательной деятельности по этим и другим направлениям, а также в области урегулирования конфликтов, сумеем внести достойный вклад в общие усилия по формированию пространства безопасности на европейском континенте», - заявил Сергей Миронов.
По материалам пресс-службы Совета Федерации