МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Состоялось заседание Совета законодателей

09 ноября 2009

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел заседание Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей) на тему "О законодательном обеспечении развития инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации".

Обращаясь к собравшимся, Сергей Миронов указал, что место нашей страны в мире будет определяться тем, удастся ли создать необходимые условия для модернизации. Он предложил собравшимся обсудить конкретные формы и механизмы участия регионов России в этом процессе. Очевидно, сказал он, что если бы доля наукоёмкого производства и экспорта России была бы выше, то и последствия кризиса сказались бы на наших гражданах в намного меньшей степени.

Сергей Миронов акцентировал внимание на ситуации, складывающейся в экономике регионов. Там, где добывают нефть и газ, по его словам, как правило, живется лучше; там же, где собирают самолёты и строят ускорители, – стагнация и социальные проблемы. Он заявил, что это означает одно: государственная научно-техническая политика, меры по поддержке наукоёмкого производства со стороны федерального центра нуждаются в усилении.

Председатель СФ отметил, что предпринятые руководством страны энергичные действия последних лет привели к созданию новых для России инновационных институтов - венчурных фондов и госкорпораций, технопарков и бизнес-инкубаторов. Растет число наукоградов, особых экономических зон, университетов. Однако, по его словам, созданные структуры подчас остаются «вещью в себе», «страдают нашими старыми болезнями: бюрократизмом и низкой эффективностью, ведомственной разобщенностью и приверженностью отраслевому лоббизму».

Особое внимание в последнее время уделяется пяти основным технологическим приоритетам, которые определены Президентом как «стратегические векторы экономической модернизации страны», продолжал глава верхней палаты российского парламента: это энергия, топливо, ядерные технологии, информационные технологии, космическая инфраструктура, отдельные виды медицинской техники. Концентрация усилий государства и бизнеса на этих направлениях требует, по его словам, дополнительного правового регулирования. Прежде всего, подчеркнул он, требуются справедливая бюджетно-налоговая и кредитная политика, а в региональном аспекте – рациональное размещение наукоёмких производств на территории страны, реализация проектов, нацеленных на конкретный результат.

Очевидно, добавил Сергей Миронов, что остро необходим закон о государственном стратегическом планировании. К сожалению, по его словам, он все ещё разрабатывается. Председатель Совета Федерации высказал убеждение, что этот документ должен учесть региональный опыт стратегического планирования, закрепить процедуру разработки национальной стратегии социально-экономического развития, в том числе планирования основных индикаторов качества жизни и здоровья населения.

Как сообщил глава палаты российского парламента, в большинстве субъектов Федерации приняты специальные региональные законы об инновационной деятельности, а в нескольких субъектах РФ реализуются региональные целевые программы инновационного развития, которые, по сути, имеют силу закона. По его словам, встречи и мероприятия в регионах страны, обсуждения в Совете Федерации показывают, что большинство российских регионов однозначно выступают за ускоренное развитие федерального законодательства в сфере научно-технической и промышленной политики, за принятие рамочного федерального закона. Такой закон, по мнению Председателя СФ, должен определять основные понятия, связанные с инновационной деятельностью, принципы её государственной поддержки и стимулирования. «Убеждён, что такой закон в современных условиях действительно нужен, - заявил он. - Более того, он может быть не просто «рамочным», а стать целостным правовым каркасом модернизации науки и промышленности. Полагаю, что Совет Федерации совместно с Советом законодателей и со всеми российскими регионами сможет выработать консолидированную позицию по этому важнейшему вопросу. Время для этого уже давно пришло».

Сергей Миронов отметил, что Совет законодателей мог бы стать экспертной площадкой для оценки всего законодательного массива обеспечения инновационной политики. Он обратил также внимание на имеющиеся в Совете Федерации наработки профильных комитетов палаты, предложения институтов гражданского общества, которые, по его словам, следует использовать и продвигать.

Глава Совета Федерации подчеркнул необходимость анализа и использования зарубежного законодательного опыта. Он указал, в частности, на то обстоятельство, что в развитых странах мира государственное финансирование инноваций в абсолютных цифрах хотя и намного выше, чем у нас, но доля его в сравнении с частными инвестициями невелика. При этом число законов и подзаконных актов в этой сфере в разы больше, чем в России, заключил Сергей Миронов. Так, может быть, надо активизировать законодательное стимулирование бизнеса к нововведениям; не заставлять силой, а создавать преференции, заметил он.

Нужны стимулы для того, чтобы промышленность начала предъявлять спрос на научные разработки, продолжал Председатель СФ. Он напомнил о советском опыте обязательного отчисления определенных сумм на инновации, призвал взглянуть на зарубежный опыт освобождения от налога той прибыли, которая получена от реализации наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Как Председатель Межпарламентской Ассамблеи СНГ Сергей Миронов рекомендовал коллегам внимательно ознакомиться с модельными законами, принятыми за последние годы МПА СНГ. Они, по его словам, аккумулируют и опыт стран Содружества, многие из которых в развитии и кодификации законодательства в области науки и инноваций продвинулись дальше.

Значительное внимание Сергей Миронов уделил проблемам реализации 217-го Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Этот правовой акт, по его словам, создал реальную основу для наиболее полной реализации творческого потенциала учёных, преподавателей, студентов. Как заметил Председатель Совета Федерации, этот закон давно востребован, на местах его ждали, возлагали на него большие надежды. Однако, добавил он, на практике всё пока далеко не просто. Сергей Миронов перечислил основные проблемы, с которыми сталкивается его реализация: отсутствие у большинства вузов и НИИ необходимой инфраструктуры; острая нехватка специалистов-патентоведов; неопределённость в вопросах доступа таких малых предприятий к объектам недвижимости, информационным ресурсам, уникальному оборудованию. Хотелось бы надеяться, добавил глава Совета Федерации, что новый закон позволит шире вовлечь в достижение инновационного прорыва институты Российской Академии наук, других государственных академий. Он подчеркнул, что следует продолжить многовековую традицию, когда российские учёные способствуют социально-экономическому развитию, модернизации России, меняют облик целых регионов, особенно на востоке страны. Сергей Миронов заметил, что служение образованных людей на благо Отечества является одной из самых привлекательных российских традиций.

Председатель Совета Федерации высказался за необходимость создания комиссии Совета законодателей по вопросам законодательного обеспечения инновационной деятельности.

По материалам пресс-службы Совета Федерации

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International