Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел заседание президиума Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей).
В работе президиума Совета законодателей приняли участие первый заместитель Председателя СФ Александр Торшин, председатель Московской областной Думы Валерий Аксаков, председатель Областной Думы Заксобрания Свердловской области Николай Воронин, председатель Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Игорь Кошин, председатель Самарской губернской Думы Виктор Сазонов, председатель Московской городской Думы Владимир Платонов. С докладом по проблемам законодательного обеспечения промышленной политики выступил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике Сергей Шатиров. Правительство РФ на заседании представлял статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов.
Принимала участников выездного заседания президиума Совета законодателей Московская областная дума. Председатель Московской областной думы Валерий Аксаков провел для своих коллег из Совета Федерации и законодательных собраний регионов России – членов президиума Совета законодателей ознакомительную экскурсию по зданию областного Московского парламента. Уровень организации работы в Московской областной думе - залы заседаний, конференц-зал, пресс-центр - получили высокую оценку законодателей.
В рамках выездного заседания президиума Совета законодателей, посвященного региональным аспектам развития промышленности, была организована выставка «Промышленность Московской области». Участники заседания ознакомились с информацией о профиле работы и перспективных возможностях предприятий Подмосковья.
Открыл заседание Председатель СФ, председатель Совета законодателей Сергей Миронов.
* * *
СЕРГЕЙ МИРОНОВ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА НЕ ИМЕЕТ НЕОБХОДИМОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ
Сергей Миронов констатировал факт отсутствия в стране закона, определяющего стратегически и комплексно государственную промышленную политику.
«Не определены такие понятия, как сама «промышленность» и «отрасли промышленности». Действующее законодательство в промышленной сфере разобщено, напоминает мозаику. Поддержка промышленного развития строится на разрозненных по регионам, отраслям и уровням власти стратегиям и программам. У каждого региона сегодня свои методы, свои программы и планы, нет согласованности в действиях», - обозначил проблему Сергей Миронов. Именно это определяет актуальность главной задачи, которую надо решить законодателям – принять базовый федеральный закон для формирования общей концепции государственной промышленной политики, согласования разных сегментов, действующих сегодня. При этом глава Совета Федерации отметил, что будущий закон «не должен причесывать всех под одну гребенку, а напротив, учитывать специфику промышленного развития различных субъектов Федерации».
В Госдуме рассматривались уже два законопроекта по промышленной политике. Однако, по мнению Сергея Миронова, их отклонение вполне объяснимо и оправдано. В этих документах отсутствовал системный подход при явной перенасыщенности декларативными нормами. «Нам нужен другой закон, наполненный конкретикой, учитывающий предложения субъектов Федерации. Делать что-то формально, для «галочки» в отчете нам не надо», - подчеркнул Сергей Миронов.
Завершая выступление, Сергей Миронов выразил надежду на то, что регионы примут самое активное участие в работе над проектом закона о промышленной политике.
* * *
Первый заместитель председателя Комитета СФ по промышленной политике Сергей Шатиров отметил: в любой успешной экономике промышленная стратегия всегда в руках государства.
Сегодня существует ряд общих и отраслевых стратегий, принимается множество мер, которые не увязаны между собой. Так, отметил Сергей Шатиров, все субъекты Федерации имеют стратегии регионального развития. На практике промышленная политика в субъектах Российской Федерации осуществляется также на основе разрозненных программ поддержки отдельных промышленных секторов. Стратегические перспективы отраслей промышленности определены разными документами на разные периоды (некоторые уже и прекратили свое действие). Всего в сфере промышленной политики действует 60 Федеральных законов, 10 Указов Президента, и целый ряд правительственных и отраслевых постановлений.
В такой ситуации невозможно объективно оценить результативность и эффективность реализуемых мер, повысить конкурентоспособность товаров российских производителей.
«Нужны общие правила, обозначенные приоритеты, точки роста, понятные механизмы. Если активно будут развиваться приоритетные отрасли, они вытянут и другие отрасли. И реальную отдачу почувствуют все регионы», - уверен Сергей Шатиров.
Направленность приоритетов в промышленной политике понятна. Это должны быть, считает Сергей Шатиров, стимулирование инновационной и энергосберегающей отраслей, переход от добывающей к производящей экономике. На федеральном уровне одобрено 11 стратегий и концепций, есть они в регионах, отметил С.Шатиров. Но надо на федеральном уровне определиться с субъектами и инструментариями промышленной политики, дать определение используемым терминам, таким как технопарки или наукограды.
Во-вторых, считает Сергей Шатиров, надо защитить инвестиции в экономику, дать законодательные гарантии создающимся или модернизирующимся предприятиям. Если создается что-то полезное, перспективное, почему бы не предусмотреть налоговые льготы? Для выживания бизнес проекта, нового производства рентабельность является решающим фактором, и именно здесь государство должно оказать поддержку,- считает Сергей Шатиров. Только этим путем можно добиться повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской промышленности.
* * *
Председатель Московской областной Думы Валерий Аксаков сообщил – за прошлый года объем промышленного производства в Московской области сократился на 15%. Хотя по стоимости отгруженной продукции – 1 трлн рублей – область вышла на третье место среди регионов России. Треть доходов в областной бюджет и занятость каждого десятого жителя Подмосковья – это научно-промышленный комплекс, деятельность наукоградов. Именно в Московской области, надо отметить, находится большинство российских наукоградов.
Чтобы определить роль и место субъекта Федерации в сфере промышленной политики, надо ускорить доработку и принятие законов на федеральном уровне, подчеркнул Валерий Аксаков. Региональный закон Мособлдума приняла уже в 2001 году, и он предусматривал 8 форм поддержки промышленных предприятий. Однако из этого перечня по требованию федерального законодательства был убраны две важнейшие формы – программный метод и размещение государственных и муниципальных законов преимущественно среди местных производителей.
В 2008 году в Московской области был принят закон о промышленных округах, направленный на перераспределение инвестиций в пользу дотационных муниципальных образований, рассказал Валерий Аксаков. Для поддержки малого и среднего бизнеса было принято решение о строительстве торгово-производственных комплексов. За последние два года расширен перечень налоговых льгот по налогу на прибыль для субъектов экономической деятельности, поделился Валерий Аксаков опытом принятия региональных мер для поддержки промышленного развития.
Наиболее острыми проблемами, стоящими перед промышленным комплексом Валерий Аксаков назвал нехватку оборотных средств и высокую степень износа оборудования. Он обратил внимание на то, что не работает существующая 5 лет норма налогового кодекса о предоставлении предприятиям инвестиционного налогового кредита. Московские законодатели готовы внести законодательную инициативу по совершенствованию порядка предоставления данного вида налогового кредита, сообщил глава Мособлдумы Валерий Аксаков.
Высокая степень износа основных средств требует создания систему стимулирования ускоренного технического переоснащения и технологической модернизации производства. Для этого необходимо и снижение ввозных пошлин на высокотехнологичное оборудование, и предоставление отсрочки по уплате НДС и ряд других мер, отметил Валерий Аксаков.
Еще одно практическое вопрос, поднятый главой Мособлдумы – предусмотреть крупным предприятиям доступ ко всем мерам господдержки, разработанных для градообразующих предприятий. Актуальной проблемой для производственников является и несовершенство порядка поставки природного газа промышленным предприятиям.
Призывая принять все меры к скорейшему решению вышеназванных проблем. Валерий Аксаков заметил, что многие из них лежат в исполнительно-распорядительной сфере и не требуют законодательного решения.
* * *
Далее на заседании президиума выступили представители региональных парламентов – Свердловской и Самарской областей, а также Московской городской Думы.
Председатель Областной Думы Заксобрания Свердловской области Николай Воронин рассказал о мерах поддержки промышленности в регионе, где вклад машиностроения, металлургии и «оборонки» в областной бюджет составляет порядка 70%. В Свердловской области накоплен серьезный опыт поддержки промышленных предприятий - конверсия, сохранение рабочих мест и т.д. Принята программа развития производительных сил на период до 2020 года. Есть и позитивные результаты в отдельных отраслях, рассказал Николай Воронин.
Главный недостаток, считает Николай Воронин: говорим о развитии отдельных отраслей, причем обособленно в каждом регионе. Принимая региональные законы, депутаты сталкиваются с отсутствием понятийного аппарата. Возникают юридические сложности и даже обвинения в чрезмерном регулировании хозяйственной деятельности со стороны промышленников.
«Надо быстрее и четче определяться на уровне Федерации, а не по регионам. Должны быть на уровне государства целевые программы, ясно обозначенные приоритетные отрасли, которые смогут завоевать мировой рынок», - подчеркнул Николай Воронин.
Региональный закон по поддержке промышленности без федерального закона носит декларативный характер, продолжил председатель Самарской губернской Думы Виктор Сазонов. Он сообщил, что самарские депутаты уже дважды направляли в Госдуму законодательные инициативы по инновационной деятельности и инвестициям в промышленности (в 2005 и 2006 годах). Поддержку инициативы региона, направленные на ускоренное промышленное развитие, пока не нашли, констатировал Виктор Сазонов.
Спикер Московской городской Думы Владимир Платонов не только рассказал об опыте Москвы по поддержке промышленного потенциала региона, а внес на рассмотрение Совета законодателей целый пакет законодательных предложений.
Закон о народных предприятиях, действующий в Москве, льготирование аренды для промышленных предприятий, создание региональных фондов поддержки технологического развития - все это опыт Москвы, который может стать эффективным инструментарием и на федеральном уровне, и в каждом из субъектов Федерации.
Владимир Платонов внес предложение о подготовке консолидированной законодательной инициативы Совета Федерации по вопросам поддержки промышленной политики. В этой инициативе можно было бы обобщить опыт регионов и учесть все предложения субъектов Федерации.
Предложение было поддержано главой Совета Федерации и председателем Совета законодателей Сергеем Мироновым. Поручение начать работу в этом направлении Сергей Миронов дал профильному Комитету Совета Федерации – по промышленной политике.
«Мы договорились на заседании президиума СЗ о совместной работе по подготовке консолидированной законодательной инициативы – это будет базовый законопроект в сфере промышленной политики.
Следующее заседание Совета законодателей будет также выездным. В подмосковном наукограде Дубна мы обсудим современные научные технологии, различные аспекты формирование новых высокотехнологичных производств, а также вопросы организации местного самоуправления в наукоградах», - сообщил Сергей Миронов на брифинге представителям СМИ.
* * *
ПРИНЯТЫ ИТОГОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По итогам рассмотрения вопроса «О законодательном обеспечении развития промышленности в субъектах Российской Федерации» президиум Совета законодателей принял ряд рекомендаций, направленных на формирование целостной системы промышленной политики, ускорение инновационного развития и реализацию новых высокотехнологичных проектов.
Президиум Совет законодателей отмечает необходимость ускорить создание законодательной базы в сфере промышленной политике с учетом высказанных членами Совета законодателей предложений.
Главной среди рекомендаций председатель Совета законодателей Сергей Миронов назвал решение о подготовке консолидированной законодательной инициативы.
Региональным парламентам было рекомендовано принять активное участие в разработке законопроектов в сфере промышленной политики.
Президиум Совета законодателей рекомендовал также Правительству РФ при разработке системы государственных отраслевых приоритетов развития на средне- и долгосрочную перспективу исходить из необходимости выравнивания уровней регионального развития и повышения благосостояния общества; определить конкретные финансовые механизмы государственного содействия инвестициям в развитие приоритетных отраслей промышленности; обеспечить поддержку высококонкурентных секторов отечественной промышленности.
По материалам пресс-службы Совета Федерации