Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в рамках официального визита в Итальянскую Республику выступил на заседании Ассоциации европейских сенатов.
В Италии состоялось заседание Ассоциации европейских сенатов на тему «Развитие парламентской дипломатии в XXI веке. Роль сенатов». В ее работе приняла участие делегация Совета Федерации во главе с Председателем палаты Сергеем Мироновым. На форуме присутствовали представители 15 европейских стран.
Встреча парламентариев началась с Минуты молчания по жертвам авиакатастрофы 10 апреля под Смоленском, в которой погиб Президент Польши Лех Качиньский.
Открывая заседание Ассоциации, глава Сената Итальянской Республики Ренато Скифани подчеркнул, что парламентарии должны обеспечивать необходимость проведения в мире политики демократии и безопасности.
Выступающие на заседании говорили о решении вопросов глобальной безопасности, противодействия террору и религиозному экстремизму, а также о поддержке демократии в мире. В докладах подчеркивалась роль верхних палат парламентов в процессе решения внутренних задач государств и ведения международного политического диалога.
Председатель Совета Федерации в своем выступлении на заседании отметил повышение роли "парламентской дипломатии" в международной жизни – важная особенность современной мировой политики. «Это – объективный процесс, отражающий усиление фактора гражданского общества и социально-политической инициативы общественных сил во многих странах мира. В более широком плане можно даже сказать, что данная тенденция в определённой степени отражает процесс демократизации всей системы международных отношений в период её перехода к многополярной модели», - заявил Сергей Миронов.
В свою очередь, заметил он, с учетом процесса глобализации мировых процессов, усиления взаимозависимости между государствами и народами в поисках ответов на новые современные вызовы, парламенты, как представительные органы, выражающие настроения избирателей, так же все более активно стремятся к наращиванию партнёрского взаимодействия друг с другом. «Мы вправе задаться вопросом, какой реальный вклад в укрепление международной стабильности и безопасности может внести "парламентская дипломатия", и в чём состоит её отличие от дипломатии государственной в классическом её понимании? Прежде всего, следует отметить, что "парламентская дипломатия" призвана не конкурировать с профессиональными дипломатами, а дополнять усилия, предпринимаемые нашими коллегами по линии органов исполнительной власти», - подчеркнул Сергей Миронов. По мнению Председателя Совета Федерации, «парламентская дипломатия» занимает в международных отношениях свою собственную, уникальную нишу.
По словам спикера Совета Федерации, важная особенность "парламентской дипломатии" состоит также в том, что она имеет в своем распоряжении специфические политические механизмы и инструменты, позволяющие эффективно влиять на внешнеполитические решения своих правительств. В отличие от традиционной государственной дипломатии, считает Сергей Миронов, "парламентская дипломатия" более свободна, в частности, не "зашорена" разного рода правительственными инструкциями. «На практике это означает, что парламентарии могут при определённых обстоятельствах быстрее и легче доносить до своих партнёров те или иные идеи, готовить почву для их обсуждения и принятия решений на уровне исполнительных органов власти», - пояснил глава Совета Федерации.
Но самое главное, заметил он, хотя у парламентариев и нет верительных грамот, у них имеется не менее весомый мандат – мандат избирателей, то есть народов своих государств. К началу ХХI века, по мнению Сергея Миронова, в мире сформировалась разветвлённая сеть межпарламентских связей, которая включает в себя взаимоотношения между парламентами как на двусторонней, так и на многосторонней основе. «Международные парламентские форумы всё увереннее заявляют о себе в глобальной и региональной политике, к их голосу прислушиваются правительства и народы. А принимаемые на этих форумах резолюции и другие документы содержат консолидированные оценки, позиции и предложения по наиболее важным и острым проблемам международной жизни», - подчеркнул спикер верхней палаты российского парламента.
Как считает Председатель СФ, это в полной мере относится и к работе Ассоциации европейских сенатов. Вместе с тем, заметил он, региональные межпарламентские форумы во многом работают пока достаточно изолированно друг от друга. Сергей Миронов привел пример, что только в одной Европе, насчитывается порядка десяти парламентских организаций: Парламентская ассамблея Совета Европы, Парламентская ассамблея ОБСЕ, Парламентская ассамблея НАТО, Парламентская ассамблея ЗЕС, Парламентская ассамблея ЧЭС, МПА СНГ и целый ряд других парламентских структур. Конечно, уточнил глава делегации Совета Федерации, в деятельности каждого из этих форумов имеется своя специфика, своя зона ответственности.
В тоже время, по мнению спикера Совета Федерации, несмотря на географическую многоликость этих структур, в их работе имеется немало точек соприкосновения и проблем, представляющих взаимный интерес, например, проблемы безопасности, экологии, прав человека или социально-экономического развития регионов Европы.
Сергей Миронов заявил о необходимости углубления межпарламентского диалога, повышения уровня координации между различными межпарламентскими структурами на европейском континенте. «Обсуждение какой-либо одной жизненно важной для всех "сквозной" темы на совместном общеевропейском форуме парламентариев может дать ещё больший политический эффект, заметно повысить шансы парламентариев быть услышанными правительствами и общественностью европейских стран», - уверен глава Совета Федерации.
При этом, добавил он, на таком форуме должен прозвучать голос, как национальных парламентов, так и услышано мнение различных субрегиональных парламентских структур, то есть ПАСЕ, Европарламента, МПА СНГ и других. «Сегодня международное сотрудничество парламентариев во многом определяется самой природой и функциями публичной дипломатии. Это законотворчество, парламентский мониторинг и контроль, гармонизацию и сближение национальной и международно-правовой систем, формирование современного политического мышления», - отметил Сергей Миронов. В любой из стран, представленных в Ассоциации, считает глава СФ, накоплен уникальный опыт работы на каждом из этих направлений. Осмысление этого опыта и возможность его творческого использования в своих странах, по мнению Сергея Миронова, - важная составная часть межпарламентской деятельности. «Первым шагом к выше обозначенному мною форуму мог бы явиться специальный семинар в рамках нашей Ассоциации с привлечением соответствующих комитетов национальных парламентов и экспертов. В качестве возможной темы семинара может стать проблематика гармонизации и сближения национальных законодательств, как необходимое условие региональной интеграции», - предложил Председатель Совета Федерации.
Сергей Миронов рассказал также о практике "парламентской дипломатии" в России. Одна из её важных особенностей, подчеркнул он, – широкий географический охват. «Наши партнёры находятся на всех континентах и представляют более 100 государств мира, с большинством которых мы имеем различные по форме соглашения о сотрудничестве, включая протоколы, заявления и меморандумы», - заметил российский законодатель. Важная особенность этих документов, пояснил он, состоит в том, что они содержат политические обязательства о взаимодействии, предлагают конкретные организационные механизмы решения проблем. Среди них Сергей Миронов назвал комиссии, "круглые столы", международные конференции, совместные инициативы в межпарламентских структурах.
С рядом стран, сообщил глава Совета Федерации, заключены межгосударственные программы сотрудничества, в которых содержатся специальные пункты о межпарламентском взаимодействии. «Я имею в виду Бельгию, Люксембург, Нидерланды, Китай и страны СНГ. Широкое развитие получило сотрудничество по линии международных парламентских организаций. Наши делегации активно работают в Парламентской ассамблее Совета Европы, Парламентской ассамблее ОБСЕ, сотрудничают с Парламентской ассамблей НАТО, и другими европейскими парламентскими структурами. Неплохое взаимодействие сложилось у нас с Европарламентом. А в 2006 году по нашей инициативе был дан импульс "парламентскому измерению" Шанхайской организации сотрудничества, - рассказал Сергей Миронов. Глава Совета Федерации высказал убеждение в том, что роль "парламентской дипломатии" в международных отношениях будет и дальше возрастать. «Её эффективность во многом будет зависеть от того, насколько «парламентская дипломатия» будет приближена к насущным потребностям граждан и мирового сообщества в целом. Думаю, что такая постановка вопроса и поможет нам правильно определить приоритетные направления межпарламентской деятельности в ХХI веке», - подчеркнул Сергей Миронов.
Председатель Совета Федерации предложил принять совместный документ, подчеркивающий значимость и важность двухпалатной системы парламентов.
После проведения заседания Председатель Совета Федерации провел ряд двусторонних встреч с руководителями сенатов европейских стран, в том числе с Маршалом Сената Республики Польша Богданом Борусевичем.
По итогам дискуссии на заседании Ассоциации парламентарии европейских стран приняли итоговый документ.
Ассоциация европейских сенатов была создана 8 ноября 2000 г в Париже по инициативе главы Сената Франции Кристиа Понселе. Она объединяет представителей верхних палат парламентов государств - членов ЕС и кандидатов в ЕС. В уставе организации отмечается, что целью ее работы является развитие сотрудничества между входящими в ее состав членами, оказание помощи в становлении парламентской демократии. Совет Федерации РФ был принят в Ассоциацию в июне 2002 г.
По материалам пресс-службы Совета Федерации